The cultural significance of traditional Chinese music and its modern subtextual

UDC 78.03
Publication date: 19.06.2025
International Journal of Professional Science №6(1)-25

The cultural significance of traditional Chinese music and its modern subtextual

Культурное значение традиционной китайской музыки и ее современный подтекст

Li Shuo

master's student,
Shenshi Pedagogical University,
China, Shaanxi


Ли Шо

магистрант,
Шэньсийский педагогический университет,
Китай, Шэньси
Аннотация: В статье представлено описание эксперимента, разработанного для изучения культурного значения традиционной музыки Китая и ее современных подтекстов в медиа. Целью эксперимента является исследование того, как традиционная китайская музыка используется в современных средствах массовой информации для передачи культурных и эмоциональных подтекстов, и как эти подтексты воспринимаются слушателями с разным уровнем знакомства с данной музыкой. В эксперименте приняло участие 30 человек, разделенных на три подгруппы в зависимости от знакомства с традиционной музыкой: очень знакомые; умеренное знакомые; не знакомые. Такое решение обеспечивает возможность измерения в зависимости от уровня культурного опыта. Каждому участнику поочередно показывали четыре клипа в случайном порядке, после просмотра был проведен опрос, где нужно было оценить эмоциональное состояние, культурное послание и аутентичность музыкального сопровождения. Данные собирались с использованием опросника для удобства обработки. В исследовании использовалась комбинированная методология, сочетающая качественные и количественные подходы, чтобы всесторонне изучить традиционную музыку в современных медиа. По результатам эксперимента было определено, что культурная образованность играет ключевую роль в восприятии традиционного стиля музыки. Результаты могут быть полезны для медиа-индустрии, стремящейся использовать такую музыку, а также для исследований культурного наследия Китая.

Abstract: The article presents a description of an experiment designed to study the cultural significance of traditional Chinese music and its contemporary subtexts in the media. The aim of the experiment is to investigate how traditional Chinese music is used in contemporary media to convey cultural and emotional subtexts, and how these subtexts are perceived by listeners with varying levels of familiarity with this music. Thirty people took part in the experiment, divided into three subgroups depending on their familiarity with traditional music: very familiar; moderately familiar; unfamiliar. This approach allows for measurement based on the level of cultural experience. Each participant was shown four clips in random order, and after viewing, a survey was conducted to assess the emotional state, cultural message, and authenticity of the musical accompaniment. The data was collected using a questionnaire for ease of processing. The study used a combined methodology, combining qualitative and quantitative approaches to comprehensively study traditional music in modern media. The results of the experiment determined that cultural literacy plays a key role in the perception of traditional music styles. The results may be useful for the media industry seeking to use such music, as well as for research into China's cultural heritage.
Ключевые слова: традиции, народная музыка, современный подтекст, культурное значение

Keywords: tradition, folk music, contemporary subtext, cultural significance


Введение. Традиционная китайская музыка уходит корнями в философские идеи конфуцианства, даосизма и буддизма и является не только инструментом эмоционального выражения, но и средством передачи культурных ценностей и идеологических концепций. В древности китайская музыка была неразрывно связана с «ритуалом» (конкретное выражение личного поведения, моральной целостности и социального порядка). Музыка использовалась не только в придворных ритуалах и церемониях, но и в повседневной жизни, чтобы влиять на поведение и восприятие людей [3, с. 445].

Дворцовая музыка характеризуется как роскошная, иерахическая, а народная, наборот, – как свободная, вольная. Музыка ханьцев, бытующая на свадьбах и похоронах, представлена гобоем/суоной и набором ударных. В деревнях северного Китая народная музыка представлена звучанием шэна, соны, флейты дицзы и ударных [5, с. 146].

Традиционная музыкальная культура Китая уходит своими корнями в глубокую древность. Была разработана оригинальная ладовая система, сложился широкий диапазон жанров, создан разнообразный инструментарий — традиционный китайский оркестр включает около ста видов инструментов [2, с. 157].

С X-VIII вв. до н. э. известны щипковые инструменты: сэ — настольные гусли (количество струн менялось от 50 до 5), цинь (род лютни или цитры) и пипа (4-струнная лютня). К смычковым относятся: сыху, баньху, цзиньху. Наиболее популярен эрху — 2-струнный инструмент — и сольный, и оркестровый. Флейты существовали в нескольких разновидностях: сяо (продольная флейта) и пайсяо (флейта пана), чи и ди — поперечные флейты. Сона близка гобою. Очень древнее происхождение отличает шэн, звучание которого сравнивают с голосом фантастической птицы феникса. Среди ударных назовем яогу — близкий тамбурину, баньгу — малый барабан, колокола: бочжун, висящий на перекладине и бяньчжун — набор колоколов, образующих целый звукоряд [4].

В XVIII-XIX вв. происходит изменение характера музыкальной культуры: в Китай проникают европейские влияния. Китайские музыканты осваивают европейские инструменты, возникают оркестры европейского типа, издаются произведения классической музыки. И лишь с начала XX в. музыку начали изучать в учебных заведениях.

Китайская музыка глубоко укоренилась в богатом контексте традиционной культуры, так известная китайская пословица «ученый не играет на лютне без причины» подчеркивает важную роль музыки в жизни древних интеллигентов и всего общества. Музыка не представляет собой изолированную художественную форму; она переплетается с поэзией, живописью, церемониями и ритуалами, становясь неотъемлемым элементом образовательного процесса в жизни китайцев. В традиционном обществе музыка служила важным средством для самосовершенствования и эстетического воспитания. Исполнение музыки и декламация стихов предоставляли возможность выражать эмоции и осознавать жизненные истины, способствуя возвышению духовного мира личности. Можно сказать, что китайская музыка – это глубокая культурная основа, которая наполнена философскими идеями, моральными концепциями и гуманистическим духом, что делает ее символом мудрости нации.

Китай – многонациональная страна, и различные этнические группы выражают свою идентификацию с собственной культурой и самобытностью через свои собственные формы музыки. Она стала важным носителем культурного наследия, особенно среди этнических меньшинств, она играет важную роль в поддержании национального единства и культурной самобытности [1, с. 15].

В современном контексте традиционная китайская музыка сталкивается с рядом задач, связанных с ее сохранением и популяризацией. Во времена стремительного развития технологий, молодое поколение все чаще обращается к западным музыкальным жанрам, что ставит под угрозу интерес к традиционным формам самовыражения. Однако, это обстоятельство стало стимулом для новых интерпретаций контекста традиционной музыки.

Современные медиа, такие как интернет и социальные сети, предоставляют платформу для новых исполнителей, которые стремятся объединить традиционные элементы с современными музыкальными направлениями. Многие артисты используют традиционные инструменты в сочетании с электроникой, что создает уникальное звучание, способное привлечь внимание молодежной аудитории [6].

Кроме того, традиционная китайская музыка сегодня активно представлена в кино, театре и других формах искусства. Использование традиционных мелодий в фильмах помогает передать эмоциональную насыщенность сцен и углубить зрительское восприятие, что создает не просто развлекательный продукт, а возможность для зрителей прикоснуться к культуре и истории Китая. Современные композиторы и музыканты также создают оригинальные произведения, в которых традиционные и современные элементы переплетаются, создавая новые музыкальные языки и формы [7, с. 112].

Методы исследования. Целью эксперимента является исследование того, как традиционная китайская музыка используется в современных средствах массовой информации для передачи культурных и эмоциональных подтекстов, и как эти подтексты воспринимаются слушателями с разным уровнем знакомства с данной музыкой. В ходе эксперимента были представлены четыре традиционных варианта использования традиционной музыки в различных типах современной среды:

— 2-минутная сцена из фильма, изображающая традиционную китайскую свадьбу под соответствующую музыку (с использованием гучжэна и флейты дизи);

— 30-секундная музыкальная реклама чайного бренда, где традиционная китайская демонстрирует историческую ценность и качество продукта;

— 1-минутное видео из компьютерной игры, действие которого происходит в древнем Китае, с традиционной музыкой на фоне (с барабанами и пипой);

— 1-минутный отрывок из современной поп-песни, в котором использованы традиционные китайские инструменты, такие как эрху и гучжэн, в сочетании с современными ритмами.

В эксперименте приняли участие 30 человек, разделенных на три группы по направлению знакомства с традиционной средней музыкой:

— группа А. 10 участников, которые считают себя очень знакомыми с традиционной классической музыкой (имеют опыт прослушивания и изучения в ВУЗе);

— группа Б. 10 участников со умеренным знакомством (слышали такую музыку в медиа, но не изучали ее);

 -группа C. 10 участников с участием или нулевым знакомством (не имеющие опыта взаимодействия с традиционной классической музыкой).

Участники были подобраны с учетом разнообразия культурного фона (китайцы, представители других азиатских культур, западные участники) для более широкого анализа.

Эксперимент. Эксперимент проводится следующим образом: каждому участнику поочередно показывали четыре клипа в случайном порядке (чтобы избежать эффекта последовательности). После просмотра каждого клипа участники провели опрос где нужно было оценить:

— эмоциональные состояния: оценка по шкале от 1 (совсем нет) до 5 (очень сильно) семи эмоций: счастье, грусть, спокойствие, возбуждение, ностальгия, гордость, тревога;

— культурное послание: выбор одного из предложенных вариантов (ссылка на слово):

а) празднование традиционных традиций;

б) вызов чувств истории;

в) создание экзотической атмосферы;

г) выражение национальной идентичности;

д) другое (с текстовым пояснением).

— аутентичность: оценка по шкале от 1 (совсем не достоверно) до 5 (очень достоверно) того, что стало уместно и впервые использование музыки в данном двадцатилетии.

Данные собирались с использованием опросника для удобства обработки.

Результаты исследования. Традиционная китайская музыковедческая теория, обладая строгой структурой, исследует суть и закономерности музыкального искусства. Существуют традиционные нотные системы, такие как гоучжэ или фабри, которые документируют множество классических произведений. Эстетика китайской музыки от стремления к гармонии до создания музыкальных образов выражает уникальные восточные эстетические предпочтения. В таблицах 1-3 приведены данные, иллюстрирующие результаты эксперимента.

Таблица 1

Эмоциональные состояния в клипе 1 (сцена свадьбы из фильма)

Группа Эмоции
Счастье Грусть Спокойствие Возбуждение Ностальгия Гордость Тревога

 

А 3,2 2,1 4,0 2,5 4,5 4,2 1,5
Б 3,0 2,0 3,5 2,8 3,2 2,5 1,8
С 2,8 1,8 4,2 3,0 2,0 1,5 2,0

Таким образом, участники группы А в большей мере испытывают ностальгию и гордость, участники группы С отметили, что традиционная свадебная музыка Китая вызывает у них чувство спокойствия, так как для них музыки не больше, чем приятный фон.

Таблица 2

Интерпретация культурного послания Китая

Группа Традиционное празднование Историческая гордость Экзотическая атмосфера Национальная идентичность Другое
А 7 2 0 1 0
В 3 4 2 0 1
С 1 2 5 0 2

Так, участники группы А в традиционной музыке чаще отметили послание народного праздника, тогда как участники группы С отметили для себя экзотическую атмосферу.

Таблица 3

Аутентичность

Клип Группа А Группа В Группа С
1 4,5 3,5 3,0
2 3,8 3,2 2,8
3 4,0 3,7 3,5
4 3,5 3,0 2,5

Таким образом, уровень знакомства традиционной музыки определяет восприятие ее подтекстов в современной медиа. Участники Группы А продемонстрировали: более сильные эмоциональные состояния, такие как ностальгия и гордость, более высокие оценки аутентичности и интерпретации музыки как празднования традиций или национальной идентичности.

Участники Группы C (незнакомые) чаще воспринимали музыку как экзотический фон и реже распознавали элементы, что указывает на поверхностное восприятие без культурного контекста.

Эти данные подчеркивают, что культурная образованность играет ключевую роль в восприятии традиционного стиля музыки. Результаты могут быть полезны для медиа-индустрии, стремящейся использовать такую музыку, а также для исследований культурного наследия Китая.

Стоит отметить, что активное наследование и продвижение классической культуры народной музыки имеет важное значение. Так, в условиях современной мировой обстановки культурная уверенность представляет собой одну из основополагающих и более глубоких сил, способствующих развитию страны и народа. Возрождение китайской музыки как важного символа китайской культуры имеет значительное значение для восстановления национальной культурной уверенности. С помощью популяризации китайской народной музыки возможно привлечение внимания к отечественной музыкальной культуре, что способствует укреплению национальной идентичности и гордости. Когда «китаец слышит звук чжунлунь (колокола) или грусть гуциня (древнекитайского струнного инструмента), в его душе возникает чувство уважения к богатой истории китайской нации и любви к традиционной культуре», а это чувство служит мощным духовным мотивом для развития страны [8, с. 125].

Таким образом, традиционная китайская музыка, несмотря на изменяющиеся обстоятельства, продолжает сохранять свое культурное значение, адаптируясь к современным условиям. Она становится источником вдохновения и самоидентификации для китайского народа, и через традиционные мелодии и современные интерпретации мир получает возможность увидеть многогранность и глубину китайской культуры, что делает традиционную музыку актуальной и значимой не только в Китае, но и за его пределами.

References

1. Ван Лихуа. Введение в музыку национальных меньшинств Китая. Пекин: Издательство Центрального университета национальностей, 2010 – С. 15.
2. Хуан, Ц. Традиционная основа музыки Китая / Ц. Хуан // Проблемы сохранения музыкального и хореографического своеобразия культур народов России и Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Улан-Удэ, 29–30 ноября 2021 года. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2023. – С. 157.
3. Чжан, Ю. Традиционное музыкальное искусство Китая как феномен культуры / Ю. Чжан, А. А. Тимофеев // Вестник ГГУ. – 2024. – № 6. – С. 445.
4. Чжэн Чанлин. Эстетика Китайской музыки XX века: монография. Пекин: Кит. лит. изд-во, 2004. - 134 с.
5. Юйюй, Ц. Особенности музыкального искусства в традиционной культуре Китая / Ц. Юйюй // Культура, философия, политика в социальном опыте 20-21 столетия : материалы VI Международного Симпозиума молодых ученых, Белгород, 13 апреля 2018 года / Белгородский государственный национальный исследовательский университет. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2018. – С. 146.
6. Guan J. National Musical Cultural Heritage. Nanjing: Shaanxi Normal University Press. 2002. - 381 р.
7. Feng Guanyu. My opinion on the protection of Chinese national folk music // Music Research. 2022. № 1. - P. 112.
8. Li, X. Chinese national music culture in new media: PR strategies for presentation / X. Li // 05–06 октября 2023 года, 2023. – P. 125.