Abstract: The article presents the issues of the formation of a creative personality in the learning process, which covers the formation and improvement of creative abilities, the management of the emotional-volitional sphere of the teacher, the organization of his own intellectual and creative activity, the assessment and self-assessment of actions, the assimilation of moral values and the development of the motivational process of the orientation of the personality. The relevance and research methodology is determined. The methodological analysis of the concepts "creativity", "creativity", "creativity" is presented. The types of creative abilities are highlighted and described. The features and methods (the method of six hats by Evard de Bono, the method of "Mind maps" by Tony Buzan, the method of "brainstorming", etc.) for the development of creative abilities in future directors of theatrical performances and holidays are described.
Keywords: creativity, creativity, director, creativity, education.
Введение.
Вопрос формирования творческих способностей у будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников приобретает потребности исследования, как процесса, так и результата вхождения в современное образовательное пространство.
Такой процесс охватывает сформированность и совершенствование творческих способностей, управление эмоционально-волевой сферой обучающего, организацию собственной интеллектуально-творческой деятельности, оценку и самооценку действий, усвоения моральных ценностей и развитие мотивационного процесса направленности личности.
Методология исследования: Понятие «творческие способности» неразрывно связано с таким понятием, как «творчество».
В научной литературе существуют различные трактовка понятия «творчество», подчеркивающая его многоплановость и многоаспектность. Рассмотрим некоторые из них. В педагогическом словаре творчество рассматривается как осознанная, активная деятельность людей, имеющая своей целью познание и преобразование окружающей действительности, а так же «создание новых, оригинальных предметов, произведений, которые никогда еще не существовали, с целью совершенствования материальной и духовной жизни общества» [5]. С позиций философской мысли творчество понимается как некая деятельность человека, которая воспроизводит нечто качественно новое, не существовавшее ранее, имеющее совершенно неповторимые особенности, отличающееся от всего ранее предложенного на социально историческом пространстве. То есть каждый автор «творя», воплощая свои мысли, самовыражаясь, открывает для зрителей новые грани реальности, при этом восприятие у каждого человека будет ощущаться на различных тональностях, их внутреннего мира. Так, мы можем говорить о том, что творчество способствует формированию новых духовных ценностей. Известный философ Н. А. Бердяев отмечал что творчество позволяет человеку чувствовать себя свободным, благодаря тому, что оно «очищает, возвышает человека» [1]. Процесс творчества Бердяев определял, как исключительно положительный опыт личности, способствующий самораскрытию, глубокому восприятию окружающего мира. З. Фрейд, в свою очередь, понимал творчество, как сублимацию, то есть снятие внутреннего напряжения и смещение своего внимания и энергии на достижение поставленной цели.
При исследовании категории творчества, которая наполняется в процессе обучения и воспитания, часто используют термин творческие способности. Как отмечает Мазикина Л.С., творческие способности представляют собой «синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливают уровень ее результативности» [3]. Терстоун Л. отмечает, что «развитию творческих способностей способствуют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи» [8], то есть различного рода творческие решения приходят к человеку в момент расслабление и получения удовольствия от чего-либо. Хуторской А. В. Предлагает совершенно иной взгляд, на понимание данного вопроса, он не рассматривает творческие способности как явление или особенность человека, он рассматривает это как креативность личности [7]. То есть, способность личности воплощать свои фантазии, воображения, умение проявлять инициативу и доказывать свою точку зрения, умение наблюдать со стороны и оценивать, умение рисковать ради достижения цели и так далее.
Интегрируя представленные данные, отметим, что творческие способности, относятся психологическим особенностям личности, отвечающие за креативное мышление, способность воображать и воплощать, а также приобретать и накапливать новые знания и умения.
Опираясь на зарубежные и отечественные исследования проблемы творчества можно выделить следующие виды творческих способностей: скорость мышления, аналогия и противопоставление, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационная гибкость или оригинальность. Ученые отмечают, что творческая личность характеризуется яркостью впечатлений, образностью памяти, богатым представлением и высоким эмоциональным состоянием, выявляет остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, вводить в систему ассоциаций и связей, определяемых творческим воображением [4].
Процесс становления и формирования творческой личности имеет свои специфические закономерности. При этом общесоциальный, конкретно-социальный и индивидуально-социальный аспекты, влияющие на ее формирование, находятся в диалектическом единстве и выступают как общее, особое и единичное.
Таким образом, творческая личность представляет собой своеобразную и неповторимую, сложную и многомерно яркую индивидуальность с присущими именно ей противоречиями и достижениями.
Творческая личность будущего режиссера – это субъект творческих социальных отношений и сознательной творческой деятельности в социальном и культурном пространстве. Исследователь Ценева М.А., одной из основных характеристик творческой личности определяет креативность. При этом определяя креативность, Ценнева М.А. рассматривает ее как «универсальную способность к творчеству, которая определяется специфической личностной структурой и характеризуется наличием быстроты и точности выполнения умственных операций, навыков логического мышления, оригинальности вербальных ассоциаций, творческого мышления и воображения» [9].
Сегодня существует более ста определений креативности. В переводе с английского «Creative» — творческий, с латинского «Creation» — сотворение. Таким образом, мы видим, что креативность имеет двойное значение творчество и создание (сотворение) или создание творчества. Существует множество критериев, которыми принято определять креативность людей. Американский психолог Джо Пол Гилфорд выделяет шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи; оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу [6].
Проанализировав концепции творческого мышления, разработанные различными зарубежными исследователями (Дж. Гилфорд, Е. де Боно, Р. Стернберг, Т. Любарт и др.), приходим к выводу, что креативность присуща от природы всем людям без исключения. Человек утрачивает способность к творческому поведению только под влиянием негативного социального поведения.
Специфика обучения будущих режиссеров театрализованных представлений и праздников предполагает регулирование ступеней креативности с использованием, например, метода шести шляп Эварда де Боно. Данный метод представляет собой ролевую игру, во время которой становиться возможным упорядочить творческий процесс. Суть игры в мысленном надевании шляпы определенного цвета, при этом каждый цвет определяет режим мышления. Так же для этих целей применима методика «Ментальных карт» Тони Бьюзена (ассоциативный метод активизации мышления). Ассоциации могут быть важным источником информации. Обучающимся предлагается вытянуть карту с неким изображением и описать ее, рассказать какие чувства, эмоции, воспоминания вызывают данные картинки. Данный метод позволяет расширить область творческого поиска, основываясь на глубинных образах, хранящихся в памяти. По мнению Тони Бьюзера ассоциативное мышление поддается корректировки, его можно развивать, делать более сознательным, им можно управлять.
В последнее время широкое применение получил «электронный мозговой штурм», который использует интернет – технологии. Он позволяет почти полностью исключить «боязнь оценки», не разглашать имена участников, то есть сохранить анонимность, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма, когда участникам предлагается найти путь решения той или иной проблемы.
Практическими способами для стимуляции творческих способностей режиссеров на занятиях могут стать постоянные задачи-брифы, арт-терапия, разнообразные теоретические коллоквиумы, визуальные и вербальные комплексы упражнений и т.д.
Выводы:
Подводя итоги, мы можем говорить о том, что креативность – это не придумывание чего-то нового. Это умение видеть большее в настоящем времени. Польза от видения возможностей проявляется лишь в действии, в реализации [2]. Поэтому театральная педагогика должна идти вперед, используя современные способы развития фантазии и воображения, фундамент которых еще заложила театральная система К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко и других известных представителей режиссерской науки.
Быть креативным означает, прежде всего, объединять в действии как можно больше возможностей настоящего времени, быть одновременно и действующим и наблюдающим. Отойти от клише и старых моделей мышления. Обобщать альтернативы и браться за новые идеи, от которых можно оттолкнуться в создании и реализации будущего замысла.
References
1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания. – М.: Изд-во «Академический проект», 2015. – 522 с.2. Костюкова Н.В., Жигунова Н.В. Формирование творческих способностей обучающихся спортивных направлений подготовки. // Тезисы докладов XLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. Материалы конференции. 2019. С. 245-246.
3. Мазикина Л.С., Марченко И.В. Развитие творческих способностей обучающихся направления дизайн (дизайн костюма)в процессе выпускной квалификационной работы. Коллекция гуманитарных исследований. 2018. № 1 (10). С. 27-30.]
4. Мальцева Л.В. Творчество и активная деятельноть человека (изучение этнохудожественной культуры). Наука, образование, общество. 2017. № 1 (11). С. 74-81.
5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. – М.: Олма-Пресс, 2004
6. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов / под общ. редакцией А.Г. Шмелева — Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 - 544 с.
7. Хуторской А. В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997.
9. Ценёва М.А. Формирование творческих способностей студентов вузов как психолого-педагогическая проблема. Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1504-1507.