Abstract: In the article, the author examines the issue of the formation of creative thinking through interdisciplinary integration.
Keywords: design, costume design, creative thinking, academic disciplines.
Понятие «интеграция» в педагогике означает: комплексную характеристику целей воспитания; сочетание педагогических средств, применяемых во внеурочной и учебной деятельности; целостность в достижении запланированных результатов; взаимосвязь основного и дополнительного образования; гибкость организации учебной деятельности, использующей различные методы и формы внеурочной деятельности; создание творческих кружков, а также введение интегративных курсов; взаимодействие всех элементов воспитательного процесса, социума и школы. … (Философский энциклопедический словарь) {2.}
—— Теоретическое обоснование исследования проблемы развития творческого мышления посредством междисциплинарной интеграции, следует начать с изучения научных разработок и передовых материалов в области развития творческого мышления.
По теории Вертгеймера М., « мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований; в действиях , которые соответствуют этим требованиям и определяются ими, и тем самым в изменении ситуации в направлении улучшения ее структуры. Это означает, что: нужно рассматривать пробелы, неясные места, нарушения, внешние признаки в соответствии с их местом, функцией , ролью в структуре проблемной ситуации;» (3. Стр.156)
«Иначе говоря мышление направляется желанием, стремлением дойти до истины, обнаружить структурное ядро, докопаться до истоков ситуации» (3.стр.157)
В научных трудах Г. Линдсей, К. Халл, Р.Томпсон. дают понятие творческого мышления : «Творческое мышление, как и любое качественное мышление, (в развернутом виде) проходит следующие этапы: возникновение темы, сбор материала, поиски решения, оформления решения.»
«Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.» (с.149.1).
Как утверждает Л.С. Выготский, в студенческом возрасте складываются оптимальные условия для развития творческого мышления. Он подчеркивает важную роль художественного творчества, моделирования в развитии творческого мышления, а также ряда других важнейших психических свойств личности. Причина состоит в том, что моделирование является основным теоретическим предметом, на базе которого разрабатывается программа. Моделирование характеризуется высоким уровнем абстракции, также в ходе анализа учебной программы можно установить, что при этом легко излагаются любые знания и способ изложения любого материала является наиболее естественным и рациональным для любого студента. В ходе обучения наблюдается переход от абстрактного к конкретному и фактическому.
Исходя из классических и современных теоретических исследованиях о мышлении, следует понимать творческое мышление как высшую стадию развития мышления. Таким образом , творческое мышление как объект исследования должен лечь в основу междисциплинарной интеграции учебных дисциплин.
Для развития творческого мышления у студентов факультета ИЗО , на базе МГОУ, по направлению подготовки Дизайн костюма, необходима правильно построенная система знаний –основа творчества. Создание условий для развития творческого мышления — одна из основных задач любого педагогического коллектива. Для успешного обучения студентов и формирования у них творческих и профессиональных способностей, необходима учебная программа , в которой включены как творческие дисциплины так и предметы влияющие на будущую профессию студентов.
В связи с этим следует рассмотреть эффективность применения междисциплинарной интеграции учебных дисциплин в обучении дизайнеров костюма.
Междисциплинарная интеграция в обучении специалистов предложена в теоретических работах ведущих педагогов, так Андреева В.В. разработала свою методику, где предлагает своим студентам на основе пройденного материала и дисциплин раскрыть новые возможности творчества. Методика заключается в том ,что студентам предложено было разработать авторские коллекции одежды на основе известных мастеров живописи и графики. Анализируя картины известных художников, каждый студент для себя выявил ассоциацию, которая легла в основу формообразования коллекции одежды.
Козырев В.А..в своей методике предлагает модульное построение учебного плана, который состоит из блоков. Первый блок ориентирован на развитие компетентностей будущей профессиональной деятельности. Второй блок дает студентам решение и освоение профессиональных задач, третий блок – это блок дисциплин , ориентированных на развитие специальной компетентности на основе базовой.
В новом законе о стандарте ФГОС ВО третьего поколения даны характеристики , которые направлены на развитие профессиональной деятельности выпускников, и отвечающих за профессиональную область , которая включает: интегрирующую проектно-художественную, научно-педагогическую деятельность, направленные на создание и совершенствование конкурентоспособной отечественной продукции, развитие экономики, повышения уровня культуры и качества жизни населения.
Одним из направлений качественного профессионального образования является подготовка специалистов, способных использовать потенциал специальных дисциплин для решения профессиональных задач.
Прежде чем приступать к исследованию междисциплинарных дисциплин в обучении будущих дизайнеров необходимо понять , какие компетенции учитываются при разработке учебных дисциплин. Дизайн костюма можно охарактеризовать как творческую прикладную область, в которой дизайнерские образы применяются не только как вид искусства , но и с коммуникативной целью, т.е. создавать на высоком художественном уровне авторские произведения , демонстрировать технологические и технические знания полученные в процессе обучения. Именно эти компетенции необходимо развивать у будущих дизайнеров одежды. для формирования
начальных профессиональных навыков скульптура, творческого подхода к решению дизайнерской задачи, способность учитывать при разработке художественного замысла особенности материалов с учетом их формообразующих свойств, способности конструирования и составления спецификаций к дизайн –проекту, с основными экономическими расчетами для реализации дизайн- проекта, способность применять современные технологии , выполнять эталонные образцы объекта дизайна в макете, материале, способность разрабатывать конструкцию изделия с учетом технологий изготовления : выполнять технические чертежи, разрабатывать технологическую карту исполнения дизайн-проекта.
Рассматривая творческое мышление студентов как объект исследования , необходимо провести анализ между специальными дисциплинами, которые направлены на глубокое изучение в сфере Дизайна костюма. В процессе обучения важно развить первичные навыки и умения у студентов на специальных дисциплинах. Учебный процесс формируется прежде всего на изучении профессиональных навыков, которые будущие дизайнеры смогут применить на практике.
Для лучшего усвоения учебной программы специальных дисциплин, применяется метод интеграции учебных предметов и дисциплин. Реализация данной цели возможна посредством разработки и апробации методической системы обучения на факультете ИЗО. Взаимосвязь между дисциплинами строится на программе обучения и направлена на закреплении теоретических знаний с помощью практических и лабораторных работ.
В качестве исследования рассматриваются специальные дисциплины , которые направлены на профессиональные навыки в области дизайна одежды. Таким образом, для проведения интегрированного занятия, преподаватель проводит анализ объектов исследования, в данном случае между дисциплинами «Конструирование в дизайне костюма » , «Основы производственного мастерства в дизайне костюма» , «Современный костюм», и «Макетирование в дизайне костюма» разрабатывая программу между данными дисциплинами , преподаватель должен учитывать, что для лучшего усвоения учебного материала , занятия необходимо проводить по заранее составленному плану, где будут отражены вопросы по предыдущему материалу, подбор материала для занятий, тестирование по изложенному материалу, подготовка раздаточного материала , проведение связующих между дисциплинами в виде контрольных заданий по самостоятельной , лабораторной работе, и по практическим занятиям.
Студенты приходят с разным уровнем подготовки и умения, и главное для преподавателя выявить эти уровни , подобрать систему заданий, так , чтобы развить у студентов первичные навыки и умения в создании дизайнерской одежды. В качестве исследования возьмем несколько тем из учебного плана и проведем между ними анализ, в ходе которого выясним последовательность преподавания учебных дисциплин.
Формируя первичные навыки студентов , преподаватель начинает с ознакомлением будущей профессии дизайнера. На кафедре НХР за все годы обучения этой специальности собралось большое количество образцов, коллекций одежды, методических пособий, и учебных пособий в виде планшетов, что дает возможность всесторонне использовать учебный материал в обучении .Для выполнения одной из основных задач в области дизайна – формирования и развития творческого подхода , необходимо использование интеграционного подхода в преподавании основных специальных дисциплин. Именно изучение учебных дисциплин « Конструирование в дизайне костюма » , «Основы производственного мастерства в дизайне костюма» , «Современный костюм», и «Макетирование в дизайне костюма», обеспечивает единство целей и задач обучения студентов. Все эти дисциплины составлены в единые модули, что дает возможность использовать теоретическую и практическую часть обучения.
Подготовка студентов по профилю дизайн костюма, начинается с учебной практики на 1 курсе обучения. В процессе изучения тем раздела «Ассортимент швейных изделий», прослеживается связь с учебными дисциплинами «Конструирование в дизайне костюма» и «Основы производственного мастерства», в данном разделе изучаются все виды ассортимента одежды , ее функции, свойства, классификации. Студентам для закрепления материала предлагается выполнить технические эскизы по ассортименту одежды. В дальнейшем студенты изучают различные способы соединения одежды. На практических занятиях студенты выполняют ручные и машинные швы, также изучают процесс ВТО, и заключительным этапом на практике является построение простого изделия по конструкции, чаще всего выбирается фартук, на котором можно продемонстрировать технологию обработки карманов, и самого фартука. Все эти темы тесно связаны между собой, и собраны в единый модуль, тем самым выводя студентов на следующий уровень обучения. Дисциплина «Основы производственного мастерства» ориентировано на освоение процесса изготовления изделия одежды на производстве , и предполагает наличие междисциплинарных связей с дисциплинами «Конструирование» и «Макетирование» , что обеспечивает в дальнейшем создание изделий по собственным проектам.
На базе этих дисциплин необходимо создать единую методику преподавания так, чтобы темы из одной дисциплины повторялись в других, и могли с помощью практических занятий закрепляться . Например: в процессе изучения тем из раздела «Материаловедение», обучающиеся получают информацию о текстильных нитях, тканях , видах ткацких переплетений, классификации ткани по составу и назначению и виду переплетения, применяемых в легкой промышленности, эти знания необходимы и применяемые на занятиях по конструированию, макетированию и ОПМ. Основной задачей конструирования является разработка чертежей одежды, где необходима характеристика тела, которая дается в виде ряда отдельных измерений, называемых размерными признаками. Любой чертеж конструкции необходимо проверять на макете, который следует выполнять из ткани с применением технологической последовательности обработки деталей (ОПМ).Допустим построили основу двухшовной юбки, чтобы проверить сам чертеж построения юбки , и последующую посадку на человеке, необходимо отшить макет и выполнить из предлагаемой ткани. В этом случае пригодится пройденный учебный материал по дисциплине ОПМ, где студент научился основам технологической последовательности обработки изделий. На этом этапе необходимо предлагать альтернативные методы построения, объяснить обучающимся какие системы конструирования одежды существуют, предложить сделать анализ, дать характеристику методикам конструирования. Помимо расчетного построения одежды, существует и метод наколки, или муляжный метод который применяется при изучении учебной дисциплины «Макетирование в дизайне костюма». Практические занятия по макетированию – дают студентам воплотить свои художественные эскизы и замыслы в реальную форму. В процессе макетирования появляется новый образ с необычными формами , что придает изделию неповторимый художественный образ. Одна из целей метода наколки является использование конкретной ткани для получения той или иной объемной формы, нахождение ее пластических свойств, и здесь без знаний по материаловедению никак не обойтись. Основное правило наколки – правильное взаимное расположение нитей основы и утка, определяющее расположение деталей на манекене. Ткань определяет характер формы: легкость, текучесть, мягкость, жесткость. Выявляя пластические свойства ткани при наколке , дизайнер видит насколько гармонично ткань соответствует конструктивному решению модели.
Отсюда следует, что совершенствование творческого мышления путем междисциплинарной интеграции будет эффективным, если обобщить научные разработки и передовой материал в области методики обучения развития творческого мышления посредством междисциплинарной интеграции; разработать методическую систему междисциплинарных отношений учебных дисциплин, в развитии творческого мышления ;
осуществить проверку развития творческого мышления студентов в условиях высшего образования в процессе обучения , доказывающей эффективность применения междисциплинарной интеграции смежных дисциплин.
References
1. Г. Линдсей, К. Халл, Р.Томпсон. Хрестоматия по общей психологии. /Психология мышления. М., 1981.2. Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Философский энциклопедический словарь — М.: Советская энциклопедия. / Гл. редакция: 1983.
3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: 1987г
4.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский –М., 1996.-553с.
5. Федорец, Григорий Филиппович. Проблема интеграции в теории и практике обучения : (Пути развития) : Учеб. пособие к спецкурсу / Г. Ф. Федорец; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. - Л. : ЛГПИ, 1990. - 82 с.
: ил.; 21 см.
6. Козырев В.А. Компетентностный подход в построении профессиональной подготовки специалиста в области образования / В.А.Козырев и др.//. Информационный бюллетень.-№ 1-СПБ.:Изд-во РГПУ им. Герцена , 2006 – С.34-44.
7. Андреева В.В. Методы взаимодействия теоретических и практических дисциплин при разработке проектов в области дизайна одежды.// Бизнес и дизайн ревю.2018. № 2.(10) с.12.
8. Алексеева И.В. Некоторые особенности междисциплинарной подготовки будущих дизайнеров.
9. Чеботаева О.А. «Интеграция учебных предметов и дисциплин по специальности «Дизайн костюма» МГОУ. Международный научный электронный журнал №5 .2020г. «Педагогика и психология : вопросы теории и практики» стр.6.
10. Чеботаева О.А. «Основы производственного мастерства в дизайне костюма (Лабораторный практикум)». Электронный ресурс: учебное пособие –Эл.изд.-Электрон. текстовые дан.34 стр. http//scipro.ru/conf/costumedesign/pdf.