Abstract: The article dwells upon main problems and prospects of medical higher schools students and graduates professional training considering modern information technologies and innovation methods potential and actual opportunities.
Keywords: post-graduate clinical course, innovation, creativity, information technologies, practice.
Как известно, при любой совместной деятельности людей всегда возникает элемент затрат, связанный с ее организацией и обеспечением. Финансовая часть этой проблемы обеспечена государством, причем базовые вопросы подготовки врачебной смены через клиническую ординатуру дружно решаются с участием рациональных служб Министерства здравоохранения, в частности, их ведущих лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Очевидно, поэтому основную часть руководителей крупных лечебных подразделений в настоящее время составляют доктора, прошедшие отечественную школу врачебной жизни в аспирантуре и клинической ординатуре. Разумеется, в пост-миллениумный период, когда на всех медработников обрушивается буквально «цунами» инновационной информации, стремительный технико-технологический прогресс порождает все более совершенное инструментальное и приборное обеспечение лечебного дела, а, соответственно, повышаются требования к постановке и организации непрерывного последипломного образования.
Согласно растущим запросам системы здравоохранения [5], равно как и потребностям самого социума в качественной лечебной помощи, проводится большая реорганизационная работа, в частности, по разделу клинической ординатуры. Так, во многих ведущих медицинских клиниках ведется дополнительное обучение врачей самым современным методам оперативного лечения с моделированием их на тренажерах типа «кость-фиксатор», а также тренингом с использованием современных вариантов медицинской техники в рамках выбранной специальности [6]. Однако несколько особняком в таких случаях стоит креативная составляющая этого учебного, а, соответственно, и последующего рабочего процесса. Представление же о необязательности участия в инновационном процессе значительного числа практикующих врачей успешно опровергается практикой международных АS (Actionary societies)/ АСIF (Automated Central Issue Facility Systems), десятилетиями сохранявших обратную связь разработчиков с крупными коллективами травматологических клиник и отделений [6]. В этой связи, наиболее оптимальным представляется постоянное участие докторов-практиков и, в том числе, клинических ординаторов как основного кадрового резерва, в учебных циклах, проводимых на центральных базах и в ведущих клиниках , в частности, на средства поставщиков и разработчиков материального обеспечения и инновационных методик мало-инвазивных оперативных вмешательств. В настоящее время этот тренд встречает понимание, а, соответственно, и финансовую поддержку тем более, когда речь идет о штатных сотрудниках лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). К сожалению, вопрос о командировании клинических ординаторов на подобные кратковременные циклы далеко не всегда решается так же просто. Тем не менее, эти сложности не могут блокировать интерес молодой травматологической смены ко всему новому, стремительно входящему в лечебную практику. Ведь психология последних поколений студентов медицинских вузов заметно отличается от предшественников подвижностью реакций на окружающие реалии, скоростью принятия решений и их осуществления, а также восприимчивостью ко всем полезным инновационным идеям. В этой связи, представляется рациональным активное использование и развитие этих качеств, с вовлечением студентов старших курсов вместе с ординаторами к участию в техническом творчестве в пределах своей специальности, а также в разработке вариантов известных оперативных методик и существующих инструментов в условиях реально усложненных клинических вариантов, возникающих, в частности, в ситуациях повторных либо ревизионных вмешательств, например, при лечении перипротезных переломов [4] и ряда других травм с использованием сравнительно недавно вошедших в практику методов.
При этом довольно разумным и обоснованным в воспитательном отношении представляется возможное сглаживание границ между студентами, клиническими ординаторами, аспирантами и молодыми врачами, совместно работающими в творческих группах, что, на наш взгляд, играет роль своего рода «прививки» эстафетного отношения к коллегам по специальности как одной из ее благородных основ. В конце концов, взаимопомощь, кооперация и даже чистейший альтруизм встречаются даже в жизни пернатых. Причем последний вариант сотрудничества, как известно, заметно повышает социальную роль помогающего в родной стае. Подобные мероприятия организовывались нами в Медицинском институте Петрозаводского государственного университета в постоянном режиме. В результате его выпускниками разных лет и в до- и в последипломных периодах обучения в соавторстве с преподавателями были получены многочисленные авторские свидетельства, патенты и удостоверения на рационализаторские предложения [3]. Однако, это, безусоловно, лишь поощрительная часть дела. Сопутствующими же эффектами являются развитие творческого воображения, склонности к многофакторному анализу, навыков оформления и редактирования наборов соответствующих инновациям авторских документов, и, что самое главное, прямой заинтересованности в результативности своей врачебной работы.
Вполне очевидно, что довольно трудно представить чье-либо участие в составе креативной группы без широкого ознакомления с научными публикациями и патентными материалами по тем или иным конкретным разделам. Современные информационные технологии сейчас обеспечивают самые широкие возможности в этом направлении. Однако, молодые коллеги, прекрасно владеющие алгоритмами компьютерного поиска, нередко не располагают достаточным знанием хотя бы одного из самых распространенных, а, тем более дополнительных языков общения. В то же время, организация столь необходимой лингвистической подготовки в прошлом успешно практиковалась, например, в Ленинградском государственном институте для усовершенствования врачей (ГИДУВе), где уже в 1950-х гг. был открыт спецкурс по переводу англоязычной медицинской литературы для клинических ординаторов и аспирантов [1,2]. С государственной точки зрения, это может быть одним из действенных вариантов борьбы с попытками изолировать нашу страну от мировой науки, имеющими место даже сейчас, в 21-м веке. Можно смело утверждать, что общеразвивающий и воспитательный, креативный и, естественно, заглавный образовательный аспекты клинической ординатуры взаимно дополняют друг друга и, тем самым, оптимизируют процесс последипломной подготовки кадрового резерва.
References
1. Вестник ЛГУ. Серия: История языкознания, литературоведение, переводоведение.- Л., 1957.- № 1.2. Вестник ЛГУ. Серия: История языкознания, литературоведение, переводоведение.- Л., 1958.- № 2
3. http://www. old.petrsu.ru/Faculties/medicine_inst.html
4. http://www. docplayer.ru/25929508-Periproteznye-perelomy-bedra-problemy-i-resheniya.html
5. https://www.mzsocial-rk.ru/bank-dokumentov/
6. https://medbe.ru/materials/travmatologiya-i-ortopediya-obshchee/osnovnye-metody-lecheniya-perelomov/