Structure of the target program for ensuring information security of the city of Moscow

UDC 33
Publication date: 02.09.2020
International Journal of Professional Science №9-2020

Structure of the target program for ensuring information security of the city of Moscow

Структура целевой программы обеспечения информационной безопасности города Москвы

Gluschenko V.M., Pronkin N.N., Simakov A.I., Semyonycheva I.F.


Глущенко В.М., Пронькин Н.Н., Симаков А.И., Семёнычева И.Ф.
Аннотация: В статье на основе системного анализа рассмотрена структура целевой программы обеспечения информационной безопасности московского мегаполиса.

Abstract: Based on the system analysis, the article considers the structure of the target program for ensuring information security of the Moscow megalopolis.
Ключевые слова: московский мегаполис, целевая программа, информационная безопасность, структура целевой программы обеспечения информационной безопасности мегаполиса

Keywords: Moscow megapolis, target program, information security, structure of the target program for ensuring information security of the megapolis.


В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации порядком разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации (ст. 15), в целевой программе предлагается иметь следующие разделы:

– содержание проблемы и необходимость её решения программными методами;

– основные цели и задачи программы;

– система программных мероприятий;

– ресурсное обеспечение программы;

– механизм реализации программы;

– организация управления программой и контроль за ходом её реализации;

– оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

Предлагается типовая структура целевой программы, которая отвечает современным представлениям о программном подходе, учитывает имеющиеся недостатки в его реализации и может рассматриваться в качестве элемента теоретической модели целевой программы.

С учётом вышеизложенной структуры целевой программы в её теоретической модели могут быть предложены следующие основные элементы.

  1. Цели программы. Теория управления рассматривает цели управленческих программ как предварительно определяемые, запрограммированные результаты удовлетворения потребностей, на достижение которых ориентируется программа.

В качестве общественной потребности применительно к данной программе в современных условиях следует считать повышение жизненного уровня населения города Москвы в результате преодоления проблемной ситуации. На удовлетворение этой потребности ориентированы общая и частные стратегии, которые определяют генеральную, промежуточные и частные цели программы. Генеральная цель программы исходит из общей стратегии и формируется для достижения определенного результата в её реализации к концу срока действия программы. Такая цель в программе может быть поставлена лишь в обобщенном виде как повышение уровня жизни до определенного значения. В настоящее время научно обоснованной может быть признана только такая обобщенная постановка генеральной цели. Дело в том, что развитие города Москвы – явление многофакторное, учесть влияние всех факторов на нее и оценить их количественно пока не представляется возможным. Кроме того, генеральная цель программы должна быть реалистичной.

Генеральной цели целесообразно придать комплексный характер, т. е. она должна относиться не только ко всей жизнедеятельности города в целом, но и к отдельным её видам, направлениям. Если генеральная и иные цели программы носят комплексный характер, то при всем различии конкретных негативных проявлений можно выделить те их категории и виды, которые имеют в значительной степени однородные источники и причины, и определенным образом воздействовать на них.

Поэтапное решение проблемы программными методами подразумевает выделение промежуточных целей, которые следует формулировать применительно к стадиям выполнения программы.

Частные стратегии обусловливают частные цели программы, которые могут быть направлены не только на достижение заданного уровня, но и на его стабилизацию. Частные цели могут относиться также и к оптимизации деятельности органов обеспечения информационной безопасности мегаполиса. Эти цели, по существу, могут определять конкретные подпрограммы.

Все цели должны быть сформулированы в программе на основе анализа состояния обеспечения уровня обеспечения информационной безопасности мегаполиса с учётом прогноза влияния мер общесистемного характера, предусмотренных федеральными целевыми программами, направленными на обеспечение развития личности, общества, мегаполиса.

  1. Задачи программы. От целей программы теория управления отличает её задачи. Если цели – желаемый результат программы, то задачи – это решения, действия и меры, которые намечается осуществить к определенному моменту её реализации. Иными словами, цели для их достижения переводятся на язык задач.

Генеральная цель выражает конечный результат реализации общей стратегии обеспечения информационной безопасности мегаполиса на требуемом уровне. Это, очевидно, главная задача, подлежащая решению в ходе разработки и реализации программы. Но постановка в программе только главной задачи явно недостаточна, требуется последующая конкретизация задач для достижения целей, намеченных в частных стратегиях.

В рамках программного решения главной задачи необходимо предусмотреть различные группы конкретных задач.

В одну из групп конкретных задач целесообразно включить: решение организационных вопросов разработки программы; обеспечение реализации программы; установление порядка корректировки и подведения итогов программы. При составлении программы эта группа конкретных задач может быть выведена за её рамки в документацию организационного характера.

Безусловно, перечень конкретных задач, сформулированный со значительной степенью обобщения, не является исчерпывающим. В проекте программы эти задачи будут детализированы до уровня вопросов, возникающих в практике деятельности Правительства Москвы. Кроме того, необходимо учитывать, что берутся лишь наиболее актуальные для настоящего времени и перспективные задачи, решение которых предстоит заложить в проект программы. Этот перечень может быть дополнен, например, конкретными задачами социально-экономического развития города. При составлении программы в результате анализа и прогнозов развития ситуации конкретные задачи могут быть уточнены.

Таким образом, конкретные задачи вытекают из частных стратегий и являются, по существу, стержнем будущей программы. Вместе с предложениями о возможных решениях должны они составят информационную базу для программы. Предполагается, что каждая конкретная задача или её часть (вопрос) вместе с предполагаемым решением и его аргументацией будут изложены при формировании заданий и работ программы. При изложении задач по возможности должна соблюдаться следующая схема:

– существо задачи или её части (вопроса);

– конкретные предложения по её решению, подлежащие неотложной реализации с соответствующим обоснованием;

– предложения на перспективу (там, где это возможно) и их обоснование.

Под предложениями, подлежащими неотложной реализации, понимаются те, которые должны быть реализованы в ближайшее время. Под решениями на перспективу имеются в виду те, которые подлежат реализации в течение оставшегося срока действия программы.

Имеются еще такие задачи, которые по отношению к программе можно назвать частными. Они решаются непосредственно в процессе деятельности Правительства Москвы в повседневных условиях, а их включение в программу нецелесообразно. Как правило, такие задачи относятся к конкретным ситуациям. Это, разумеется, не значит, что некоторые частные задачи, учитывая их возможное развитие, не могут быть рассмотрены в период подготовки программы.

  1. Система программных мероприятий. Она включает комплекс подпрограмм, выполнение которых обеспечивает достижение частных целей, а в совокупности – планируемого по программе результата (генеральной цели). Каждая из подпрограмм объединяет комплекс мероприятий. В общем случае под мероприятием в составе программы понимается локализованная во времени и пространстве совокупность действий по решению проблем. В соответствии с этим каждое мероприятие характеризуется субъектом, выполняющим действия; объектом, над которым осуществляются действия; количественно определенными показателями затрат и результатов. Характер мероприятий программы в связи с включением в нее различных сфер деятельности может быть самым разнообразным. В программе предполагается рассматривать мероприятия, относящиеся к любому этапу реализации общей и частных стратегий.

В ходе проектирования мероприятий, составляющих основное содержание программы, должны быть определены условия их эффективного выполнения – организационная структура управления, информационное обеспечение, подбор кадров, материально-техническая база, экономические условия их реализации и др. Наряду с этим каждое мероприятие программы характеризуется объёмом ресурсов, требующихся для его осуществления; отношениями взаимообусловленности, т. е. для каждого мероприятия должно быть указано, чем оно обусловлено и какие мероприятия оно само обусловливает; продолжительностью реализации.

При построении системы программных мероприятий следует соблюдать следующие принципы:

– каждое мероприятие должно быть привязано к определенным объектам и субъектам, при отсутствии хотя бы одной пары – объекта и субъекта – эту пару необходимо создать в рамках программы, т. е. ни одно мероприятие не должно повиснуть в воздухе; обязательно указывается его конкретная цель и конкретный исполнитель;

– комплекс мероприятий должен быть полным и в то же время не избыточным. Иными словами, комплекс мероприятий должен представлять собой однозначный план или инструкцию по достижению конечного результата;

– удаление описания хотя бы одного мероприятия делает этот план неопределенным.

Вариантность программы на уровне мероприятий обусловлена возможностью достижения одних и тех же результатов в решении проблем различными способами, которые могут различаться составом организационных, правовых, управленческих, технических и прочих мероприятий.

После определения некоторой совокупности мероприятий программы как иерархически упорядоченного подмножества и определения их взаимообусловленности, надо рассмотреть полученный комплекс, во-первых, с точки зрения технологической согласованности и ресурсной обеспеченности, во-вторых, с позиций обеспечения наибольшей эффективности решения проблемы.

  1. Ресурсное обеспечение программы. Ресурсы, затрачиваемые на программу, – это взаимосвязанная совокупность материально-вещественных средств, которые используются для её реализации. При формировании и анализе комплекса мероприятий описание совокупности затрат ресурсов должно удовлетворять следующим требованиям:

– совокупность всех видов ресурсов необходимо представлять с указанием источников их получения по периодам осуществления программы;

– затраты на программу необходимо подсчитывать по полному циклу (включая затраты на научные разработки и разработку программы). При этом следует учитывать полные затраты на программу, которые включают прямые затраты на выполнение определенных в ней мер и смежные – на реализацию обеспечивающих мероприятий. Целесообразно выделять объёмы затрат дефицитных ресурсов, указав источники их поступления.

  1. Эффективность программы. Поскольку в общем случае целью разработки программы является решение проблемы, то, очевидно, в понятие эффективности программы нужно включать следующие аспекты:

– степень улучшения показателей, характеризующих состояние социально-экономического положения в мегаполисе в результате реализации целевой программы по сравнению с существующими;

– объём затрат ресурсов на реализацию программы и функционирование системы обеспечения информационной безопасности мегаполиса, отнесенный к полученному эффекту (в количественном выражении);

– косвенное влияние реализации мероприятий программы на достижение других целей системы жизнедеятельности города Москвы.

Наиболее эффективным способом решения проблемы, которому будет соответствовать оптимальный вариант программы, является способ, обеспечивающий достижение приемлемого компромисса между затратами и результатами. Термин «компромисс» представляется здесь более уместным, чем понятие «оптимум», так как неоднократно подчеркиваемый многоцелевой характер проблем заставляет в конечном счете использовать процедуры принятия решений, базирующиеся на понятии компромисса.

References

1. Filippova O.V., Greibo S.V., Pronkin N.N. Information System for Monitoring the Movement of Medicines as a Means of Increasing the Effectiveness of Pharmacovigilance. Proceedings of the 2nd International Scientific and Practical Conference “Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth”. 2020.
2. Greibo S.V., Pronkin N.N., Filippova O.V. Information system for monitoring the movement of drug products. В сборнике: Advances in Economics, Business and Management Research Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Digital Economy (ISCDE 2019). electronic edition. 2019.
3. Ivanov N.V., Pronkin N.N. Computer as chemical reactor. International Journal of Professional Science. 2019. № 9.
4. Komarova A., Tsvetkova L., Kozlovskaya S., Pronkin N. Organisational educational systems and intelligence business systems in entrepreneurship education. Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 5.
5. Koniagina M., Belotserkovich D., Vorona-Slivinskaya L., Pronkin N. Development Trends of an Internet of Things in Context to Information Security Policy of a Person, Business and The State. Talent Development & Excellence, Vol.12, No.2s, 2020.
6. Kurilova, A., Lysenko, E., Pronkin, N., Mukhin, K., & Syromyatnikov, D. The impact of strategic outsourcing on the interaction market in entrepreneurship education. Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Т. 22. № 4. С. 15.
7. Novikov A.N., Pronkin N.N. Smart city science management. International Journal of Professional Science. 2019. № 6.
8. Panfilova E., Lukyanova A., Pronkin N., Zatsarinnaya Е. Cloud Technology Development Alongside Public Life Digitalization. Talent Development & Excellence, Vol.12, No.2s, 2020.
9. Барышова М.В., Белый В.С., Глущенко В.М., Ибратова Ф.Б., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Социальное предпринимательство: научные исследования и практика. Нижний Новгород, 2019.
10. Брянская О.Л., Глущенко В.М., Глушков С.В., Корпусова Н.С., Минаков А. В., Николаева Н.В., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н., Смирнова Е.А., Филимонова Л.А., Фирцева С.В., Цуркан М.В., Щербакова Е.Н. Инновации, тенденции и проблемы в области экономики, управления и бизнеса: Монография. – Нижний Новгород, 2020.
11. Глущенко В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Количественная оценка информационной безопасности мегаполиса. Экономические исследования и разработки. 2019. № 6.
12. Глущенко В.М., Новиков А.Н., Пронькин Н.Н. Проблемы обеспечения экономической безопасности московского мегаполиса. Экономические исследования и разработки. 2020. № 1. С. 151-155.
13. Глущенко В.М., Пронькин Н.Н. Деградация – обратная сторона безопасности. Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 7-2 (32).
14. Глущенко В.М., Пронькин Н.Н. Междисциплинарный подход в исследовании сложных систем. Экономические исследования и разработки. 2020. № 4.
15. Информационная безопасность мегаполиса на примере города Москвы. Монография / Н.Н. Пронькин – М.: ООО «Экслибрис-Пресс», 2017.
16. Кудрявцев А.С., Пронькин Н.Н. и др. Информационные системы в управлении городским хозяйством. Учебно-методический комплекс для направления 230200.62 "Информационные системы" очной формы обучения высшего профессионального образования. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2011.
17. Московский мегаполис: системный анализ, междисциплинарный подход, информационные технологии управления. Монография / В.М. Глущенко, Н.Н. Пронькин, Г.Ф. Шилова и др.; под ред. В.М. Глущенко. – М.: Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2012.
18. Пронькин Н.Н. Модель управления московским мегаполисом. В сборнике: Социальные инновации и стратегическое управление сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 35-41.
19. Пронькин Н.Н. Перспективные направления по внедрению информационно-коммуникационных технологий в МГУУ Правительства Москвы. В сборнике: Роль и место общекультурных компетенций в содержании подготовки бакалавров в МГУУ Правительства Москвы Материалы межкафедральной методической конференции МГУУ Правительства Москвы. 2010.
20. Пронькин Н.Н. Стратегия обеспечения информационной безопасности московского мегаполиса. Москва, 2019.
21. Пронькин Н.Н. Условия решения проблем обеспечения информационной безопасности московского мегаполиса. Экономические исследования и разработки. 2019. № 8.
22. Пронькин Н.Н., Гапоненко В.Ф. Основы теории управления. Учебно-методический комплекс / Московский городской университет управления Правительства Москвы. Москва, 2011.
23. Пронькин Н.Н., Гапоненко В.Ф. Проектирование информационных систем в управлении. Учебно-методический комплекс / Московский городской университет управления Правительства Москвы. Москва, 2011.
24. Пронькин Н.Н., Симаков А.И. Формирование целевой программы обеспечения информационной безопасности города Москвы. Экономические исследования и разработки. 2020. № 6.