Формирование гендерной компетентности будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе

UDC 378
Publication date: 30.04.2018
International Journal of Professional Science №2-2018

Формирование гендерной компетентности будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе

The formation of a gender competence of future specialists in the process of their professional training in higher school

Везетиу Екатерина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Ялта


Vezetiu Ekaterina Viktorovna
Academy of the Humanities and Pedagogics (branch)
V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta
Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы реализации гендерного воспитания подрастающего поколения, в частности, будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовке в вузе. В работе проанализированы такие термины, как «гендерная педагогика», «гендерное сознание», «гендерное воспитание». Основное внимание в статье отведено обоснованию необходимости реализации гендерного воспитания в высшей школе, направленного на формирование гендерной компетентности будущих специалистов.

Abstract: The article is devoted to problems of implementation of gender education of the younger generation, in particular, of the future specialists during their training at the University. This paper analyzes such terms as "gender pedagogy", "gender consciousness", "gender education". The focus of the article is devoted to justification of need of implementation of gender education in higher school, aimed at the development of gender competence of future specialists.
Ключевые слова: гендерное воспитание, эгалитарное сознание, гендерное сознание, гендерный подход в образовании, гендерная педагогика, гендерная компетентность.

Keywords: gender education, egalitarian consciousness, gender consciousness, gender approach in education, gender education, gender competence.


Развитие современного общества характеризуется утверждением цивилизационных норм жизни и стремлением к гармонизации общественных отношений. Данные тенденции развития современного социума предполагают внедрение радикальных изменений, направленных на обеспечение равных возможностей представителей женского и мужского полов в различных сферах общественной жизни. Достижение данной цели требует разработки гендерной политики, ее законодательного закрепления и реального воплощения.

В рамках данного исследования под понятием «гендер» будем понимать один из основных показателей социальной структуры общества. Данный критерий способствует обретению личностью социально-ролевого статуса, позволяющего определять ее возможности в образовании, профессиональной деятельности и в других общественных сферах.

Трансформация системы гендерных отношений в обществе направлена на формирование эгалитарного сознания представителей общества, в частности молодежи. В процессе формирования эгалитарного сознания молодого поколения весомая роль отводится образованию, выступающему одним из важнейших социальных институтов, выполняющих функции передачи знаний, морально-нравственных ценностей, общественных идеалов и норм от одного поколения к следующему. В этой связи одной из задач современного высшего профессионального образования является формирование теоретических и практических основ гендерного воспитания будущих специалистов.

Изучение гендерных проблем в отечественной психолого-педагогической науке стало активно разрабатываться в течение нескольких последних лет. Результаты современных исследований позволяют обосновать необходимость реализации в рамках вузовской подготовки специалистов полового просвещения и полноценного гендерного воспитания. На современном этапе гендерное воспитание, направленное на формирование гендерного сознания, является одним из обязательных компонентов содержания процессов формирования личности.

В данном ключе обратимся к изучению понятия «гендерное сознание». Так, по мнению Д. Б. Жаркимбаевой, данное понятие следует рассматривать в двух аспектах:

— «как одну из форм общественного сознания, отражающую общественное бытие, представленное присутствием двух полов, их отношения между собой, а также отношение общества к этим отношениям» [1, с. 59];

— «как духовный (идеальный) потенциал общества, влияющий и формирующий эти отношения» [1, с. 59].

По мнению Л.Н. Потапюк, «важность влияния на гендерное сознание участников учебно-воспитательного процесса обусловлена тем, что студенческий возраст – это тот возраст, когда продолжается формирование мировоззрения молодого человека, становление системы ценностей студенчества» [3, с. 246].

Модернизация взглядов на вопросы гендерного и полового воспитания молодежи рассматривается как один из путей эффективной социализации личности. В этой связи гендерная парадигма в педагогической науке воспринимается многими теоретиками как одна из ведущих концептуальных основ.

Гендерный подход в образовании направлен на утверждение и обеспечение равных возможностей для самореализации личности во всех сферах ее жизнедеятельности независимо от пола.

М.А. Радзивилова подчеркивает, «гендерный подход в педагогике – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности» [4, с. 5].

Реализация гендерного подхода в образовании вызвала появление сравнительно новой научной отрасли, такой как гендерная педагогика. На основе анализа теоретических источников определим основные аспекты сущности понятия «гендерная педагогика». Она рассматривается учеными в значении:

— педагогической системы, учитывающей потребности и возможности двух социальных полов в обществе как равных;

— междисциплинарной составляющей педагогической науки, направленной на изучение педагогических явлений и фактов, связанных половыми особенностями индивида;

— отрасли педагогики, рассматривающей гендерные факторы в процессе формирования и развития образования;

— совокупности подходов направленных на обеспечение возможности комфортного и полноценного развития обучающихся в учреждениях образования.

На современном этапе приоритетными направлениями исследований в области гендерной педагогики являются следующие:

— педагогические аспекты гендерной социализации молодежи как субъектов воспитания;

— влияние окружающей социальной среды на формирование гендерной идентичности личности;

— изучение закономерностей педагогического воздействия на формирование гендерного сознания студентов;

— создание благоприятной образовательной среды для полноценного развития и самореализации индивидуальных возможностей студентов обоих полов.

Ведущим понятием в системе реализации гендерного воспитания будущих специалистов в высшей школе является гендерная компетентность.

По мнению М.А. Радзивиловой, гендерная компетентность – это «динамическое образование личности (студента/специалиста), включающее представления о предназначении мужчин и женщин в обществе, особенностях собственной женской/мужской индивидуальности, образе Я, знания о гендерных особенностях субъектов педагогического взаимодействия; ценностное отношение к представителям обоих полов, их взаимоотношениям» [4, с. 6].

В значении «интегративного личностного образования, проявляющегося в единстве когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сферы и обусловливающего поведение человека в соответствии с нормами гендерной культуры» рассматривает гендерную компетентность Ю.В. Перлова [2, с. 115].

Под формированием гендерной компетентности будем понимать процесс педагогического воздействия на личность студента, включающий механизмы, направленные на усвоение студентами знаний о гендере, нормах и правилах поведения, а также ценностных установок, соответствующих культурным представлениям современного социума относительно роли, положения и значения представителей разных полов в обществе.

Процесс формирования гендерной компетентности невозможен без знания ее составляющих. Так, структурными компонентами гендерной компетентности являются:

— национальная составляющая, включающая знания об историческом развитии половых отношений, о роли мужчин и женщин в формировании национального развития молодежи;

— моральная составляющая, включающая знания и умения относительно гендерных особенностей межполовых взаимоотношений;

— семейная составляющая, включающая осознания роли отца и матери в системе гендерной социализации личности ребенка, в формировании половых черт ребенка;

— физическая составляющая, включающая формирование физической культуры молодежи;

— интеллектуальная составляющая, подразумевающая учет психофизических особенностей обучающихся обоих полов, в формировании уверенности относительно решения задач интеллектуального характера;

— трудовая составляющая, включающая знания о роли мужчин и женщин на современном рынке труда, о влиянии гендерных особенностей на выбор будущей профессии;

— правовая составляющая, включающая изучение правового обеспечения гендерного равенства представителей обоих полов.

Гендерная компетентность включает также понимание молодежью роли полноценных членов общества, а также гендерных ролей. Процесс гендерного воспитания, направленный на формирование гендерной компетентности, предполагает развитие личностных качеств и свойств, определяющих отношения человека к представителям другого пола и равноправные взаимоотношения представителей разных полов.

В педагогическом смысле процесс формирования гендерной компетентности будущих специалистов представляет собой целенаправленный, организованный и управляемый процесс формирования социокультурных механизмов проектирования мужских и женских ролей, норм и моделей поведения, психологических характеристик личности.

References

1. Жаркимбаева Д. Б. Функции гендерного сознания // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. – С. 59-62.
2. Перлова Ю. В.. Развитие гендерной компетентности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 1. – С. 115-119.
3. Потапюк Л.Н. Гендерный аспект воспитания студенческой молодёжи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 2 (9). – С. 246-249.
4. Радзивилова М. А. Структура гендерной компетентности педагога // Педагогическое образование в России. – 2009. – № 4. – С. 5-10.