Place of profiling in the System of human sciences. Types and industries of profiling

UDC 159.98
Publication date: 27.12.2019
International Journal of Professional Science №12-2019

Place of profiling in the System of human sciences. Types and industries of profiling

Место профайлинга в системе наук о человеке. Виды и отрасли профайлинга.

Vetrova Tatiana Vyacheslavovna
Statny Vladlen Mikhailovich
1. Cand.of Ps.Sc., St.Petersburg Institute (branch) of
Russian State University of Justice
2. Cand.of Ped.Sc., Associate Professor,
Pushkin Leningrad State University


Ветрова Татьяна Вячеславовна
Статный Владлен Михайлович

1. к.психол.н., Санкт-Петербургский институт(филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
2. к.пед.н., доцент, Ленинградский государственный университет им. А.С.Пушкина
Аннотация: В статье анализируется место профайлинга в системе современного научного знания, а также приводится систематизация видов и отраслей профайлинга.

Abstract: The article analyzes the place of profiling in the system of modern scientific knowledge, and provides a systematization of profiling types and industries.
Ключевые слова: профайлинг, виды профайлинга, отрасли профайлинга, методика, технология, социально-научно-технологический комплекс.

Keywords: profiling, types of profiling, profiling industries, profiling technique, technology, socio-scientific and technological complex.


Профайлинг в научной литературе чаще всего называют методом, системой методов, технологией, либо научной методикой. Кроме того,   встречаются определения профайлинга как «нового направления практической деятельности психологов» (А.Потеряхин, 2017) и «процесса идентификации психологических особенностей индивидуума»  (Р.Ресслер,    1992). В свою очередь, К. и С. Дерн, А. и У. Хорн и Р. Козиц полагали, что профайлинг является «сложной и научно-обоснованной уголовной практикой»   [8,10].

Что же представляет собой профайлинг? Является ли он методом, методикой, системой, процессом, психологическим направлением или уголовной практикой? Почему до сих пор не существует единства в его определении? И каково  его место в системе наук на современном этапе?

Прежде всего, следует отметить, что профайлинг, как часть человеческой деятельности, полностью отвечает всем критериям научности. Это является естественным следствием его происхождения из научного знания без использования какого-либо паранаучного инструментария.

Также не существует сомнений, что профайлинг  является производной от психологического и психофизиологического анализа личности, и, в этой связи, имеет самые тесные связи с психологической наукой. Практически все исследователи относят профайлинг к сфере психологических знаний. Также большинство авторов сходятся во мнении о его прикладном характере.

Однако стоит заметить, что профайлинговая деятельность давно вышла за пределы лишь прикладного применения психологических знаний, обогатившись как знаниями из области анатомии, физиологии, клинической медицины, биохимии, психиатрии, так и вобрав в себя криминологические, статистические, социологические, юридические и другие виды знаний из наук об  обществе (см. рис. 1).

Рисунок 1.  Источники профайлинга

Таким образом, профайлинг превратился в некий социальный феномен, который, как минимум, приобрел системный характер, выйдя за пределы значимости совокупности всех своих составляющих.

Для того чтобы внести ясность с определением профайлинга, обратимся к философии науки [3].

Метод, являясь путем исследования или познания, не может стать определением профайлинга, поскольку последний сам использует целую серию методов, включающих: наблюдение, анализ и синтез, сравнение, восхождение от абстрактного к конкретному, описание, аналогию и др.

Также мы не сможем идентифицировать профайлинг и как научный подход, поскольку подходом называют совокупность однородных методов, а профайлинг, как мы видели выше, такой совокупностью не является.

Сложно назвать профайлинг и новым направлением практической деятельности психолога, наряду с пятью существующими:

— психологическим просвещением;

— психопрофилактикой;

— психодиагностикой;

— психологической коррекцией;

— психологическим консультированием.

Несмотря на то, что профайлинг имеет определенную связь с психодиагностикой, данный вид деятельности, как уже упоминалось выше, давно вышел за пределы компетенции собственно классического психолога и не может быть включен в ряд направлений его деятельности.

Ближе всего, на наш взгляд, к описанию феномена профайлинга в настоящее время стоят понятия методики и технологии.

Методика, как алгоритм и процедура для проведения нацеленных действий, отличается от метода конкретизацией приемов и задач. При этом психодиагностическая методика, представляющая собой «инструкцию по проведению, диагностике, обработке данных и интерпретации результатов» [3], по большей части, наиболее емко описывает сущность конкретных профайлинговых действий.

Отвечает профайлинг и всем требованиям, предъявляемым к научной методике:

— реалистичности;

— воспроизводимости;

— внятности;

— соответствии целям и задачам действия;

— обоснованности;

— результативности.

Что касается понятия «технологии», то, являясь «совокупностью методов и инструментов для достижения желаемого результата; применением научного знания для практических задач» [3], она также достаточно полно описывает профайлинг, делая акцент не только на его  методологию, но и на применяемый инструментарий.

Можно было бы ограничиться отнесением профайлинга к психодиагностической методике, получившей реализацию на практике посредством доступного инструментария в форме соответствующей  технологии. Но  лишь в том случае, если бы нами производилось описание   процедуры строго регламентированных конкретных действий профайлера на определенном объекте.

Абстрагируясь же от описания конкретной манипуляции и определяя профайлинг, как явление в современном мире, вынуждены констатировать, что данный  феномен также  выходит за рамки вышеупомянутых определений.

Следует заметить, что с появлением  научных исследований  в данной сфере, профайлинг постепенно начал свое перемещение из сугубой технологии (технической сферы) в сферу научно-техническую. Поскольку лишь теоретическое знание  изучает собственно причины явлений, находит законы, по которым данные явления происходят. В свою очередь, практическое, технологическое знание не может ответить на вопрос о причине происходящего, а лишь является отражением наличествующих умений, используемых на практике.

Безусловно, еще преждевременно называть профайлинг областью научного знания, научным направлением или отраслью психологической науки.  Однако, очевидно и то, что с появлением новых теоретических разработок, в том числе, и представляемых научному сообществу в качестве диссертационных исследований, развитием семьи отраслей профайлинга со специализацией научных исследований в каждой из них, получением посредством этого новых знаний и их систематизации, открывается путь к трансформации профайлинга из четко регламентированной розыскной технологии к научно оформленному комплексу знаний, находящему свое применение на практике.

В современном мире технология проникает практически во все сферы жизни человека, оказывая на них самое активное влияние. Это дает основания говорить о формировании нового, некоего социально-научно-технологического комплекса (Д.В.Котелевский, 2015), приходящего на смену комплексу научно-техническому [4]. Профайлинг, по нашему мнению, является ярким отражением и одним из наглядных примеров такого  процесса.

Следует также отметить в этой связи и разработанную П.Штигницом (P.Stiegnitz, 1997) концепцию новой отрасли научного знания, названного им «ментиологией» [11]. Ментиология, с точки зрения своего создателя, должна стать дисциплиной социальных наук и психологии.

Предметными областями ментологии  предположительно будут являться:

— социальные аспекты лжи;

— атрибуция лжи;

— коллективная ложь;

— ложь и ее влияние на принятие решений;

— значение лжи в процессе общения;

— гендерные признаки лжи;

— детекция лжи;

— девиация как социальное последствие лживого поведения;

— ложь и невербальное общение и другие аспекты.

Как видим, детекция лжи, и профайлинг, в частности, как предполагалось, должны стать предметной областью нового научного направления.

Однако поскольку данный вопрос пока не изучен и не получил, на сегодняшний день, развития в научной психологии и социологии, окончательное решение вопроса о месте профайлинга в системе научных знаний поныне остается открытым и требует дальнейшей теоретической проработки.

В настоящее время всю профайлинговую деятельность можно подразделить на 2 основных вида: теоретический и прикладной профайлинг (см. рис. 2). Из названия следует, что отрасли, относящиеся к первому виду, носят теоретический, изыскательский характер, находятся в постоянном развитии, непрерывно дополняются самыми современными теориями и методами. Теоретический профайлинг активно содействует методологическому развитию прикладного профайлинга, методам и технологиям,  находящим свое применение на практике.

Рисунок 2. Виды профайлинга

В зависимости от сфер применения и задач, которые ставятся перед специалистами-профайлерами, в настоящее время выделяют следующие отрасли профайлинга (см. рис. 3).

Рисунок 3. Отрасли профайлинга

Криминалистическое направление является одним из старейших и наиболее теоретически проработанных отраслей профайлинга. Используется правоохранительными органами и спецслужбами ряда государств, включая МВД И ФСБ России, а также ФБР и ЦРУ (США).

Основной задачей специалиста при проведении профайлинговых действий является составление психологического  портрета (описания типа личности, базовых черт характера, возможных психологических или психических отклонений, отличительных черт) предполагаемого преступника. В большинстве случаев деятельность профайлера предполагает составление профиля лиц, совершивших серийные убийства либо маниакально окрашенные преступления. Основывается на использовании знаний в области психологии, психиатрии, психофизиологии,   криминалистики, социологии и статистики. Включает в себя профилактический, тактический, оперативно-розыскной, судебно-следственный, виктимологический и др. виды профайлинга.

Политический профайлинг  опирается не только на знания в области психологии и физиологии, но и интегрирует разработки PR-технологов в теорию профайлинга. Изучает вербальное и невербальное поведение политиков, оценивает психолингвистические особенности построения выступлений, их коммуникативные способности, мимику и пантомимику.

 Специальное направление связано с деятельностью спецслужб, служит обеспечению безопасности государства от внешних угроз. В последнее время, в связи с возросшей угрозой террористических вторжений, частично находит свое развитие в антитеррористическом и криминалистическом профайлингах.

Антитеррористический профайлинг используется для предотвращения криминально-террористических угроз, преимущественно, в местах массового скопления людей. Основой данного типа является наблюдение за эмоциональным состоянием человека в момент его пребывания в общественных местах. Производится оценка и анализ невербального поведения лица на наличие стресса, нервозности, нетипичного поведения с целью выявления потенциально опасных посетителей или пассажиров, предположительно готовящихся совершить противоправное действие.

Подразделяется на: авиационный, транспортный, гостиничный, массовый, охранный (в свою очередь, имеет деление в зависимости от вида объекта) и др.

Авиационный профайлинг применяется на объектах гражданской авиации, служит целям обеспечения безопасности авиаперелетов. Является одним из наиболее теоретически разработанных направлений.  Использование выработанных алгоритмов наблюдения, опроса и осмотра лиц перед полетом, позволяет выявлять потенциально опасных пассажиров и предотвращать попадание на борт запрещенных к перевозке грузов.

Транспортный предупреждает противоправные действия на объектах транспортной инфраструктуры (на железнодорожном, автомобильном транспорте, в зданиях железнодорожных и автовокзалов, на перронах, на стоянке транспорта).

Массовый профайлинг служит предотвращению противоправных действий во время проведения крупных массовых мероприятий. Основывается на одновременном анализе поведения значительного числа людей, а также оценке динамики изменения поведения людей при их массовом скоплении.

Охранный (гостиничный, охраны торговых центров, спецобъектов, культурных центров, храмов) профайлинг способствует упреждению противоправных и террористических действий на территории охраняемых объектов с учетом специфики их функционирования.

 Научно-исследовательский профайлинг является активно развивающейся отраслью, постоянно пополняемым современными теориями и методами. Основной акцент в исследованиях делается в последнее время на развитие считывания эмоций, в том числе, и дистанционной детекции лжи. Включает в себя ряд теоретических направлений (типологический, психотехнологическимй,  медико-психологический и др.).

Типологический профайлинг представляет собой  научные изыскания в   в области исследования и создания психотипологий,  используемых для оперативной диагностики психотипа человека и определения, на его основе, основных личностных качеств, позволяющих конструировать наиболее вероятные поведенческие модели.

Психотехнологическое направление описывает метапрограммный профиль человека, характеризует систему его ценностей и убеждений, определяет особенности получения, обработки, анализа и оценки информации. Применяется для понимания основных нерациональных убеждений человека, его индивидуальных особенностей в различных сферах деятельности. Разрабатывает способы коррекции данных особенностей.

Медико-технологический основывается на деятельности российского и советского психиатра П.Б.Ганнушкина в области типологии психопатий и немецкого психиатра К.Леонгарда, разрабатывавшего тему акцентуации личности.  Исследования в данной сфере носят как теоретический, так и прикладной характер: используются не только во всех основных отраслях прикладного профайлинга, но и в медицинской практике (в области психотерапии и психиатрии).

Бизнес-профайлинг (Коммерческий профайлинг) применяет методики и технологии профайлинга для поиска современного интереса и бизнес-выгод, дает оценку эффективности переговоров и бизнес-коммуникаций, устанавливает достоверность предоставляемой контрагентами информации, позволяет достоверно определить искренность декларируемых намерений партнеров. Включает в себя анализ невербальных компонентов деловых контактов, содействует принятию верных и своевременных решений. Практически представляет собой сопровождение бизнеса специалистом-профайлером.  Включает в себя банковский, переговорный, страховой, аудит-профайлинг и др.

Кадровый (HR) профайлинг используется в ходе подбора  персонала и последующей работы с ним. Направлен на установление соответствия профиля  кандидата  должностным требованиям, исключение наличия у кандидата криминального  прошлого или преступного замысла, а также решения других кадровых задач. Кроме того, в рамках данной отрасли проводится оценка индивидуальных особенностей сотрудников в целях их более полной профессиональной реализации. Корпоративный профайлинг включает в себя профайлинг в сфере информационной безопасности и профайлинг профессиональных показаний (способностей).

Профайлинг в сфере информационной безопасности включает в себя анализ кадровых рисков и рисков распространения важной коммерческой информации за пределы компании, изучает лояльность сотрудников фирмы.

 Этнический профайлинг изучает особенности вербального и невербального поведения личности, прогнозирует ее поведенческие стереотипы,  готовность к бизнес-сотрудничеству с позиции принадлежности к определенному этносу, языку, религии, традициям, культуре. Исследует особенности восприятия времени и модели получения информации, принятые у  различных народностей.

Семейный профайлинг. Используется в современной семейной психотерапии для определения уровня доверия к партнеру, направлен на изучение совместимости пары, позволяет выстраивать здоровые, гармоничные отношения в семье.

Как видно из разнообразия его отраслей, современный профайлинг стремительно развивается в своем многообразии. Феномен профайлинга в последнее десятилетие уже прочно занял свое место как в системе теоретического, так и прикладного научного знания.

В этой связи профайлинг представляет несомненный интерес с точки зрения его дальнейшего развития и применения в самых разных областях, начиная от узкоспециализированного составления психологического портрета (профиля) личности до широкого использования в сфере межличностных отношений и коммуникации.

References

1. Аминов, И.И. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012, 183 с.
2. Дзиконская, С.Г. Криминологический профайлинг: понятия и виды // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. - № 4. – С. 93-95.
3. Ильин, В.В. История и философия науки. 3-е изд. Учебник. - М.: Проспект. 2019. – 336 с.
4. Котелевский, Д.В. Структуры рациональности и объекты научного знания // Эпистемы: сборник статей / Под ред. О. Н. Томюк, Н. В. Бряник, А. Г. Кислова. Выпуск 10. Том - Неклассическая наука. Екатеринбург: Издательско-полиграфическое предприятие «Макс-Инфо», 2015. – С. 35-40.
5. Кудин, В.А., Статный, В.М. Профайлинг в деятельности органов внутренних дел: от теории и методологии к практике // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2013.- № 3(59). – С. 4-15.
6. Малыхина, И.И. История возникновения и развития методики построения психологического портрета преступника в России и за рубежом / И.И. Малыхина // Следователь. – 2004. - №12. – С. 61.
7. Пирогова, Л.К. Профайлинг: превентивный метод обеспечения авиационной безопасности. Учебное пособие. – Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. – 84 с.
8. Профайлинг / Сост. А.В.Дормидонов, И.А.Семенова. – Ульяновск: УВАУ ГА (И), 2011. – 111 с.
9. Bartol, C.R., Bartol, A.M., 2013. Criminal & behavioral profiling: Theory, research and practice. – Thousand Oaks, CA: Sage, 2013. - 368 p.
10. Dern, H., Dern, C., Horn, A., & Horn, U., 2009. The fire behind the smoke: A reply to Snook and colleagues // Criminal Justice and Behavior. - 2009. - № 36 (10). - P. 1085-1090.
11. Stiegnitz, P., 1997. Die Lüge - das Salz des Lebens: Ein Essay. - Wien: Edition Va Bene, 1997. - 628 с.
12. Turvey, B.E., 2011. Criminal Profiling. L.: Academic Press, 2011. - 728 p.