Abstract: The main activities of preschoolers focus on games, the importance of which in a child’s life cannot be overestimated. Originating from the process of acquiring natural life skills, play activities have become an integral part of growing up and becoming part of the surrounding society. In this article, we consider what role play activity plays in the socialization of a child of senior preschool age, how it affects his communication skills, regulation of behavior and other factors. We will also look at what a teacher in a kindergarten should focus on when selecting games to ensure the development of interpersonal interaction skills, which games most influence the upbringing of a child and the development of skills necessary for life in modern society.
Keywords: game, older preschoolers, interpersonal interaction, socialization, preschool pedagogy, role-playing game.
Игра представляет собой самую первую в жизни человека форму познания окружающего мира. Через игру ребенок узнает о том, как устроена жизнь в социуме, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, познает различные сферы деятельности человечества. Многими взрослыми игра воспринимается как нечто направленно на отдых и развлечение, но для ребенка – это настоящий труд, направленный на развитие и становление. [6, с. 93]
С течением времени игры детей меняются, так как они зависят от степени развития общества, в котором ребенок родился, социокультурной обстановки и множества других факторов. Как правило, большинство игр отображают упрощенную модель окружающей действительности. Как показали педагогические исследования, в разных возрастных группах детей преобладают определенные виды игр, подразумевающих конкретную направленность, количество участников и значению в развитии ребенка. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее типичным видом деятельности являются ролевые игры. Д.Б. Эльконин связывает данное явление с тем, что издревле детей очень рано приучали к труду, и уже в этом возрасте от них требовалось подражание всему, что делают взрослые. В процессе упражнений с ненастоящими орудиями ребенок осваивал жизненно необходимые навыки. Данная деятельность в процессе эволюции и превратилась в современную форму ролевой игры, не требующей приравнивания ребенка к взрослому в деле обеспечения жизнедеятельности, но получившая дополнительную функцию социализации. [1, с. 904]
Под воздействием впечатлений от окружающего мира и реализуемого воспитания дошкольники выстраивают игровую деятельность, выполняющую социализирующую, коммуникационную и образовательную функцию. В области педагогической науки классификация игр происходит по двум ключевым характеристикам: [4, с. 45]
— по структурной модели (ролевые игры с оговоренным или произвольным сюжетом, игры с установленными правилами);
— по организации деятельности (организуемые и контролируемые педагогом, самостоятельно организованные детьми).
Практически любая игра представляет собой творческий процесс. Примеряю на себя в игре какую-либо роль, ребенок довольно быстро в нее вживается, испытывает связанные с ней эмоции. Таким образом, через игру ребенок погружается в моделируемые ситуации, учится выстраивать алгоритм взаимодействия в соответствии с обозначенными условиями. В процессе игры дети гораздо охотнее вовлекаются в общение с окружающими, что зачастую помогает преодолеть стеснительность, замкнутость и наладить свободную коммуникацию между детьми с разным характером и темпераментом.
Познавательная деятельность активизируется, когда детям предлагают новую игру, для участия в которой необходимо обладать определенными знаниями. Когда ребенок ощущает недостаточность собственных знаний для выполнения своей роли в игре, он формулирует вопросы к воспитателю, тем самым проявляя инициативу к обучению. Интерес к получаемой информации в любом возрасте мотивирует к самообразованию, для детей дошкольного возраста же это особенно важно. [5, с. 281]
При грамотной работе воспитателя подбор игр соответствующих возрасту детей, их интересам и реальной социокультурной обстановке в значительной мере обеспечивает подготовку дошкольников к жизни в обществе, началу образовательной деятельности, формирует в них модели поведения, соответствующие актуальным нормам общественного взаимодействия с соблюдением морально-этических норм. Ролевые игры на взаимодействие формируют правильное восприятие друг друга у детей, развивая эмпатию, обозначая важность таких качеств как честность, сочувствие, умение оказать помощь, проявить инициативу, и многие другие качества, необходимые для адекватной социализации. Старшие дошкольники уже способны анализировать поведение, свое и окружающих, поэтому в процессе игры они также учатся согласовывать собственное мнение с чужим и находить компромиссное решение, регулировать действия в соответствии с установленными нормами и правилами, а также критически смотреть на поступки, как свои, так и товарищей по игре. Данные навыки также подготавливают ребенка к жизни в обществе, в частности – в школе, куда ему скоро предстоит отправиться и столкнуться с более строгими правилами поведения и требованиями к выполняемым действиям, чем в детском саду.
Главным критерием сформированной межличностных отношений у дошкольника является его просоциальное поведение, выражающееся в способности действовать в чьих-либо интересах помимо собственных. Поэтому при подборе игр для группы старших дошкольников воспитателю необходимо учитывать возможные моменты проявления эмпатии, справедливости, взаимности, оказания помощи, включать элементы, требующие внимания к моральной стороне принимаемых решений и настроению окружающих.
Ряд исследований проведенных в рамках психолого-педагогической деятельности выявил, что развитие навыков общения со сверстниками у детей формируется на основе их взаимоотношений с взрослыми. Именно взрослые демонстрируют ребенку модель поведения, и они же выступают в роли ее корректора. Межличностные же взаимоотношения детей базируются на их собственных предпочтениях, так как ровесники рассматриваются ими по ряду индивидуальных оценочных критериев. К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже довольно устойчиво развита определенная система оценивания и отношения к другим детям. [8, с. 165]
К моменту достижения ребенком возраста 6-7 лет у него постепенно формируется самосознание, осуществляется переход к личностному сознанию от предметного. Причем осознается не только собственное «я», но и формируется представление о взгляде на себя со стороны, собственное поведение оценивается с точки зрения окружающих. Кроме того другие дети оцениваются уже как отдельные личности, а не только предмет сравнения с собой. Данное восприятие в корне меняет процесс взаимодействия в группе, что в свою очередь отражается на формировании личности каждого ребенка.
Итак, основной деятельностью старшего школьника, направленной на развитие формирование личности, а также межличностных взаимоотношений, является сюжетно-ролевая игра. Существуют также такие виды игровой деятельности как режиссерская игра, игра с правилами, дидактические игры, несущие преимущественно образовательную функцию, но сюжетно-ролевой отдается предпочтение как самому эффективному способу взаимодействия с ребенком и обладающей наибольшим психолого-педагогическим потенциалом. Причем взаимодействие со сверстниками в процессе игры выступает как способ достижения ряда поставленных задач, а также как одна из ведущих педагогических целей. Существует ряд условий, соблюдение которых обеспечит воспитателю возможность эффективного формирования навыков межличностного взаимодействия старших дошкольников: [3, с. 239]
- Участие самого воспитателя в процессе сюжетно-ролевой игры для расширения влияния на общее настроение в группе и внесение коррективов в процесс для поддержания психологически комфортных условий. Если педагог задействован в игре, ребенок воспринимает его как равного и не боится ошибиться и получить негативную оценку собственным действиям, что способствует свободе коммуникации и налаживанию межличностных взаимоотношений.
- Знание возрастных психологических характеристик детей и особенностей восприятия и взаимодействия с ровесниками. Для старшего дошкольника важно понимать, что от него требуют окружающие, и чувствовать, что его самого тоже понимают. Воспитателю необходимо поставить детей в условия, где они сами будут формулировать задачи и совместно находить пути их решения, требующие компромисса и взаимопонимания.
- Подбор сюжетно-ролевых игр, ориентирующих ребенка на активное межличностное взаимодействие. Подразумевается наличие сюжета, включающего множества персонажей взаимодействующих между собой.
Также важно помнить, что воспитателю необходимо осуществлять работу со старшими дошкольниками на основе личностного подхода, потому как на данном этапе происходит активное становление личности с индивидуальными особенностями. При подборе материалов игр стоит отталкиваться от системного подхода, так как воспитательная деятельность требует следования от простого к сложному по мере взросления детей и приобретения ими новых навыков. [7, с. 30]
Сюжетно-ролевая игра остается актуальной на протяжении многих лет и данную методику вполне можно назвать современной, так как сохраняя принципы выстраивания работы с детьми она постоянно меняет содержательный компонент в зависимости от отгружающего мира и обстоятельств. На сегодняшний день уместным и эффективным способом развития межличностного взаимодействия будет проведение с детьми старшего дошкольного возраста таких ролевых игр, действия которых станут моделью поведения в школе, как актуализация предстоящей образовательной деятельности, а также имитирующих поведение взрослых на рабочем или в общественном месте.
Федеральный государственный образовательный стандарт сегодня рекомендует организовывать со старшими дошкольниками игры на профессиональные и социально-бытовые темы. К примеру, формирующие навыки поведения в общественных местах, такие как «Кафе», «Театр», «Супермаркет», «Библиотека», «Зоопарк», «Аэропорт» и другие. Имитация посещения мест, соответствующих названиям игр, знакомство с правилами поведения в них в игровой форме, информация о внутреннем обустройстве помещений позволят детям подготовиться к реальному визиту в данные места и обеспечат уверенное и нормированное поведение.
Игры, имитирующие работу взрослых, ориентированы в основном на общественно-значимые профессии и также часто посещаемые места, например «Аптека», «Магазин», «Поликлиника», «Такси», «Банк», «Парикмахерская». Здесь кто-то из группы должен будет взять на себя роль представителя профессии, а кто-то посетителя, клиента. Важно при повторе игры менять роли, чтобы каждый ребенок имел возможность побыть по обе стороны и научиться взаимодействию с окружающими в разных аспектах. [2, с. 34]
Также ФГОС рекомендует использование в воспитательной практике классической игры в «Дочки-Матери», закладывающей в сознание ребенка основу традиционных семейных ценностей и домашней иерархии, что тоже играет важную роль в здоровой социализации.
Таким образом, мы видим, что игровая деятельность старших дошкольников обладает огромным развивающим потенциалом и оказывает влияние на все сферы межличностных взаимоотношений, на формирование коммуникации и социализации, отражающихся на личностях подрастающего поколения. Грамотно выстроенная работа воспитателя при подборе игр и мероприятий должна отталкиваться от возрастных особенностей, учитывать принципы диалогичности, последовательности, обеспечивать поддержку детей на всех этапа реализации. Также важно учитывать интеграцию и координацию, актуальность игровых процессов для действительной социокультурной обстановки и единство педагогических и психологических компонентов. При обеспечении всех перечисленных условий игровая деятельность способна формировать полноценно развитую и в достаточной мере социализированную личность в каждом ребенке.
References
1. Апрышкина, И. В. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности / И. В. Апрышкина // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 1(30). – С. 900-906.2. Ахметшина, А. М. Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи / А. М. Ахметшина // Студенческий вестник. – 2022. – № 14-1(206). – С. 33-34. –
3. Беляева, А. С. Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи / А. С. Беляева, Ф. С. Газизова // NovaUm.Ru. – 2020. – № 25. – С. 238-240.
4. Вишняк, О. А. Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по обучению элементам грамоты у дошкольников / О. А. Вишняк // Вестник научных конференций. – 2020. – № 5-2(57). – С. 43-45.
5. Влияние игрового метода на формирование пространственных ориентировок у дошкольников / Н. В. Лукьяненко, Б. А. Мхце, Т. И. Дорохина, Л. В. Рамхен // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 1(215). – С. 279-282.
6. Иванова, В. С. Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи / В. С. Иванова // NovaUm.Ru. – 2020. – № 24. – С. 92-94.
7. Иванова, В. С. Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи / В. С. Иванова, А. Р. Нуриева // Студенческий. – 2020. – № 15-2(101). – С. 29-31.
8. Формирование культуры межличностных отношений старших дошкольников в игровом взаимодействии / Л. А. Серикова, И. А. Неясова, И. Б. Буянова, И. В. Пиксайкина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 2. – С. 162-167.