Features of child-parent relations in families raising children of older preschool age with mental retardation at the stage of ascertaining experiment

UDC 01
Publication date: 28.02.2020
International Journal of Professional Science №2-2020

Features of child-parent relations in families raising children of older preschool age with mental retardation at the stage of ascertaining experiment

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, на этапе констатирующего эксперимента

Шишелова Наталия Михайловна,
Букина Ирина Адольфовна

1. студентка магистратуры по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» («Инклюзивное образование»)
Череповецкий государственный университет
2. кандидат педагогических наук, доцент
Череповецкий государственный университет


Shishelova Natalia
Bukina Irina Adolfovna

1. master's student in the field of "Special (defectological) education" ("Inclusive education»)
Cherepovets state University
2. candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
Cherepovets state University
Аннотация: Семья – самое главное в жизни каждого ребенка. Именно в семье закладываются основы личности ребенка и формируется фундамент его развития и воспитания. Детско-родительские отношения могут иметь свои особенности. Определенные особенности имеют данные отношения в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В статье описывается своеобразие детско-родительских отношений исследуемой группы.

Abstract: Family is the most important thing in every child's life. It is in the family that the foundations of the child's personality are laid and the Foundation of his development and upbringing is formed. Child-parent relationships can have their own characteristics. Certain features have these relationships in families that raise children of older preschool age with mental retardation. The article describes the peculiarity of the child-parent relationship of the study group.
Ключевые слова: Дети с задержкой психического развития, дети старшего дошкольного возраста, детско-родительские отношения, семья, исследование.

Keywords: Children with mental retardation, children of older preschool age, child-parent relationships, family, research.


Детско-родительские отношения (ДРО)  — основа многих исследований последнего столетия. Как правило, они складываются из отношений между родителями и детьми. В семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, ДРО складываются не всегда успешно, имея при этом свои особенности. Какие именно особенности имеются в данных семьях, мы и хотели выяснить посредством нашего исследования.

Этап констатирующего эксперимента проводился на группе  компенсирующего вида для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Участники эксперимента – 10 воспитанников группы и их родители.

Сначала мы определили основные этапы нашего исследования:

1 этап – подготовительный.

Подготовительный  этап нацелен на изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В рамках данного этапа реализуется сбор сведений о детях и их родителях, уточнение анамнеза, изучение педагогической и медицинской документации.

2 этап – основной.

Основной этап состоит из 2 блоков, а конкретнее:

  1. Диагностика родительского отношения к детям с задержкой психического развития.
  2. Диагностика отношения детей с задержкой психического развития к родителям.

Диагностика детей должна проводиться в индивидуальной форме.

Затем мы определили 2 блока методик и провели по ним исследования ДРО в изучаемых семьях.

     1 блок – Исследование родительского отношения к детям с ЗПР:

—  Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В.В. Ткачева),

—  Методика «История жизни с проблемным ребенком» (В.В. Ткачева),

— Анкета «Определение воспитательских умений у родителей  детей с отклонениями в развитии» (В.В. Ткачева).

     2 блок – Исследование отношения детей к их родителям:

Проективный тест «Рисуем семью» (В.К. Лосева).

На этапе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что из 10 семей, воспитывающих детей с ЗПР, только 1 семья показала высокий уровень взаимоотношений (10%), 5 семей – уровень взаимоотношений выше среднего (50%),  4 семьи – средний уровень взаимоотношений (40%).

Казалось бы, неплохая «проглядывается картина», если посмотреть поверхностно на полученные результаты. Однако, во время проведения исследования, мы выявили некоторые особенности ДРО, требующие внимательного их изучения и корректировки в дальнейшем.

К выявленным особенностям можно отнести:

Повышенную тревожность как со стороны родителей (о будущем ребенка), так и со стороны детей (чувство неуверенности в себе, ненужности, одиночества и отчужденности от родителей).

Состояние конфликтности в семье. В основном конфликты могут возникать на фоне отсутствия или недостатка внимания со стороны родителей; на фоне  материального неблагополучия, когда один родитель (мама) и ему приходится много работать, а поддержки и помощи от близких нет; на фоне разностороннего воспитания ребенка родителями; или на фоне непринятия того, что их ребенок особый, не такой, как все.

Состояние агрессии, которое обычно вытекает из двух предыдущих особенностей. Ребенок может проявлять агрессию, не получив достаточного внимания, заботы и ласки от родителей. Родители, в свою очередь, раздражаются, кричат на ребенка, наказывают его по причине неудовлетворенности собственных потребностей, как материальных, так и душевных.

— Наблюдается авторитарный стиль воспитания в некоторых семьях (в 8 семьях из 10 обследуемых), что неукоснительно оказывает на ребенка только отрицательное влияние.

— Выявлен дефицит заботы и нежности, недостаточное внимание к потребностям ребенка, в зависимости от постоянной занятости родителей своей трудовой деятельностью или устраиванием своей личной жизни. При этом выявлен недостаток получения ребенком своевременного лечения у специалистов.

— Отмечаются различные негативные действия по отношению к ребенку, частые наказания, что еще более усугубляет проблему ДРО.

Завышенные требования к ребенку со стороны родителей, которые приводят к развитию у него неуверенности в себе, пассивности, отказа от любой деятельности или, наоборот, нервозности, раздражительности, невнимательности, излишней активности.

Отсутствие моральной поддержки со стороны близких, непонимание окружающих. Данная особенность была выявлена в одной семье, где со стороны старших братьев проявляется негативизм по отношению к младшему ребенку. Мать при этом реагирует очень остро, расстраивается и переживает, за младшего ребенка. Здесь также отмечается избалованность со стороны матери и ревность со стороны старших братьев.

— Кроме всего вышеперечисленного, нами было выявлено некоторое отчуждение, отстранение некоторыми отцами от  проблем, касающихся воспитания и развития ребенка. Отец ребенка может либо найти работу в другом городе, либо постоянно находиться на работе, редко появляясь дома и не уделяя должного внимания ребенку.

Проанализировав данные нашего исследования, можно сказать, что в исследуемых семьях отношения между детьми и родителями складываются не всегда достаточно успешно. При этом могут возникать: эмоциональное непринятие родителями ребенка таким, какой он есть; непонимание и не осознание родителями до конца проблем ребенка; неадекватное взаимодействие с ребенком. Только 50% семей ставят своего ребенка на первую ступеньку, т.е. на первое место в жизни. А значит, для остальных 50% родителей ребенок в жизни не так важен, как личная жизнь, отношения с мужем, работа и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

— существует ряд факторов, влияющих на тип детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР: тип семьи, личность самих родителей, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, характер взаимоотношений родителя и ребенка, психолого-педагогическая некомпетентность родителей, несоответствие требований к ребенку со стороны родителей;

— семьям, воспитывающим детей с ЗПР, необходима своевременная психолого-педагогическая помощь, причём не только ребенку, но и его родителям.

Выявленные особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, могут накладывать отпечаток на проблему коррекции недостатков развития детей, и, как следствие, создавать проблему дальнейшего обучения в школе. Чтобы предупредить всё это, необходимо провести формирующий эксперимент с данной группой родителей и детей, как дальнейший этап нашего исследования.

References

1. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Сели¬верстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
2. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / под ред. В. И. Селиверстова, О. А. Денисовой, Л. М. Кобриной. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2009. - 360 с.
3. Шишелова Н. М., Букина И. А. Теоретическое обоснование проблемы формирования детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития // Материалы Международной объединенной научно-практической конференции в рамках «Специальное и инклюзивное образование: вызовы, проблемы, пути решения» (17,18 октября 2019 г.): Сборник научных трудов РУМЦ СЗФО ЧГУ - Череповец, 2019 г.