Study of the artistic integrity of sonatas and partitas by I.S. Bach for solo violin

UDC 7
Publication date: 20.12.2023
International Journal of Professional Science №12-2023

Study of the artistic integrity of sonatas and partitas by I.S. Bach for solo violin

Исследование художественной целостности сонат и партит И.С. Баха для скрипки соло

Zhu Rui

Master's student, Russian State Pedagogical University named after A.I. Hertzen


Чжу Жуй

Магистрант, РГПУ им А.И. Герцена
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что в литературном мире практически отсутствуют научные труды, где затрагиваются вопросы произведений И.С. Баха, а именно использование для скрипки соло партит и сонат. Данный вопрос будет рассмотрен в настоящей работе в рамках концертов и учебной деятельности. Партиты и сонаты композитора мы будем рассматривать в виде законченного метацикла, который преисполнен тональными и тематическими связями, а также объединенный общим драматическим развитием. Художественная концепция метациклов показана с другой, ранее не освещенной стороны, и раскрывает особенности событий годового православного церковного календаря.

Abstract: The relevance of the study is due to the fact that in the literary world there are practically no scientific works that address the issues of the works of I.S. Bach, namely the use of partitas and sonatas for solo violin. This issue will be considered in this work within the framework of concerts and educational activities. We will consider the composer's partitas and sonatas in the form of a complete metacycle, which is filled with tonal and thematic connections, and also united by a common dramatic development. The artistic concept of metacycles is shown from another, previously unexposed side, and reveals the features of the events of the annual Orthodox church calendar.
Ключевые слова: искусство, художественная целостность сонат и партит, И.С. Бах, скрипка соло, метацикл, концепция, соната, партита, символ.

Keywords: artistic integrity of sonatas and partitas, I.S. Bach, solo violin, metacycle, concept, sonata, partita, symbol.


Несмотря на частое использование шести сонат и партит Бахом, теоретическое содержание пока не нашло широкого применения в образовательной программе и концертной практике ни в российском музыковедение, ни в зарубежном. Данная работа написана для раскрытия концептуальных понятий сольного скрипичного произведения Баха, который должен восприниматься в качестве единого метацикла. [4, с. 60]

Сонаты и партиты Баха представлены в виде великолепного метацикла, который объединен общей концепцией. Также нужно сказать, что данные произведения показывают нам, так называемый, “автопортрет” И.С. Баха и его Исповедь, в которой существует неразрывная связь между Партитом (смертным) и Сонатой (церковным). На вершине метацикла — Чакона, которая словно путешествует от «высокого» к «низкому», оставаясь неизменной. Она кажется гимном преображения, который раскрывает евангельские сцены страдания Спасителя. [5, с. 157]

Величие шести сонат и партит для скрипки соло привело к масштабному продолжению произведений в качестве транскрипций в музыке 19–20 вв. Концепции произведений были осмыслены и воплощены п в сольных сонатах М. Регера и в Четвертой симфонии Брамса. Для Баха сонаты и партиты были своеобразным диалогом между этими двумя формами, которые вместе создавали новый жанр. При этом каждое из шести произведений было образовано вокруг трех священных событий.

С рождеством связаны первая партита си минор и соната соль минор. Смерти Спасителя соответствует вторая соната ля минор и партита ре минор, которые и заканчивается Чаконой Баха. Вековой славе и воскресенью посвящены третья партита ми мажор и соната до мажор.

Соответствие произведений трем священным событиям было подтверждено в ходе тематических процессов. Хорошо известные проекты знаменитого композитора: 8 прелюдий и фуги «Хорошо темперированного клавира», годовой цикл кантат, 45 хоралов Органной книжечки равноценны по отношению к циклу ежегодных церковных праздников и Евангелию, события которых своеобразным способом комментирует метацикл. Данные религиозные комментарии скрыты под светскими и священными жанрами. Именно это привело к тому, что отрывки сонат и партит для скрипки соло И.С. Баха были включены в «Евангелие от Иоанна», «Евангелие от Матфея», «Страсти по Марку», Духовные кантаты № 29, № 51, № 110, в оратории «Рождественская» и «Вознесение». Вместе тем они стали прекрасной тематикой фуг к «Хорошо темперированным клавирам». [1, с. 195]

Церковные итальянские сонаты времен Корелли стали вдохновением для И.С. Баха, когда он создавал сонату де кьеза. Прелюдии и фуги начинают скрипичные сонаты Баха, что существенно отличает его творчество от предшественников и композиторов-современников, чьи скрипичные сонаты начинались с фугированного материала.

Яркую и необычайно «живую» мелодию в духе Сицилии мы слышим в первой сонате, финал которой исполнен Престо в духе жиги. Далее, во второй сонате, мы отмечаем молитву Святому Граалю и источник веры, а дальше идет бурный драматический финал, который отсылает нас к Антифону. Скрипичные фуги в данных циклах представлены в виде центрального элемента всей композиции и являются невероятно значительными. [6, с. 113]

Во второй сонате прослеживаются отголоски французской увертюры: здесь две части становятся единым целым, а общее музыкальное напряжение сводится к минимуму. Так мы видим, как соната из четырех частей преображается в концертный цикл из трех частей, средняя из которых является лирической составляющей. Важно отметить, что в данном жанре четко отслеживаются нотки необычайной импровизации, присущей творчеству Баха. Вторая партита радует слух появлением обычной канвы сюиты и ожидается жига, которая по классике жанра завершает весь цикл. Однако наши ожидания напрасны, и мы слышим потрясающую в своем звучании Чакону состоящую из девяти волн развития и тридцати различных вариаций. Центральное место во всем метацикле и в этой партите непосредственно занимает эта Чакона. Она длится дольше, чем первые четыре части вместе взятые, и является более масштабной. Вероятно, по этой причине ее не часто играют совместно с другими партиями. Музыка барокко иногда заканчивается Чаконой, но ее расмматривают лишь в виде завершающего этапа полифонии, но не сюиты. [8, с. 196]

Необычными представляются Первая и Третья партиты. В третьей до нас доносятся звуки неканонической части — образ Токкаты-Прелюдии, Приманка, гавот в форме рондо с развернутым сюжетом, два менуэта, бурре и в самом конце мы слышим традиционную жигу. В составе первой партиты множество вариаций фантазийных двойников: аллеманда – двойная, куранта – двойная, сарабанда – двойная, бурре – двойное. Отмечается появление вариационной формы в стиле сюиты. С точки зрения драматургии, первый цикл Партиты является не завершенным, впрочем, как и все остальный циклы.

Элементы жанрового начала есть и в первой сонате, и в третьей части (музыке Сицилии), и, в некотором роде, в финальной части. Это привело к тому, что данная соната изображена Рождественской ритм-сонатой, в которой во время ангельского танца происходит восхваление Спасителя, который явился Свету.

Образ Спасителя, который взошел на Голгофу, композитор передает нам Анданте во Второй сонате (часть третья), а далее подробно развивает его Адажио в Третьей сонате. Мы слышим как Анданте восхваляет любовь к Всевышнему, и несет благую весть о том, что Спаситель будет воскрешен, пройдя через страдания. Согласно данным образам создается структура главных вариативных форм Чаконы. В финале вечного движения представлены мелодии в виде барочной эстетики, а его идея делает его довольно схожим с двойниками партит.

Соната является познанием сути нашего существования и истинной веры, а также религиозным ходом мышления. Партита же — это ответ нашего внешнего на внутренние ценности, изыскания духовные становятся нескончаемым потоком мироздания человека. Развитие партиты шло по определенной линии, в которой прекрасно совместилась народность вместе с танцевальным элементом.

Чакона видоизменяется в соответствии с тремя последовательными волнами. Сразу после того, как проходит новая «комета», в основе которой стоит четкий набор вариативных форм, композитор возвращается к чаконе-сарабанде как к основной теме повторения. Концепция рондо также возникает из трех волн виртуозных элементов, которые символизируют приливы и отливы. Принцип изменения предполагает либо приближение к предмету, либо отдаление от него. Похожая последовательность совершенствования, с ускорением ритмических импульсов и ростом виртуозности, типична для барочной традиции органной мыслительной формы, начиная со Свелинка и Пахельбеля. Сборник из тридцати вариаций разделен на девять серий по принципу непосредственной близости ситуаций. Вариации отклоняются от метрической структуры и длины темы, иногда они могут быть либо короче, либо длиннее ее. Две басовые формулы, а также гармоническая сложность и ритмическая основа сарабанды могут быть изменены. Кроме того, последовательно приукрашиваются мелодические контуры темы. По выразительным средствам и цикличности построения сочинения Чакона напоминает первые части концертов Баха. [3, с. 23]

Четыре фазы динамического формирования в Чаконе состоят из девяти эпизодов, причем первые две фазы (вариации 1–15) демонстрируют драматические образы с использованием четырех эпизодов, идущих вначале. Следующая фаза, которая является зоной “пробуждения”, показывает нам радость к жизни и превосходство над смертью. В нее входит три эпизода — V-VII. Фазы четыре и пять олицетворяют отступление к лику смерти в VIII и IX эпизодах. Этапы развития Чаконы грандиозно связаны друг с другом посредством последовательности уплотнения, что иллюстрируется выражением пропорционального соотношения преуменьшения 5:3:2. Эта формула, символизирующая замысел поэтапного вознесения к истине в творчестве Баха, отражает глобальную связь между всеми звеньями этой гармонии. Месса си-минор имеет аналогичную структуру. Первый раздел состоит из Kyrie + Gloria, второй раздел — из Credo, а третий раздел — из Sandys + Agnus Dei + Dona nobis. Эта структура удовлетворяет соотношению 5:3:2. Прелюдия третьей партиты — живое и волнующее произведение, тема которого имеет множество граней, сложна по своей структуре и отличается скрытыми голосами и темпом барочной токкаты. В основе партиты находится гавот в виде рондо, который занимает центральное место в композиции и отражает тему непрерывного вращения планеты. [2, с. 143]

Из всего этого следует, что метацикл Баха содержит в себе три подгруппы Кьеза-сонаты и Камерной сонаты, оба стиля выявляют боголюбивые лейтмотивы. В драматическом действии возникает целостная закономерность, создается система ключевых явлений в календаре христианской Церкви: два Рождества, два цикла скорби, заканчивающиеся Чаконой — олицетворением смертельного конца; их чередуют серии повторений, посвященных великолепным празднованиям. Образ высочайшей степени — вариация (повторяющаяся попарно) — отражает форму структуры драматического апогея (Чакона – состояния Упрямства) и присутствие изменчивости в партитах. Объединение Третье партиты и темы вечного движения в конце произведения видоизменяет его метацикл, привнося в него характеристики формы рондо.

И.С. Бах сумел соединить воедино начала образов партиты и сонаты. Через поступательное движение образуется пара изменяющихся волн, которые достигают своего пика во время четвертого цикла, который называют золотым сечением, и шестого цикла, который находится на заключительной фазе.

Чакона Второй партиты собирает в себе, в качестве драматического окончания метацикла, все функциональные средства барочной игры на скрипке; объединяя метафорическое и актуальное мастерство, она служит технической и смысловой вершиной в общей последовательности. При изучении данного метацикла, мы пришли к выводу, что И.С. Бах придумал и воплотил его в жизнь специально для своих выступлений в канун Рождества. [7, с. 109]

Совсем недавно стали раскрываться глубокие концептуальные слои метацикла Баха. Как считал Б. Гутников, сонатам и партитам Баха суждено стать бесконечным источников для вдохновения и совершенствования умений скрипачей во всем мире. Борис Львович отмечал, что в основе произведений: «Вариации на оригинальную тему» ​​Венявского, «Пляски ведьм» Паганини и «Соната-баллада №3» Изаи лежат тональности и приемы скрипача И.С. Баха.

Если говорить о мнении С. Изотовой, А. Мнакацаняна, С. Нестерова, то можно отметить, что они считают неотъемлемым влияние данного композитора на творческий прогресс в музыке 20 века. В открытую полемику относительно принципов композиции и тематического хода произведения с И.С. Бахом вступают сольные скрипичные сонаты М. Вайнберга, Б. Бартока, Р. Щедрина, Е. Денисова. Это доказывает, что его произведения обладают невероятной значимостью как для других скрипичных творений, так и для музыки в целом.

References

1. Алиева, З. Э. Скрипичные штрихи как средство артикуляции в Сонатах и Партитах И.С. Баха для скрипки соло / З. Э. Алиева // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 5, № 1. – С. 193-196.
2. Алиева, З. Э. Стилистические и жанровые особенности исполнения сонат и партит И.С. Баха для скрипки соло / З. Э. Алиева // Искусство и образование. – 2021. – № 6(134). – С. 139-144.
3. Есаков, В. В. Сонаты И.С. Баха для Клавира и Виолы Да Гамба: к проблеме инструментального диалога / В. В. Есаков // Искусство и образование. – 2020. – № 6(128). – С. 17-26.
4. Лебедев, Е. С. Образный мир Первой партиты для скрипки соло И.С. Баха и проблемы его звукового воплощения / Е. С. Лебедев // Наука и мир. – 2018. – № 5-3(57). – С. 59-60.
5. Мансурова, А. П. Некоторые аспекты педагогической работы над полифонией И.С. Баха в классе фортепиано учреждения дополнительного образования / А. П. Мансурова, П. М. Гусейнова // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. – 2019. – № 16. – С. 154-159.
6. Мурзаева, А. Н. Некоторые особенности интерпретации вокально-хоровых произведений И.С. Баха / А. Н. Мурзаева // Музыкальное искусство. – 2020. – № 22. – С. 105-117.
7. Полищук, З. Я. Роль музыки И.С. Баха в становлении певца / З. Я. Полищук // Музыкальное искусство. – 2021. – № 25. – С. 103-114.
8. Шайназарова, Е. М. Анализ сборников И.С. Баха для детских музыкальных школ и школ искусств / Е. М. Шайназарова // Академическая публицистика. – 2021. – № 7. – С. 193-198.