Key performance metrics system in Scrum and Kanban

UDC 33
Publication date: 18.01.2025
International Journal of Professional Science №1(1)-25

Key performance metrics system in Scrum and Kanban

Система ключевых метрик эффективности в Scrum и Kanban

Umerenkov Daniil Igorevich,
Dmitriev Anton Gennadievich,

1. Postgraduate student, Synergy University, Moscow,
2. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Organizational Management, Synergy University, Moscow


Умеренков Даниил Игоревич,
Дмитриев Антон Геннадиевич,

1. аспирант, университет «Синергия», Москва,
2. Кандидат экономических наук, доцент кафедры Организационного менеджмента, Университет «Синергия», Москва
Аннотация: Среди множества методик гибкого управления проектами, по статистике наиболее популярными являются Scrum и Kanban. Популярность данных методологий объясняется их высокой эффективностью в области организации процессов разработки и распределения ресурсов, наличием необходимых инструментов, высоким адаптивным потенциалом. Данная работа раскрывает особенности оценки эффективности проектного менеджмента при использовании Scrum или Kanban в контексте систематизации ключевых метрик. В работе дается краткий обзор данных методик, общая характеристика эффективности управления проектами, проводится сравнительный анализ ключевых метрик эффективности в Scrum и Kanban.

Abstract: Among the many flexible project management methods, according to statistics, the most popular are Scrum and Kanban. The popularity of these methodologies is explained by their high efficiency in the field of organizing development processes and resource allocation, the availability of the necessary tools, and high adaptive potential. This work reveals the features of assessing the effectiveness of project management when using Scrum or Kanban in the context of systematization of key metrics. The work provides a brief overview of these methods, a general characteristic of project management efficiency, and a comparative analysis of key performance metrics in Scrum and Kanban.
Ключевые слова: развитие экономики, управление проектами, методики управления, Scrum, Kanban, систематизации ключевых метрик.

Keywords: economic development, project management, management methods, Scrum, Kanban, systematization of key metrics.


Выбор оптимального подхода к управлению проектами играет ключевую роль в обеспечении эффективности его реализации, в том числе, соблюдении установленных ресурсных ограничений. При этом, любое управление не даст нужного результата без регулярного мониторинга ключевых показателей, которые должны комплексно отражать прогресс и качество выполнения задач. Основной целью мониторинга управленческих процессов выступает своевременное выявление отклонений и формирование корректировочных действий команды. Для осуществления мониторинга, как правило, разрабатывается система метрик результативности. [5]

В условиях растущей сложности проектов и необходимости оперативного принятия решений, значение метрик определения эффективности становится особенно актуальным. Научный интерес к данной проблеме обусловлен потребностью в универсальных подходах к измерению результата применения гибких методологий управления проектами. Необходимо отметить, что, несмотря на наличие большого количества исследований в области эффективности Scrum и Kanban, вопросы интеграции метрик, обеспечивающих объективную и всестороннюю оценку деятельности, остаются открытыми.

Методики Scrum и Kanban принадлежат к семейству гибких методологий управления проектами. Обе методики ориентированы на эффективное управление рабочими потоками и выполнение задач с учетом приоритетов.

Scrum основан на итеративном подходе – выполнение задач в рамках коротких временных интервалов (спринтов). Наиболее значимый эффект методика дает при управлении сложными проектами и/или необходимости быстрой реакции на изменения [2, с. 14-15].

Основными отличительными характеристиками Kanban являются визуализация задач, оптимизация потоков работы и ограничение незавершенных задач. Ключевым инструментом выступает канбан-доска. Методика идеально подходит для управления проектами, требующими высокой степени прозрачности без наличия строгих временных рамок [3, с. 91-92].

Метриками эффективности в контексте гибких методологий управления проектами выступает комплекс количественных и качественных показателей, которые используются при оценке степени достижения поставленных общих целей проекта или его отдельных задач.

Значение правильно подобранных метрик состоит в возможности повышения качества принятия управленческих решений за счет обеспечения объективной оценки эффективности процессов, уровня соответствия результатов ожиданиям заинтересованных сторон, выявления узких мест, повышения прозрачности работы проектной команды.

Система ключевых метрик эффективности в Scrum и Kanban имеет некоторые сходства, но не является полностью идентичной, так как каждая методика фокусируется на разных составляющих управления проектами.

Анализ научных работ и экспертных точек зрения [1], [4] позволяет систематизировать метрики эффективности в рамках рисунка 1.

Рисунок 1. Система ключевых метрик эффективности в Scrum и Kanban

Прежде, чем давать характеристику конкретным метрикам, важно отметить, что, по мнению ряда экспертов, Scrum, несмотря на более высокую популярность относительно Kanban, имеет меньший потенциал применения метрик эффективности. Данная особенность вытекает из самой концепции Scrum: его структура ориентирована на строгое следование временным рамкам и достижения целей в рамках спринтов. Это значительно усложняет оценку общей эффективности и долгосрочного воздействия процессов. В отличие от этого, Kanban предоставляет больше возможностей для мониторинга непрерывного потока работ, гибкого упрSавления ресурсами и аналитики с использованием метрик эффективности [1].

Таким образом, общими метриками для обеих методик выступают:

  1. Task Completion Rate (уровень выполнения задач) – базовая метрика для оценки производительности команды. Показывает процент завершенных задач от общего числа запланированных за определенный период времени. В Scrum метрика ориентирована на завершение задач в пределах спринта, в Kanban оценивается непрерывный поток задач, без ограничений по временным интервалам.
  2. Cycle Time (время выполнения задачи) – время, затраченное на выполнение одной задачи от начала работы до её завершения. Метрика служит для оценки скорости выполнения задач. В Scrum не всегда является основной метрикой, поскольку основной акцент делается на скорость команды (velocity). В Kanban имеет гораздо большее значение ввиду необходимости постоянной оптимизации потока.
  3. Throughput (пропускная способность) – количество задач, завершенных за определенный период времени. В Scrum оценка обычно осуществляется по завершению каждого спринта, при этом, рекомендуется использование ее в сочетании с velocity для анализа прогресса и планирования будущих спринтов. В рамках Kanban используется при измерении эффективности в долгосрочной перспективе.
  4. Defect Rate (уровень дефектов) – количество ошибок или дефектов, обнаруженных в выполненных задачах, относительно общего объема работы. В Scrum метрика анализируется после завершения спринта с целью выявления проблем в процессе разработки, а в Kanban отслеживается в реальном времени.

Система метрик эффективности в Scrum включает:

  1. Team Velocity (скорость команды) – измеряет объем работы, выполненной командой за один спринт, обычно в Story Points или других единицах измерения. Метрика показывает стабильность команды и позволяет прогнозировать сроки завершения проектов.
  2. Burndown Chart (диаграмма сгорания задач). Метрика представляет собой визуальный инструмент, показывающий, как объем оставшейся работы уменьшается по мере выполнения задач в течение спринта. По оси Y откладывается объем оставшейся работы (в Story Points, часах или задачах), По оси X – время (обычно дни спринта). Анализ диаграммы дает возможность команде и заинтересованным сторонам наглядно наблюдать, насколько успешно соблюдаются планы. При невыполнении планов повышается оперативность реагирования на риски. [6]
  3. Sprint Goal Achievement (достижение целей спринта) – выражается в процентах или в категории (например, «Полностью достигнуто», «Частично достигнуто», «Не достигнуто»). Анализ осуществляется на ретроспективе после завершения спринта.
  4. Sprint Stability (стабильность спринта) – рассчитывается как процент задач, которые не были добавлены или удалены из спринта после его начала. Основное значение метрики – оценка качества планирования. Высокая стабильность спринта свидетельствует о реалистичности планирования и хорошем управлении ожиданиями. Низкая стабильность может указывать на проблемы с приоритизацией или частые изменения требований. Формула для расчета:

Ss = Ts×100 / Tt,

где     Ts – количество задач, оставшихся неизменными;

Tt – общее количество задач.

Система метрик эффективности в Kanban включает:

  1. Lead Time (время выполнения заказа) – измеряет общее время, которое проходит от поступления задачи в систему до её завершения. По сути, метрика отражает скорость доставки ценности клиенту. Снижение Lead Time свидетельствует об улучшении процессов. Формула для расчета:

LT = DTe – DTb,

где     DTe – дата завершения задачи;

DTb – дата поступления задачи.

  1. Flow Efficiency (эффективность потока) – доля времени, в течение которого задача находится в активной работе, относительно общего времени выполнения задачи. Низкая эффективность потока указывает на необходимость устранения задержек и оптимизации процессов.
  2. Work In Progress Limits (ограничения незавершенной работы) – максимальное количество задач, которые могут находиться в работе одновременно на каждом этапе процесса. Значение метрики – снижение риска перегрузки команды, улучшение фокусировки на текущих задачах. Кроме того, контроль WIP способствует снижению Lead Time за счёт меньшего количества переключений между задачами.
  3. Column Load (загрузка колонок) – количество задач, находящихся в каждой колонке Kanban-доски. Избыточная загрузка одной из колонок указывает на узкие места в процессе. Оптимизация Column Load позволяет улучшить равномерность распределения задач и общую производительность команды. [7]

Приведенная выше система метрик оценки эффективности в Scrum и Kanban применима к управлению процессами и выполнению задач на всех этапах жизненного цикла проекта.

Отдельно необходимо отметить общие бизнес-метрики и метрики финансовой эффективности:

  1. Return on Investment (возврат на инвестиции) – измеряет финансовую отдачу от инвестиций в проект и рассчитывается как отношение чистой прибыли от проекта к его затратам, выраженное в процентах. При этом, в Scrum ROI может рассчитываться на уровне спринтов, с целью оценки, насколько разработанные инкременты приносят ценность, а в Kanban показатель используется для анализа общей ценности процессов.
  2. Earned Business Value (полученная бизнес-ценность) – измеряет стоимость бизнес-ценности, которая была реализована на определённый момент времени. Значение метрики заключается в возможности видеть вклад конкретных задач в проект и, при необходимости, фокусироваться на задачах с более высокой ценностью.
  3. Running Tested Features (запущенные протестированные функции) – доля функций, которые прошли тестирование и готовы к использованию, в общем количествезапланированныхфункций. По сути, метрика показывает степень готовности продукта и его функциональности.

Таким образом, можно подытожить, что обе методологии используют систему метрики для оценки эффективности, при этом, в Scrum акцент делается на управление итерациями (спринтами), а в Kanban – на управление потоком задач. Соответственно, выбор метрик зависит от целей и особенностей применения каждой методологии.

References

1. Алименков, Н. Метрики в Scrum и Kanban / Н. Алименков. URL: https://habr.com/ru/articles/173565 (дата доступа: 24.12.2024).
2. Андреева, Р.Н. Scrum: гибкость в жестких рамках / Р.Н. Андреева, О.Ю. Синяева // Вестник ГУУ. – 2018. – №2. – С. 13-20.
3. Глазков, Г.В. Система Кanban и ее влияние на современное предприятие / Г.В. Глазков // Вестник науки. – 2024. – №11 (80). – С. 91-95.
4. Лебедева, Д. Простыми словами: 5 действительно важных Agile метрик / Д. Лебедева. URL: https://kaiten.ru/blog/5-agile-mietrik-prostymi-slovami (дата доступа: 24.12.2024).
5. Смирнов, К. С. Сравнительный анализ методологий разработки программного обеспечения Scrum и Kanban / К. С. Смирнов // Интернаука. – 2022. – № 18-1(241). – С. 53-55.
6. Сомко, М. Л. Система детерминированных драйверов метрик оценки эффективности ключевых бизнес-процессов / М. Л. Сомко, А. И. Епихин // Международный научно-исследовательский журнал. – 2024. – № 9(147). – С. 1-10.
7. Стась, Д. А. Kanban и Scrum - части одного целого / Д. А. Стась, А. Б. Сорокин // Интернаука. – 2020. – № 44(173). – С. 25-26.