Some particularities of learning-education process in current higher school conditions

UDC 37
Publication date: 31.01.2020
International Journal of Professional Science №1-2020

Some particularities of learning-education process in current higher school conditions

Некоторые особенности учебно-воспитательного процесса в условиях текущего вузовского периода

Мельцер Р.И.,
Лозовик И.П.,
Недбайлик С.Р.,
Мамошкин М.М.,
Шуркин С.В.,

1. доктор медицинских наук, профессор
Медицинского института ПетрГУ (Россия, Петрозаводск)
2. кандидат медицинских наук, ординатор
травматолого-ортопедического отделения БСМП
(Россия, Петрозаводск)
3. кандидат филологических наук, доцент
Институт иностранных языков ПетрГУ (Россия, Петрозаводск)
4. зав. травматолого-ортопедическим
отделением БСМП (Россия, Петрозаводск),
5. ординатор травматолого-ортопедического
отделения БСМП (Россия, Петрозаводск)

Meltzer R.I.,
Lozovik I.P.,
Nedbaylik S.R.,
Mamoshkin M.M.,
Shurkin S.V.
1. Doctor of Medical Sciences, Professor
Medical Institute of PetrSU (Russia, Petrozavodsk)
2. candidate of medical sciences, intern
Traumatology and Orthopedic Department of BSMP
(Russia, Petrozavodsk),
3. Candidate of Philology, Associate Professor
Institute of Foreign Languages, PetrSU (Russia, Petrozavodsk)
4. Head traumatologic and orthopedic
BSMP department (Russia, Petrozavodsk),,
5.Orthopedic Trauma Resident
BSMP departments (Russia, Petrozavodsk)
Аннотация: В данной статье затрагиваются основные проблемы профессиональной подготовки студентов и выпускников медицинских вузов с учетом фактических возможностей и недостатков современных информационных технологий и инновационных методов

Abstract: The article concerns main problems of medical higher schools students and graduates professional training considering modern information technologies and innovation methods actual opportunities and drawbacks.
Ключевые слова: клиповое мышление, образовательный процесс, информационные технологии, интеллектуальная деятельность.

Keywords: clip thinking, education process, information technologies, mental activity.


   Постмиллениумный период жизни человечества уже продемонстрировал свои основные отличия, среди которых самыми заметными и активно влияющими на образовательный процесс в высшей школе являются лавинообразно нарастающий информационный поток и «гаджетная» деформация  мышления, в сумме приводящие к его «клиповой» дефектной динамике [3]. Стремительное развитие современных информационных технологий, постоянное расширение границ массовой доступности  устройств, непредсказуемых продуктов технико-технологического прогресса 21-го века, приводят к попыткам подменить напряженную ментальную деятельность собственной ЦНС (центральной нервной системы) интернет-осведомленностью, практически не имеющей предела, но, во многих случаях, страдающей поверхностностью и недостаточной логикой подачи материала [3,4].  В контексте высшего медицинского образования этот подход, являющийся попыткой всю жизнь ходить таможенным «зеленым коридором», может нанести серьезный вред процессу формирования врачебного менталитета.

   Дело в том, что одной из существенных частей лечебного дела, как именуется центральная  специальность в дипломе об окончании медицинского вуза [1], является диагностический процесс, совершенно невозможный  без самостоятельного и логически подготовленного мышления, которое пока является продуктом  естественного интеллекта. Поэтому вполне очевидно, что интернет и новейшие компьютерные технологии как  реальность  наших дней должны активно и постоянно дополнять, а не подменять сам мыслительный процесс. Иначе из него начнет уходить  необходимое ощущение актуальности и интуитивности. Без сомнения, этой же дорогой необходимо следовать, соблюдая принцип патогенетической направленности последующего лечения. По всей вероятности, недостаточно эффективными и в текущем столетии останутся попытки полностью заменить в учебном процессе живое  общение с ППС  гаджетной информированностью, так как во многих специальностях, а особенно в медицине и педагогике, огромное значение имеет личностное общение с живыми носителями знаний, сохранение эстафетности в передаче информации [3,4], позволяющее при неизбежной смене поколений намного качественнее передавать  все  интеллектуальное  очарование  своей специальности. В этой связи рациональным приемом является плановое, намеренное и параллельное включение в учебно-образовательный и научный процесс как школьников и студентов, так и клинических ординаторов, аспирантов, ну и, конечно, преподавателей, формируя тем самым ту неразрывную древовидную структуру, которая и становится скелетом, опорной конструкцией реального образовательного процесса [3]. К тому же, возникающее при этом дополнительное межличностное общение является самым действенным методом профилактики клипового мышления и возрастного «расизма». Иначе говоря,  место шекспировской летучей фразы «прервалась связь времен» [2] займет видоизмененный призыв: «И учитель воспитает ученика, чтобы было у кого потом лечиться» [3].  В этом плане показательным итогом являются, в частности, осмысление и последующая ревизия постулата об обязательной предшествующей стабилизации гомеостаза.  Однако,  в настоящее время уже в значительной степени общепринятой становится тактика этапного оперативного лечения, при которой на фоне развернутой терапии гиповолемического шока в комплекс лечебных мероприятий включается иммобилизационный этап малоинвазивного остеосинтеза поврежденного сегмента стержневыми аппаратами [6]. Это стало уже фактически свидетельством патогенетического эффекта инновационного оборудования в лечении высокоэнергетической политравмы.

    Как известно, совершенствование технических возможностей медицинской аппаратуры всегда традиционно начиналось с попыток устранить сложности и погрешности, с которыми доктора сталкиваются во время оперативных вмешательств [3]. В связи с этим, ранее нами были организованы  занятия в патентном фонде РК, где совместно с учащимися проводился учебный разбор конструктивных недостатков  авторских  технических разработок по той  или иной программной теме. В последующем это выливалось в решение учебных технических задач в ходе практических занятий на основной клинической базе. Результатом стали авторские документы на изобретения и рационализаторские предложения. Но главным в этом направлении работы было развитие вариативного мышления, что вполне логично в условиях современного инновационного взрыва.

    Еще одним приемом, используемым при проведении занятий, является развитие послойного представления о возможных повреждениях при той или иной их локализации. В частности, при травматизации  поясничной области   с выраженной клиникой переломов поперечных отростков поясничных позвонков, студенту предлагается создать мысленный перечень  всех возможных в подобных случаях потенциальных повреждений, выделить из них самое «грозное» и определить главные диагностические исследования, которые должны быть выполнены  в режиме cito. Речь, разумеется, идет о существенной вероятности ренальной травмы, от своевременной диагностики которой может отвлечь более манифестантная  клиника типичных костных повреждений этой локализации [3,6]. Примеры из исторического прошлого медицины и педагогики стимулируют активность обучающихся. В частности, с большим интересом воспринимается краткое  сообщение о том, как в 20-м столетии российским доктором, профессором  А.К. Точинкиной был усовершенствован метод кожной пластики «итальянским лоскутом», предложенным еще около 400 лет назад знаменитым Гаспаром Тальякоцци [5].

     В этом тренде особое значение приобретают мотивационные презентации, построенные как бы в условиях «открытого финала» или заключительной, подытоживающей части. Смысл этого образовательного приема состоит  в показе не только всей мощи уже имеющихся знаний, умений и навыков, но и в финальном «обнажении» остающихся прорех, неясностей и нерешенных задач в ракурсе перспективного рассмотрения той или иной конкретной проблематики. Любой исследователь, сам будучи невечным, должен быть воспитан   в духе понимания вечности и бесконечности познания.  В этой связи  необходимо и осознание того, что иногда гораздо труднее увидеть саму проблему, чем найти ее решение [3]. Для него требуются лишь знание и умение, а вот для старта идеи необходимо развитое воображение, которое, как и интуитивное предвидение, является продуктом сильной и высокоорганизованной интеллектуальной деятельности. Значимая роль в скорости и объеме ее производства принадлежит всему современному технологическому обеспечению процесса поиска и предварительной обработки тематического информационного потока. Возможность научиться размышлять «крупным шрифтом»  наиболее реальна в условиях творческого использования традиционного общения в системе «учитель-ученик» и самых «скоропомощных» инфотехнологий стремительно летящего века [3].

     В наше время, когда научные прорывы происходят в режиме нон-стоп на всех  континентах [1], особую информационную значимость приобретает владение хотя бы еще одним, так сказать, дополнительным языком общения. Именно это и делает одной из своего рода «узловых станций» на долгом пути студенческого обучения и дальнейшего непрерывного самообразовательного процесса все НИИ страны, где отличное техническое оснащение позволяет человеку получить «билингвальный пропуск» в  широкий  образовательный мир современности. Вполне понятно, что деятельность преподавателя должна постоянно трансформироваться, для того чтобы соответствовать всем новым веяниям времени, в котором он живет. При этом было бы очень уместно руководствоваться словами великого мудреца древности Гиллеля [2], сказанными около двух тысячелетий тому назад: «Если я не сделаю этого, то кто это сделает? И если я не сделаю этого прямо сейчас, то когда же мне это сделать? Но если я это сделаю только для себя самого, то кто я?».

References

1. Ефимова Ю.А. Проблемно-деятельностный подход как основа создания дискурса на английском языке у студентов медицинского университета // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011.-C.46-57.
2. Нечаева Е.И., Коптелова И.Е. Использование ресурсов СМИ в Интернете при обучении английскому языку // Мир педагогики и психологии.- Москва, 2017.- № 7(12).- С. 78-89.
3. Пивень Д.В., Алферова М.А., Ленок Г.В. Инновационные технологии в непрерывном последипломном образовании врача // Сибирский педагогический журнал.- Новосибирск, 2008. Источник: http://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-resursov-smi-v-internete-pri-obuchenii-anglijskomu-yazyku.htm/
4. Салямова Д.Г. Значение английского языка в профессиональном медицинском образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия: Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XLVI Международного студенческой научно-практической конференции.- Москва, 2018.- №9(46). URL: http://sibac.info/archive/guman/9(46).pdf.
5. https://www.peoples.ru/medicine/surgery/gaspare_tagliacozzi/
6. http://medbuy.ru/articles/medicinskoe-diagnosticheskoe-oborudovanie