The use of information tools in the education system aimed at forming a personal picture of the world

UDC 37
Publication date: 31.01.2020
International Journal of Professional Science №1-2020

The use of information tools in the education system aimed at forming a personal picture of the world

Применение информационных средств в системе образования, направленных на формирования личностной картины мира

Ефимова Нелли Георгиевна,
аспирант
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического
образования (АППО)


Efimova Nelli G.
postgraduate
student St. Petersburg Academy of postgraduate pedagogical education (APPO)
Аннотация: В статье «Применение информационных средств в системе образования, направленных на формирования личностной картины мира» описываются возможности современных образовательных технологий для развития личности ребенка. Современный мир похож на мозаику в движении, и в этой быстроменяющейся действительности каждый человек должен найти свое место и быть успешным. Для этого со школьной скамьи ребенок должен быть готов к инновациям и оперативной смене технологических укладов. Именно в школьном возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Необходимо развивать мышление ребенка, менять установки его когнитивного сознания, развивать такие качества, как креативность, способность к творчеству, нестандартность мышления, способность работать в режиме многозадачности. Традиционное образование остается фундаментом школы как основа энциклопедичности и универсальности знаний, но в систему традиционного образования встраиваются информационные технологии, мультимедийные средства как основные обогащающие и преобразующие элементы развивающей предметной среды для учащихся.

Abstract: The article "The use of information tools in the education system aimed at forming a personal picture of the world" describes the possibilities of modern educational technologies for the development of a child’s personality. The modern world is like a mosaic in motion, and in this rapidly changing reality, everyone must find their place and be successful. To do this, from the school bench, the child must be ready for innovation and the rapid change of technological structures. It is at school age that an intensive development of the child’s mental abilities takes place, the foundation for his further intellectual development is laid. It is necessary to develop the child’s thinking, change the settings of his cognitive consciousness, develop such qualities as creativity, creativity, non-standard thinking, the ability to work in multitasking mode. Traditional education remains the foundation of the school as the basis of encyclopedia and universality of knowledge, but information technology and multimedia tools are integrated into the traditional education system as the main enriching and transforming elements of the developing subject environment for students.
Ключевые слова: картина мира, визуал, арсенал, мультимедийные средства, креативность, метапредметные навыки, смарт-доска.

Keywords: world view, visual, arsenal, multimedia, creativity, meta-subject skills, smart board.


Картина мира и представления о жизни у ребенка формируются через личные впечатления  и восприятие событий, которые наиболее ярко показывают ему, каким образом мир связан с его личностью. Современный ребенок – ярко выраженный визуал и представитель поколения Z, для которого понятие есть образ, встраиваемый в процесс бытия как камешек в мозаику. В детстве у человека особенно развито  образное мышление, которое играет ключевую роль при освоении предметов школы. Оно и  становится ведущим в инновационных методиках современного школьного образования и внеучебной деятельности. В связи с тем, что познание, в основном, происходит в образовательных учреждениях (детский сад, школе, колледж), то в сфере образования практикуется подход, связанный с информационными технологиями. Степень владения ребенком арсеналом средств, относимых к информационным технологиям, определяет его успешность в освоении образовательной программы и в дальнейшем в карьере. Интенсивность формирования у современных учащихся учебных умений, навыков и компетенций, темп освоения нового учебного материала, воспитание креативности становится актуальным целеобразующим компонентом современного образования и практической деятельности.[1]

Ожидание родителей, общественности и государства по отношению к детям не ограничиваются использование традиционных подходов к технологиям,  необходима постоянная готовность к изменениям, творчеству и проявления креативности и нестандартным подходам к решению задач.

Перед лицом будущего педагоги должны готовить детей к творческой деятельности с целью успешности решения перед ними различных сложных задач, при этом креативность и творчество предполагают новые видения, новые решения, новые подходы в решении глобальных проблем современности. Это и есть привнесение в решение повседневной задачи чего-то нового, оригинального, неизведанного.[2]

Повседневными задачами является рост темпа изучения нового материала учащимися на 99% и оперативного формирования у них универсальных учебных действий, метапредметных навыков, определяемых государственным общеобязательным образовательным стандартом[3].

Резкая дифференциация и индивидуализация обучения, создание факультативности знаний должны привести к возможности развития творческой и познавательной активности детей. Для этого педагогами применяются  интерактивные методы обучения и информационные технологии.

Подростки становятся с каждым годом более развитыми с точки зрения информационных технологий, так как необходимость новых знаний очевидна, — жизнь меняется ежегодно.  Способность к информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствует  возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть главенствующую, системообразующую, интегрирующую роль.

Педагоги посещают специальные курсы по компьютерной грамотности, консультируют детей по использованию информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной системе «интернет» для подготовки к домашним заданиям. Ими разработано множество учебных программ,  пособий, методических и дидактических материалов, также накоплено  значительное количество компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном обучении, к примеру, на интерактивной смарт-доске, тренажере или любой экспертной  программе. Цель этих процессов — реорганизация учебного процесса в соответствии с новыми жизненными реалиями.

Компьютер является основным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды для ребенка младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.[4]

Информационные технологии придают учебному процессу гибкость, индивидуальность и креативность. Интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Ведь компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.

Традиционное обучение ставит перед собой цель — передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся — как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.[5]

Есть и нечто тревожное в этом, похожем на гонку, образовании в рамках нон-стоп и информационных технологий  — это соревнование между машинами и людьми. В картину мира ребенка, где есть место предметам, живому и неживому, семье и друзьям вкрапливается много искусственного – появляется машина, которая начинает командовать и занимать много места в его жизни. Со стороны родителей и педагогов нужны чуткость, контроль и понимание того, что на первом месте всегда должен будет быть человек с его переживаниями и эмоциями, системой гуманистических ценностей, а потом уже роботы и механизмы

[1] Резник, Н.А. Технология визуального мышления [Текст] / Н.А. Резник // Школьные технологии. — 2015. — №4. — С. 127-141.

[2] Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт. — М.: Школа-Пресс, 2014. — 123 с.

[3] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2013. — 199 с.

[4] Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт. — М.: Школа-Пресс, 2014. — 114 с.

[5] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2013. — 203 с.

 

References

1. Маслова В. Лингвокультурология/ В.Малова// https://www.gumer.info /bibliotek_Buks/Linguist/maslova/03.php
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2013. - 272 с.
3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.
4. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2012. - 256 с.
5. Резник, Н.А. Технология визуального мышления [Текст] / Н.А. Резник // Школьные технологии. - 2015. - №4. - С. 127-141.
6. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования [Текст] / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 2014. - 321 с.