Abstract: The problem of individualization of learning as a method of improving the quality of teacher training for the new school. Reveals the essence of the concept and the individual trajectory of training of pedagogical high school students. The author presents the experience of the implementation of individual trajectory as an example of discipline "Teambuilding in the educational organization." This discipline responds to the need for practical knowledge about the skills of constructive interpersonal interaction in the group; dynamics control technologies, motivation and group cohesion; methods of diagnosing problems and the group management of the main conditions of its production.
Keywords: vocational training, teacher training, individual learning trajectory
Важнейшая задача педагогического образования — обеспечить школу современными педагогическими кадрами. Однако, по мнению В.А. Болотова – председателя Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки», «наша подготовка специалистов не только в педагогических институтах, но и в федеральных и классических университетах оторвана от потребностей школы» [9]. Система школьного образования, для которой вузы готовят педагогов, в последние годы претерпела значительные изменения. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, в том числе авторским; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники. Таким образом, мы наблюдаем явное противоречие между современными требованиями к содержанию и результатам подготовки студентов по педагогическим специальностям и существующей системой высших учебных заведений педагогического профиля, структурой и содержанием программ педагогической подготовки. На разрешение обозначенной проблемы ориентирован проект «Развитие и апробация новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — Педагогическое образование)», который реализуется в рамках модернизации педагогического образования в России.
Данный проект предполагает подготовку студентов непедагогического бакалавриата, которые хотят заниматься педагогической деятельностью. Руководитель Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ «Высшая школа экономики», научный руководитель проектов академического бакалавриата и исследовательской магистратуры А.Г. Каспржак полагает, что «в любом педвузе или университете, где есть обучение в рамках педагогических направлений, необходимо организовать деятельность студента через систему мероприятий таким образом, чтобы они стали для будущего педагога событиями, ориентирующими его на достижение новых образовательных результатов, которые позволят ему овладеть профессиональными компетенциями и трудовыми функциями, необходимыми для работы в условиях нового федерального государственного образовательного стандарта и профстандарта педагога» [9].
Профессиональное становление будущего педагога в рамках нового образовательного и профессионального стандарта во многом зависит от организации учебной деятельности студентов, предполагающей высокий уровень осознанности обучения, умение использовать оптимальные способы и средства достижения поставленных целей. Переход на модульный принцип обучения в вузе позволяет изменить форму взаимодействия преподавателя со студентами в процессе обучения и способствует построению индивидуальной траектории каждого студента. Под индивидуальной траекторией мы понимаем такой процесс обучения, при котором обучающийся может эффективно анализировать и планировать свою профессионально-образовательную деятельность. Траектории формируются в системе непрерывного образования в процессе освоения (государственных) образовательных стандартов, обучающих модулей и учебных программ. Разработка индивидуальных образовательных траекторий – процесс многоплановый и призванный обеспечить развитие самостоятельности и инициативы личности, возможность наиболее полной реализации ее творческого потенциала для успешной деятельности в профессиональной сфере [4].
Эффективность деятельности педагога во многом будет зависеть от того, насколько он готов к саморазвитию, самообучению, самовоспитанию, самосовершенствованию. В учебном пособии «Педагогическая психология» И.А. Зимняя, обращаясь к студенту – будущему педагогу, пишет: «Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем, отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом…». Продолжая свое обращение, автор определяет ряд обязательств, характеризующих (на наш взгляд) личность современного учителя: «…обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «Другого», … это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения, общения. Педагог является организатором учебной и воспитательной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, т.е. «фасилитатора», по К. Роджерсу. Необходимо развивать свои организаторские, коммуникативные способности…» [5, с. 3-5]. Новые квалификации педагогов могут быть востребованы системой образования, которая нуждается в учителях, способных выходить за рамки учебного предмета и решать проблемы, связанные не только с усвоением знаний и умений в определённой области.
Рассмотрим построение индивидуальной траектории обучения бакалавров – будущих педагогов на примере реализации дисциплины «Тимбилдинг в образовательной организации». Данная дисциплина относится к дисциплинам модуля гуманитарного, социального и экономического цикла программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Программа дисциплины разработана с учетом потребности в практических знаниях о навыках конструктивного межличностного взаимодействия в команде; технологиях управления динамикой, мотивацией и сплоченностью групп; методах диагностирования проблем группы и управления основными условиями ее продуктивности. В основу учебного курса положен зарубежный и отечественный опыт применения коллективных форм работы и создания рабочих команд (Б. Такмен, Р. Белбин, М. Бронштейн, Х. Роббинс, М. Финли, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Ю. Базаров, Ю.М. Жуков, Е.Н. Павлова, А.В. Журавлев, В.А. Безрукова и др.).
Целью освоения дисциплины «Тимбилдинг в образовательной организации» является формирование у студентов понимания основных принципов создания команд (ученических, педагогических) и необходимых условий успешной командной работы; овладение методами управления деятельностью групп, направленных на повышение потенциала школьного коллектива.
Структура курса включает пять взаимосвязанных укрупненных блоков тем (разделов). Первый из них знакомит студентов с основными подходами к пониманию командообразования и тенденциями современного командообразования в мире и России (типологический подход К. Юнга; ролевой подход Р.М. Белбина, Т.Ю. Базарова и др.). Осмысление проблемы командообразования становится все более актуальным по целому ряду причин. Одна из них заключается в том, что темпы изменений в современной реальности «не позволяют отдельному человеку, даже весьма образованному и талантливому, хотя бы отслеживать эти перемены, не говоря уже о том, чтобы их упреждать, используя возникающие возможности и смягчая неблагоприятные последствия» [3, с. 5]. Вторую причину определяет тот факт, что применение командной формы работы зачастую ведет к повышению общего результата, а, следовательно, можно выполнять тот же «объем работы с меньшими усилиями или с теми же усилиями выполнять значительно больший объем работы» [там же]. И, наконец, третья причина – это переживание удовольствия от создания неповторимой эмоциональной атмосферы. У многих коллег по команде завязываются долговременные дружеские отношения.
Второй раздел посвящен анализу сущности и специфике командообразования. Содержание данного раздела ориентировано на рассмотрение существующих моделей командообразования (Майерс—Бриггс, Кейрси, Р. Белбина, Т.Ю. Базарова), определение стадий и процессов командообразования и характеристику функциональных и психологических ролей в команде. Третий раздел дает представление о распределении ролей в команде. Студенты знакомятся с функциональными и психологическими ролями в команде, а также с личностными особенностями, влияющими на работу в команде. Четвертый раздел раскрывает особенности работы в команде. При изучении данного раздела студенты осваивают практические аспекты управления командными взаимоотношениями, формальные и неформальные инструменты управления, навыки работы с конфликтом в команде. Пятый раздел ориентирован на овладение технологией формирования команды. Студенты изучают этапы развития команды и ее жизненный цикл. В процессе изучения данного раздела студенты разрабатывают собственные проекты создания команды, что способствует развитию готовности молодых педагогов к организации проектной и исследовательской деятельности учащихся и возможности использования такого вида интеллектуальных ресурсов, как опыт самих обучающихся и опыт реальной школьной жизни.
Предлагаемая содержательная структура дисциплины «Тимбилдинг в образовательной организации» приводит в четкую, логически выстроенную систему сведения о наиболее важных аспектах командообразования. В результате изучения дисциплины студенты приобретают необходимые компетенции для работы в команде, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий членов команды; постановки краткосрочных и перспективных целей, способствующих достижению успеха командной работы; осваивают навыки проектирования и моделирования эффективной команды. Характерной особенностью проектирования является создание и познание чего-либо нового, не существующего в настоящий момент, но могущего возникнуть в результате определенной целенаправленной деятельности. Таким образом, содержание дисциплины расширяет взгляды студентов на проблематику современного образования, определяет возможности выбора при формировании собственной образовательной траектории и позволяет сформулировать свою педагогическую миссию.
Индивидуальная траектория обучения направлена на развитие у студентов таких качеств личности, которые соответствуют их природным способностям. Преподавателю следует выстраивать взаимодействие со студентами на основе сотрудничества. Как считают А.А. Лобут и Н.Е. Попова, необходимо демонстрировать веру в способности студентов, стимулировать их труд, терпимо относиться к недостаткам, поэтому деятельность преподавателя сводится к тому, чтобы направлять, убеждать, организовывать, давать свободу выбора студенту. Индивидуальная траектория предполагает обучение без принуждения. Такая организация процесса обучения требует от преподавателя использования различных методов и приемов подачи учебного материала, умелого сочетания теории и практики, создание ситуации успеха для студента, развитие его самостоятельности в достижении собственных учебных целей. В свою очередь, «студент должен уметь видеть свои сильные и слабые качества и постоянно развивать те из них, которые делают его компетентным в выбранной профессии» [7].
Существуют различные пути построения индивидуальной траектории обучения в вузе. К наиболее «используемым в практике можно отнести следующие:
инновационные образовательные технологии;
кредитно-модульная система организации учебного процесса;
компетентностно-ориентированное обучение;
асинхронная организация учебного процесса» [8].
В процессе реализации дисциплины «Тимбилдинг в образовательной организации» активно используются инновационные образовательные технологии, такие как: технология портфолио, case-технология, basket-метод, web-квест, игровые технологии, проектирование, моделирование и др.
Кредитно-модульная система организации учебного процесса позволяет проектировать индивидуальные образовательные траектории с учетом трудозатрат студентов на основе ECTS, обеспечивающей объективное определение места студента в рейтинге. Это позволяет преподавателю учитывать реальный уровень сформированности компетенций каждого студента. Критериями оценки для преподавателя является количество лекционных и практических часов по дисциплине, а также время для самостоятельной работы студента. Кредиты могут быть получены только после выполнения необходимой работы, и получения соответствующей оценки достигнутых результатов обучения.
Компетентностно-ориентированное обучение состоит в том, что студент усваивает не готовое знания, кем-то предложенное знание, а сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико- преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Асинхронная организация учебного процесса на основе сочетания сетевых компьютерных технологий и мультимедийных курсов также позволяет проектировать индивидуальные траектории обучения, причем «в удобное время и в удобном месте», с возможностью модификации учебного материала и технических решений [2]. В ходе освоения дисциплины студенты активно пользуются системой электронного обучения MOODLE. Электронные курсы содержат все необходимые обучающие, вспомогательные и контрольные материалы, а также методические рекомендации для студентов и для преподавателя в соответствии с рабочей программой дисциплины, задания для самостоятельной работы студентов.
В последние годы в связи с увеличением объема научной информации и особенностями профессиональной подготовки студентов в вузе, эта форма работы приобретает все большее значение, что обусловлено значительным сокращением учебных аудиторных часов. Исходя из многоплановости самостоятельной работы, отмечается, что большая часть времени затрачивается на поиск информации и получение знаний из научных и методических источников. Поэтому степень развития навыков самостоятельной работы определяется способностью самостоятельно прорабатывать источники информации, обобщать полученную информацию, практически применять ее при решении профессиональных задач, организовать себя на учебную, познавательную и творческую деятельность.
Самостоятельная работа студентов является формой организации и средством активизации их учебно-познавательной деятельности; она способствует формированию самостоятельности как свойства личности. Основными принципами самостоятельной работы студентов являются: комплексность, системность, преемственность, соответствие вида источника информации формам и способам информационного обеспечения самостоятельной работы. Самостоятельная работа может не только подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности, но и ознакомить с современными научными проблемами в условиях дефицита учебного времени. Кроме того, самостоятельная работа способствует формированию положительного познавательного мотива у студентов.
Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Тимбилдинг в образовательной организации» предусматривает два основных варианта:
1) предварительную подготовку студентов к семинарским и практическим занятиям в соответствии с тематическим планом занятий (контроль во время занятия);
2) подготовку портфолио, т.е. индивидуальную, персонально подобранную «совокупность разноплановых материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты, а с другой стороны, содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории, т.е. процессе обучения, в ходе которого студент может эффективно анализировать и планировать свою образовательную деятельность» [10].
Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен учебный процесс, позволяющий развивать или формировать необходимые компетенции, предусмотренные образовательным и профессиональным стандартами.
Портфолио содержит лучшие работы студента, выбранные им примеры практического опыта, связанные с оцениваемой областью знаний. Портфолио – это способ фиксации, накопления материалов, которые демонстрируют умение студента решать задачи в своей будущей профессиональной деятельности. Портфолио показывает уровень подготовленности, уровень активности. Основное предназначение портфолио — показать наиболее значимые результаты учебно-профессиональной деятельности [6].
Портфолио представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. В качестве единиц портфолио могут быть письменные творческие работы студентов, результаты тестирования, задания для самостоятельной работы, результаты групповой работы, сообщения, доклады и рефераты, графические организаторы (схемы, таблицы, рисунки) и так далее. Задания по оформлению портфолио даются уже на первой встрече со студентами. Вместе с тем, студент всегда имеет возможность исправить, добавить, более качественно выполнить задание и заменить «старое на новое».
Портфолио по дисциплине «Тимбилдинг в образовательной организации» включает следующие составляющие единицы:
Глоссарий (словарь терминов) по разделам дисциплины. Студенты составляют индивидуальный словарь специальных терминов с толкованием, примерами, иногда переводом на язык оригинала.
Письменная творческая работа в форме эссе на тему «Команда моей мечты». «Эссе (франц. essai — попытка, проба, очерк, от лат. exagium — взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Языковой стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику» [1].
3. Разработка модели команды. Для создания модели команды следуйте алгоритму:
— определите ее тип (профессиональная, спортивная, творческая и т.д.);
— определите цель и сформулируйте ее;
— определите количество членов команды;
— определите роли членов команды;
— опишите функции каждого члена команды в соответствии со своей ролью;
— составьте структурную модель команды;
— придумайте название, слоган и эмблему своей команды.
4. Психологический анализ русских пословиц, отражающих работу команды.
5. Составление аннотированного списка статей по курсу «Тимбилдинг в образовательной организации» за последние 5 лет по схеме:
— выходные данные журнала (название, номер журнала, год издания);
— выходные данные статьи (автор, название, страницы);
— краткая аннотация содержания статьи.
6. Анализ ситуационных задач (case studies), подготовленных преподавателем.
7. Тестирование. Студентам предлагается на выбор два варианта теста. Тестирование проходит в среде электронного обучения ТГПУ им. Л.Н. Толстого (http://moodle.tsput.ru). Преподаватель имеет возможность контролировать прохождение студентами данной процедуры, отслеживать результаты.
8. Самодиагностика. По предложенным методикам студенты проводят самодиагностику личностных качеств и свойств в режиме онлайн-тестирования URL: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Professional-psychology-psychodiagnostics-of-personality-115/Default.aspx (Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2); Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК); Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации). Следующий тест — «Командные роли» Р. Белбина позволяет определить естественные для человека роли в коллективе, а также те роли, от которых следовало бы отказаться. URL: http://profitest.devicecollection.com/tests-list/online-opredelitel-rolej-v-komande-po-belbinu.
9. Собственные материалы по дисциплине (подборка статей, программы тренингов, рефераты, сценарии игр и др.).
Работа студентов над портфолио начинается в самом начале изучения дисциплины. Буквально на первом занятии они знакомятся с целями и задачами использования портфолио, функциями портфолио и технологией работы с ним. Презентация портфолио проводится на последнем занятии. Во время презентации студенты представляют портфолио, комментируют его содержание. Подборка материалов для портфолио осуществляется студентами самостоятельно и включает его лучшие работы, которые оцениваются на основе четко определенных преподавателем критериев:
полнота содержания и информативность;
практичность (использование материалов в профессиональной деятельности);
разнообразие представленных материалов, видов работ (эссе, проект, деловая игра, анкета, результаты исследований и т.д.), причем информация не повторяется, а сочетается между собой;
оформление портфолио;
презентация портфолио (выбор значимых аспектов для представления портфолио, защита портфолио, ответы на вопросы).
К достоинствам технологии портфолио следует отнести системный подход, возможность увидеть работу студента в динамике и оценить разнообразные навыки и умения, раскрыть творческий потенциал, продемонстрировать сильные стороны, наметить пути профессионального самообразования. Портфолио помогает поддерживать высокую учебную мотивацию студентов, повышать активность и самостоятельность студентов, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной деятельности студентов. Формирование портфолио поможет студенту осознать свои сильные и слабые стороны, а также выбрать приоритетные направления своей образовательной траектории [10].
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория создает основу для профессионального самоопределения личности, целью которого является развитие готовности студентов к самостоятельному осознанному поиску личностного смысла в освоении профессиональных образовательных программ для дальнейшего осуществления своей профессиональной деятельности.
References
1.Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%81%D0%B52.Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник НВГУ. – 2012. - № 2-1. – С.57-66.
3.Жуков Ю.М., Журавлев А.В., Павлова Е.Н. Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 320 с.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-8. – С. 186-186. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004425 (дата обращения: 14.07.2015).
5.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. – Изд-во: Московский психолого-социальный университет (МПСУ). – 2010. – 448 с.
6. Куликова Т.И. Метод портфолио как способ оценки знаний студентов // Научно-методическое обеспечение инновационной деятельности для повышения качества образовательного процесса: Материалы XXXIV учеб.-метод. конф. профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого: В 2 ч. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун.та им. Л.Н. Толстого, 2007. – Ч. 2. - С.230-233.
7. Лобут А.А., Попова Н.Е. Индивидуальный подход к обучению в вузе // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 6. – С.51-56.
8. Мирошникова О.Х. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий студентов в процессе иноязычной подготовки в неязыковом вузе // Электронное научное издание (электронный научно-педагогический журнал). The Emissia.Offline Letters. – URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1255.htm (дата обращения: 14.07.2015).
9. Модернизация педагогического образования: основной этап апробации проектов // Портал сопровождения проектов педагогическоеобразование.рф. - URL: http://педагогическоеобразование.рф/news/show/68 (дата обращения: 14.07.2015).
10. Полежаев В.Д., Полежаева М.В. Портфолио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 3 – С. 77-78. URL: www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=4616 (дата обращения: 14.07.2015).