Increasing the role of innovative entrepreneurship as a factor of economic growth

UDC 338
Publication date: 18.07.2024
International Journal of Professional Science №7-1-2024

Increasing the role of innovative entrepreneurship as a factor of economic growth

Повышение роли инновационного предпринимательства как фактор экономического роста

Afanasyev Evgeny Alexandrovich
Matveeva Alla Ivanovna,

1. Graduate student of the Ural State University of Economics, Yekaterinburg
2. Ph.D., Professor, Ural State University of Economics, Yekaterinburg


Афанасьев Евгений Александрович
Матвеева Алла Ивановна

1. Магистрант ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург
2. д.ф.н., профессор ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные вопросы инновационного предпринимательства в условиях глобализации экономики. Дана характеристика субъектов инновационного предпринимательства, которые получают предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. Дан анализ специфики инновационной деятельности как главной движущей силы в развитии экономики страны на современном этапе.

Abstract: The article deals with topical issues of innovative entrepreneurship in the context of economic globalization. The characteristic of innovative business entities that receive entrepreneurial income as a result of the creation of production, use or diffusion of an innovative product is given. The analysis of the specifics of innovation activity as the main driving force in the development of the country's economy at the present stage is given.
Ключевые слова: предпринимательство, инновационная деятельность, венчурные фирмы и инвесторы, конкурентоспособность, глобальный рынок.

Keywords: entrepreneurship, innovation, venture firms and investors, competitiveness, global market.


Инновационный путь развития России предполагает ее интеграцию в международный рынок инноваций. С этой целью следует максимально сконцентрировать усилия на проработке собственных конкурентных преимуществ, установить свое место в технологическом цикле с учетом мирового разделения труда. Чтобы реализовать конкурентные преимущества на мировом рынке, надо найти перспективные ниши на рынке инноваций (мелкосерийное высокотехнологичное производство, исследовательские и конструкторские, оказание квалифицированных услуг, продажа технологий).

  Высокотехнологичное предпринимательство на современном этапе развития экономики объективно играет важнейшую роль в обеспечении роста, устойчивости и перспектив любой страны. Именно высокотехнологичные компании создают новые продукты, распространяют передовые технологии, обеспечивают высокооплачиваемые рабочие места, что способствует формированию глобальных конкурентных преимуществ стран и регионов.

  С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах. Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; возникновении новых видов деятельности и т. д. [2].

  Инновационный бизнес сегодня требует активной организационной государственной поддержки. Необходимо наметить важнейшие цели инновационной политики государства. Это может быть и расширение российского участия на международном рынке инноваций, и защита государственного права на интеллектуальную собственность, созданную на государственные же деньги, и формирование рабочих мест в наукоградах; наращивание налоговых поступлений от коммерциализации научных результатов. Приоритеты определят стратегию и тактику участников рынка инноваций.

  На основе действующих инновационных субъектов малого и среднего бизнеса, имеющих международный опыт работы на рынке технологий, формируются крупные маркетингово-инновационные центры в целях продвижения инноваций в России, которые должны выработать механизм расширения присутствия России на международном инновационном рынке.

  Можно выделить две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство (маркетинг в широком его понимании) [4]. При этом наиболее полно сущность предпринимательства проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция). Не всякое предпринимательство является и инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта.

  В общем случае, предпринимательская деятельность проходит четыре стадии:

– активный поиск новых идей и анализ степени их реализуемости;

– формирование бизнес-плана;

– активный поиск требуемых ресурсов;

– формирование механизма управления новой фирмой.

  Инновационное предпринимательство предполагает более подробно этапирование:

– разработка комплекса инновационных идей;

– выборка более перспективной идеи;

– подробная проработка вложенного смысла и экспертная его оценка;

– детальная проработка бизнес-плана;

– экспертиза бизнес-плана;

– эксперимент по производству продукции и ее испытание в рыночных условиях;

– внесение корректив в схему производства и реализации продукции в условиях рынка;

– массированное производство инновационной продукции и ее продвижение на рынок.

  К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность [5].

  Важнейшая функция инновационных предприятий – осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях. Инновационные предприятия, помимо доведения продукта научно-технической деятельности до состояния, позволяющего использовать его в производственной сфере (через создание различных объектов инновационного продукта), осуществляют поиск коммерческого партнера, способного удовлетворить новую латентную общественную потребность, «чреватую» возможной прибылью.

  Таким образом, инновационные фирмы (предприятия) возникают как следствие общественной потребности в сокращении издержек, появляющихся в процессе трансформации продукта, созданного в научно-технической сфере, в продукт, создаваемый в хозяйственной сфере.

  Инновационные предприятия позволяют ликвидировать некоторые из затрат и сократить издержки производства, т. е. они выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научно-технических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений. Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научно-технические институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования [5].

  Основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов [6]. Повышенной инновационной активности малого предпринимательства способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация новшеств и то, что инновационная деятельность – это единственной возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям [7].

  Помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

  Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

1) деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям; 2) внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий [3].

  В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.

  В то же время,  отличие  от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса.

  Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ [5]. К крупным организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерциализация инновационного продукта.

  Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики [6]. Исходя из всего вышесказанного понятно, что инновационное предпринимательство предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом или инновациями. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В отличие от производственного процесса инновационный процесс характеризуется:

1) многочисленностью и неопределенностью путей достижения цели и высоким риском;

2) невозможностью детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;

3) необходимостью преодоления сопротивления как в сфере сложившихся экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса.

  Рынок новшеств образуется в условиях неопределенности, которые вытекают из характера инновационных процессов, и в специфической среде взаимоотношений участников рынка. Специфика инновационной деятельности:

  • неопределенность и отложенность результата;
  • несовпадение общественного и индивидуального эффектов;
  • асимметричность информации, доступной исследователям, новаторам, потенциальным инвесторам, потребителям;
  • высокие инвестиционные риски;
  • особые требования к квалификации кадров и качеству менеджмента – усиливает значение инновационной «составляющей» в деятельности государства.

  Выводы: Ускорение темпов развития мировой экономики, экономического роста отдельных стран за последние десятилетия в значительной мере обусловлено раскрытием потенциала инновационной деятельности человека. Традиционная парадигма экстенсивного использования ресурсов, природных богатств, человеческого капитала, финансовых активов, знаний – сменяется инновационной.

  Количественные и качественные характеристики мировой экономики все в большей мере определяются технологическими сдвигами на основе инноваций, причем основной эффект достигается не столько за счет их непосредственного (первоначального) внедрения, сколько благодаря широкому распространению и применению инновационных продуктов и услуг.

  Таким образом, в современном постиндустриальном обществе первостепенное значение приобретают инновации, в связи с чем инновационное предпринимательство становится главной движущей силой в развитии экономики страны.

References

1. Елецких Г.Г. Технологические инновации как фактор повышения конкурентоспособности фирмы и основа развития современного предпринимательства в России // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – Том 2. – № 1. – С. 3-10.
2. Инновационное предпринимательство (бизнес): теория и практика / В. И. Белоусов, А. В. Белоусов, С. В. Иванов. Воронеж, 2011.
3. Кобец М.В. Преимущества и недостатки бизнес-инкубаторов и акселераторов // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 6. – С. 2181-2200. – doi: 10.18334/ce.16.6.114859.
4. Лукичев П.М. Принятие решений в современной экономике: искусственный интеллект vs поведенческая экономика // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.14.3.121070.
5. Попов Е.В., Симонова В.Л., Тихонова А.Д. Специфика межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации экономической деятельности // Лидерство и менеджмент. – 2022. – Том 9. – № 2. – С. 535-552. – doi: 10.18334/lim.9.2.114189.
6. Файков Д.Ю., Байдаров Д.Ю. Государственная корпорация – инкубатор крупных бизнесов // Экономическая безопасность. – 2022. – Том 5. – № 3. – С. 927-950. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114827.
7. Хабыев Я.М. Инновационное предпринимательство в условиях глобализации мировой экономики. Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2015;(42):143-160.