The role of motivation in learning foreign languages and ways of increasing it among students

UDC 81
Publication date: 30.11.2021
International Journal of Professional Science №10-2021

The role of motivation in learning foreign languages and ways of increasing it among students

Роль мотивации в изучении иностранных языков и способы ее повышения у студентов

Комарова Маргарита Игоревна
Преподаватель, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МИРЭА — Российский технологический университет», Москва

Komarova Margarita
Professor, The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «MIREA — Russian Technological University», Moscow
Аннотация: Мотивация играет первостепенную роль при изучении иностранных языков. Поиск оптимальных средств ее повышения представляет собой объективную потребность в сфере образования. Принимая во внимание данные прагмалингвистики и изменившийся статус иностранного языка как основного средства межкультурной коммуникации, современная методика делает акцент на необходимости усиления мотивационных аспектов при изучении языка. Данная статья посвящена рассмотрению, что есть мотивация в целом, ее виды, роль в изучении иностранных языков, пути и приемы повышения мотивации на уроках иностранного языка, проблемы, связанные с отсутствием мотивации у учащихся.

Abstract: Motivation plays a crucial role in learning foreign languages. There exists an objective need of searching for optimal ways to improve it in the field of education. The data of pragmalinguistics are also taken into account. Evidently, a foreign language is considered to be the main means of intercultural communication. Therefore, the modern methodology focuses on the need to strengthen motivational aspects when learning a language. This article is devoted to the consideration of what motivation is, its types, its role in the process of learning foreign languages, ways and techniques to increase motivation during the lessons, problems associated with the lack of motivation among students.
Ключевые слова: мотивация, виды мотивации, иностранный язык, английский язык, прагмалингвистика, лингводидактика, межкультурная коммуникация, коммуникативная компетенция, демотивация, преподавание иностранного языка, методика преподавания

Keywords: motivation, types of motivation, foreign language, English language, pragmalinguistics, language teaching, cross-cultural communication, communicative competence, demotivation, teaching a foreign language, teaching methods


Введение. В современном мире в условиях постоянного межкультурного взаимодействия знание иностранных языков является ключевым аспектом успешной коммуникации. Изучение английского языка, признанного международным, занимает приоритетную позицию в решении вопроса общения с представителями других стран и культур. Связь языка и мышления занимает центральное место в теоретическом языкознании и философии языка. Погружение в другой язык не носит, как показали исследования, чисто прикладной характер и не сводится к общению на этом языке, но предполагает и глубинный, духовный процесс – познание менталитета жителей страны изучаемого языка как совокупности психологических и поведенческих установок, традиций, ценностных ориентаций, склада мышления, мировосприятия. Согласно Большому толковому словарю по культурологии Б. И. Кононенко, менталитет «формирует соответствующую картину мира» и в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми [1].

Методика. Мотивация играет основополагающую роль на всех этапах обучения иностранному языку. Само понятие «мотивация» (от латинского movēre – «двигать») пришло в лингводидактику из психологии, где различают «мотив» и «мотивацию», подчеркивая более узкую характеристику первого. Согласно Л. И. Божович, «мотив – то, ради чего осуществляется деятельность» [2], это всегда внутренний параметр субъекта, изнутри побуждающий к совершению действий. Мотив наравне с потребностями, целями и намерениями составляет мотивацию, внешнюю характеристику процесса осуществления деятельности. И. А. Зимняя определяет мотивацию как совокупность причин, психологически объясняющих поведение человека. Мотивация представляет энергетическую сторону и направленность поведения. Она определяет выбор человека, придает ему сил и настойчивости, делает его поведение целесообразным [3].

Учебная мотивация представляет собой частный вид мотивации, включенной в образовательную деятельность.  Мотивом в учебной мотивации выступает нацеленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса: например, на получение знаний, хорошей отметки, на похвалу родителей либо выстраивание желаемых отношений со сверстниками. Учебную мотивацию определяют ряд факторов: образовательная система, образовательное учреждение, организация образовательного процесса, индивидуальные характеристики обучающегося (пол, возраст, интеллектуальные способности, самооценка), личностные особенности преподавателя и его отношение к педагогической деятельности, специфика учебного предмета [4].

Говоря о видах мотивации, различают мотивацию внешнюю, внутреннюю, положительную и отрицательную.

Внешнюю мотивацию формируют, главным образом, социальные обстоятельства, а не само содержание предмета. Студент может быть движим мотивом достижения, то есть стремлением достичь успеха в изучении языка, получить высокую оценку, диплом, награду на конкурсе, или мотивом самоутверждения, когда важно заслужить одобрение других людей и добиться, изучая иностранный язык, определенного статуса в обществе. За мотивом идентификации стоит желание учащегося быть похожим на авторитетную личность, героя, кумира. Этим мотивом определяется, например, стремление студента хорошо учиться, чтобы понимать тексты песен любимой иностранной группы. Мотив аффилиации побуждает изучать иностранный язык, чтобы общаться с друзьями-иностранцами. Студент, воспринимающий иностранный язык в качестве средства для духовного обогащения и общего развития, движим мотивом саморазвития. И, наконец, просоциальный мотив выступает на первый план тогда, когда человек изучает иностранный язык, потому что сознаёт социальную значимость учения [5]. Внешняя мотивация может носить и узколичностный характер, если овладение иностранным языком воспринимается как путь к личному благополучию. В большинстве случаев внешняя мотивация бывает дистантной, далекой, направленной на достижение конечного результата учения. Однако стоит учитывать, что ее стимулирующее воздействие на процесс обучения нередко весьма значителен. Для максимального использования такого стимула представляется важным демонстрировать студентам прогресс в освоении языка в каждой точке обучения.

Внешняя мотивация смыкается с внутренней и подкрепляется ею. Внутренняя мотивация является для ее субъекта близкой и актуальной и определяется характером деятельности как таковой. Применительно к изучению иностранного языка разделяют следующие вариации внутренней мотивации: коммуникативная (непосредственное общение на изучаемом языке), лингвопознавательная (положительное отношение к языку) и инструментальная (положительное отношение к различным видам работы). Коммуникативная разновидность внутренней мотивации является при овладении иностранным языком определяющей, так как в ней заложена первая и естественная потребность изучающих язык – коммуникативность. Умение общаться, читать и писать на иностранном языке, понимать иностранную речь являются базовыми коммуникативными потребностями.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. Речевая разминка в начале урока уже представляет собой коммуникативное предисловие, а речевые задачи в процессе урока усиливают его коммуникативную направленность. Принятие задачи студентом составляет отправной момент для возникновения мотивации. При этом важно подчеркнуть умение преподавателя сформулировать задачу урока, исходя из уровня языковой подготовки студентов и их возрастных особенностей. Современная дидактика требует от урока иностранного языка наличия определенной разговорной темы с заявленной проблематикой и использования таких коллективных форм обучения, как работа в парах, группах, драматизация, ролевые игры. Коллективные формы работы желательны на уроке, поскольку отвечают самой сути языка как средства общения, предполагающего наличие партнеров.

Стоит отметить сложности в сохранении мотивации коммуникативного типа в атмосфере родного языка, когда иностранный язык выступает как некое искусственное средство общения и так называемые «реальные ситуации» имеют неподлинный характер. Обучение иностранному языку на основе коммуникативных заданий приобщает студентов к иноязычной культуре и участию в диалоге культур, что в настоящее время считается глобальной целью овладения иностранным языком.

Поддержание интереса обучающихся к языку как таковому относится к лингвопознавательной внутренней мотивации. Данный тип мотивации формируется непосредственно через стимулирование поисковой деятельности в языковом материале и развитие языковой догадки, а также опосредованно через коммуникативную мотивацию.

Положительное отношение студентов к определенным видам работы формирует инструментальную мотивацию. Основной задачей преподавателя является не ознакомление студентов с работой над языковым материалом, содержащимся в учебнике, а управление их самостоятельной деятельностью. Таким образом, преподаватель обозначает конкретную цель, к которой должны прийти студенты в ходе знакомства с языковым материалом, выполняя тем самым функцию источника информации, и содействует концентрации внимания учащихся на важных аспектах языкового материала, выполняя функцию управляющего процессом формирования навыков и развития умений. Инструментальная мотивация принимает во внимание темперамент студентов и дает возможность каждому из них выразить себя в работе, которая ему наиболее по душе [6].

Различают также положительную и отрицательную мотивации. Конструкция «Если я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» знаменует положительную мотивацию. Конструкция «Если я не сдам экзамен, то меня отчислят» – отрицательную. Опрос, проведенный специалистами среди студентов неязыковых специальностей, показал, что большинство респондентов при изучении иностранного языка в вузе движимы просоциальным мотивом («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили» и др.). Процесс учебы воспринимается такими студентами как вынужденное поведение. Небольшая часть студентов указала на мотив самоутверждения («построить успешную карьеру») и мотив аффилиации («чтобы путешествовать», «общаться с иностранцами»). Лишь у 5% студентов отмечена внутренняя мотивация: они изучают иностранный язык, потому что им это нравится. Можно прийти к выводу, что студентами в основном движут внешние мотивы, при этом значительная доля мотивации негативная. Это осознаётся как некое противоречие, поскольку престиж владения иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли, и данные обстоятельства должны были бы сформировать положительную мотивацию [7]. Однако, как видим, так происходит далеко не всегда.

Результаты. Учебная мотивация – необходимое условие успешного образовательного процесса. Побуждать студентов к деятельности и поддерживать их интерес к изучаемому языку необходимо, ввиду того что это углубляет мышление, облегчает восприятие материала и запоминание. Рассматривая мотивацию как основную движущую силу в изучении иностранного языка, важно отметить, что мотивы всегда относятся к внутренним побуждениям человека. Таким образом, формирование мотивов учения – это создание преподавателем условий, при которых у студента появляется внутреннее желание изучать иностранный язык. Для того чтобы сформировать у студента стремление к достижению намеченной цели, преподаватель должен испытывать неподдельный интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учащихся. Каждый студент должен быть мотивирован на успех, и это первостепенная задача преподавателя. Для решения ее преподавателю следует время от времени мысленно вставать на место своего ученика. Тогда откроются дополнительные возможности понимания мотивов его деятельности, а также путей их развития и корректировки. Необходимое условие такого воображаемого «перевоплощения» – хорошее знание своих учащихся. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом определяются и тем, насколько интересно и эмоционально преподаватель проводит урок.

Основная проблема мотивации заключается не в том, как ее изначально сформировать, а в том, как ее в дальнейшем поддерживать и повышать. Успеху здесь могут способствовать следующие условия:

  • разработка специальной системы упражнений, выполняя которые студенты ощущали бы результат своей деятельности;
  • вовлечение эмоциональной сферы учащихся в процесс обучения;
  • продуманный набор мер педагогического воздействия, в частности наличие стимулов и подкрепление результатов;
  • использование на уроках аудиовизуальных средств;
  • использование личностной индивидуализации;
  • разработка системы внеклассных занятий, усиливающих заинтересованность в изучении языка.

На основе собственного педагогического опыта и наблюдений других авторов можно выделить основные аспекты преподавания, способствующие повышению положительной мотивации:

  • вовлечение студентов в самостоятельную работу на уроке;
  • проблемный характер заданий и предлагаемых к обсуждению ситуаций;
  • контроль знаний, умений и навыков;
  • использование познавательных игр;
  • привлечение страноведческого материала.

          В числе проблем, с которыми наиболее часто сталкиваются учащиеся и которые снижают их мотивацию к обучению, можно назвать следующие:

  • нехватка языковых и речевых средств для выражения на иностранном языке собственных мыслей, идей;
  • боязнь сделать ошибку;
  • непонимание того, как выполнять конкретное задание;
  • отсутствие интереса к обсуждаемой теме или предмету в целом;
  • монотонность заданий;
  • усталость от продолжительного общения на иностранном языке;
  • факторы, связанные с индивидуальными физиологическими и психологическими особенностями учащихся.

Своевременное выявление каждой из таких проблем позволяет преподавателю максимально быстро устранить ее и поддерживать учебную мотивацию у студенческой группы на стабильно высоком уровне.

Выводы. Мотивация играет ведущую роль в обучении иностранному языку. Исходя из этого, преподаватель должен владеть по возможности всеми доступными на сегодня средствами ее формирования и способами ее повышения в условиях конкретного образовательного учреждения. Мотивация – сторона субъективного мира студента, она определяется его собственными побуждениями и пристрастиями, осознаваемыми потребностями. Формирование мотивации – это, в первую очередь, создание преподавателем условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационно-ценностной сферы. Мотивация имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов – мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Таким образом, необходимо повышать уровень мотивации, способствуя развитию интеллектуальной деятельности у изучающих иностранный язык и стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения.

Развитие учебной мотивации – целенаправленный и длительный процесс. Систематическое применение различных методов повышения учебной мотивации укрепляет желание учащихся получать знания и формирует устойчивый интерес к овладению иностранным языком.

 

References

1. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: АСТ. 2003. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1911/Менталитет
2. Божович Л. И. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. – С. 53.
3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение. 1991. – С. 99.
4. Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. М.: Педагогика. 1988. – С. 131.
5. Якобсон П. М. Психологические проблемы изучения мотивации поведения человека. М.: Просвещение. 1969.
6. Искрин С. А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку // ИЯШ. – 2004. № 2. – С. 95.
7. Косинская Е. В. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Территория науки. 2015. № 5. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-motivatsii-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka-1