Educational center as a way to modernize the education system

UDC 37
Publication date: 20.02.2024
International Journal of Professional Science №2-1-2024

Educational center as a way to modernize the education system

Образовательный центр как способ модернизации системы образования

Grinberg Elvira
educational center "Globus" head

Гринберг Эльвира
образовательный центр «Глобус» руководитель
Аннотация: В последние несколько лет в России происходят существенные перемены в образовательной сфере. Так, с 1 сентября 2022 года начали действовать обновленные ФГОС, которые касаются основного и начального общего образования. Стандарты обучения регулярно пересматриваются в зависимости от различных социальных, экономических и политических факторов, оказывающих влияние на образовательную сферу страны. На данном этапе образовательная система в Российской Федерации, хотя и является одной из лучших, по-прежнему сталкивается с такими проблемами, как: ограниченное материально-техническое и методическое оснащение некоторых школ, недостаток квалифицированных педагогов, отсутствие удовлетворенности качеством образования со стороны потребителей. В связи с этим не теряет своей актуальности потребность в поиске наиболее эффективной модели системы образования, которая будет соответствовать современным потребностям социума и способствовать всестороннему развитию, а также интеллектуальному росту подрастающего поколения. Одним из наиболее эффективных способов модернизации системы образования являются образовательные центры.

Abstract: Over the past few years, significant changes have been taking place in the educational sphere in Russia. Thus, from September 1, 2022, the updated Federal State Educational Standards began to operate, which relate to basic and primary general education. Training standards are regularly revised depending on various social, economic and political factors affecting the educational sector of the country. At this stage, the educational system in the Russian Federation, although it is one of the best, still faces problems such as: limited material, technical and methodological equipment of some schools, a lack of qualified teachers, and lack of satisfaction with the quality of education on the part of consumers. In this regard, the need to find the most effective model of an education system that will meet the modern needs of society and contribute to the comprehensive development, as well as the intellectual growth of the younger generation, does not lose its relevance. One of the most effective ways to modernize the education system is educational centers.
Ключевые слова: развитие образования, образовательные центры, модернизация образования, обучение детей, развитие детей.

Keywords: development of education, educational centers, modernization of education, education of children, child development.


Образовательный центр представляет собой учебное учреждение, которое реализует разнообразные программы обучения для детей и взрослых, в зависимости от возраста и уровня их подготовки. Задача данных центров не только в том, чтобы развить знания и умения в самых разных сферах знаний, но и научить новым профессиональным направлениям.

Можно выделить несколько основных групп центров образования, которые на данный момент функционируют в России: [4, с. 17]

1) Преимущественно ориентированные на школьников. Это центры общеобразовательной направленности, в которых реализуются курсы по базовым школьным дисциплинам, а также осуществляется подготовка школьников к сдаче ЕГЭ, или вступительным экзаменам в высшие учебные заведения. Они, прежде всего, направленны на улучшение успеваемости учащихся.

2) Преимущественно ориентированные на взрослых. Это центры, направленные на профессиональную подготовку. Они включают в свою деятельность разнообразные тренинги и курсы по различным специальностям. На их базе можно как освоить новую профессию, так и улучшить свои навыки в той, по которой уже получено основное образование. Крупные учебные центры включают программы образования по таким востребованным направлениям, как: дизайн, IT-специальности и программирование, иностранные языки, маркетинг и др.

Образовательный центр может представлять как автономную структуру, так и являться подразделением другого учебного учреждения. Учебный процесс при этом может быть реализован индивидуально, или в группе.  Обучение может проводиться в различных форматах: практические и лекционные занятия, семинары, ускоренные курсы и т.д. [2, с. 28]

Кроме того, многие центры образования могут выдавать сертификаты по завершении обучения, благодаря чему будет возможно подтвердить полученные умения и знания. Благодаря существованию данных центров у многих людей появляется возможность освоить новые профессиональные навыки для того, чтобы построить успешную карьеру в будущем, а школьники могут получить хорошие результаты на экзаменах и поступить в высшие учебные заведения.

В качестве базовых задач образовательных центров, которые они выполняют для образовательной системы, будучи альтернативой учебных учреждений традиционного формата, можно выделить следующие: [1, с. 58]

— Обучение детей и подростков. Образовательная деятельность может принимать различные формы в рамках центра: школа творчества и дополнительного образования, подготовка к начальной школе и т.д.  Его ключевая функция – это предоставление знаний по различным дисциплинарным и предметным областям. Это могут быть как школьные предметы, так и курсы искусства, программирования, дизайна, маркетинга и т.д.;

Реализация дополнительного образования. Сюда включаются различные курсы и программы обучения, направленные на расширение познаний и умений в определенных сферах деятельности. Например, курсы иностранного языка, робототехника, изобразительное искусство и так далее;

 — Проведение разнообразных тренингов и семинаров. Центры образования часто организуют в своих стенах мастер-классы, семинары, тренинги по различным тематическим направлениям. Благодаря таким мероприятиям у их участников появляется возможность развить определенные умения, обменяться опытом друг с другом, наладить профессиональную связь между собой;

Предэкзаменационная и довузовская подготовка. В центрах образования осуществляется подготовка к вступительным экзаменам в вузы, в том числе к единому государственному экзамену, государственной итоговой аттестации и т.д. Благодаря помощи данных центров, школьники могут закрепить свои познания, развить необходимые навыки и улучшить общую успеваемость в школе;

Профессиональная подготовка. Многие центры образования помогают в освоении новых специальностей, или повышении уровня квалификации в своей профессиональной деятельности;

Консультационная деятельность. Различные центры образовательной направленности могут консультировать своих учеников по возникающим вопросам, которые касаются образовательного процесса: выбору программы образования, поддержки в освоении программного материала. [6, с. 15]

Образовательные центры имеют характерные особенности: [7, с. 63]

—  дифференцированный подход к обучению и его многопрофильность;

— ориентир на индивидуальные потребности, способности и цели учеников;

— организация условий для обеспечения вариативности образовательного процесса в рамках единого образовательного центра, в том числе применение новейших прогрессивных методик в учебной деятельности;

— эффективное совмещение в образовательном процессе различных учебных моделей;

— следование актуальным тенденциям образования, а также гибкость по отношению к переменам в педагогической, культурной и социальной сфере, в условиях сохранения важнейших ценностных ориентиров;

— в качестве интегрального показателя эффективной работы модели образовательных центров, прежде всего, выступает нравственное, физическое и психологическое здоровье учащихся;

— гетерогенность состава учеников центра, их неоднородность;

— реализация преемственности методического и содержательного плана во время всех периодов развития и обучения школьника;

Учебные центры различаются согласно направленности программ обучения. В число основных разновидностей центров образования входят: узкопрофильные центры по подготовке специалистов по различным направлениям, академии с IT-направленностью, музыкальные и языковые школы и т.д. Таким образом, ученик имеет возможность выбрать тот образовательный центр, который будет соответствовать его индивидуальным интересам и потребностям в данный момент времени.

Учебный центр, как одна из форм модернизации образовательной системы выполняет следующие базовые функции: [5, с. 21]

— распределяет денежные средства, полученные как из бюджетных, так и дополнительных источников финансирования согласно определенным программам и задачам учреждения;

— проводит оздоровительную, спортивную, массово-культурную деятельность с вовлечением всех тех, кто является участником учебного процесса;

— привлекает к образовательной деятельности квалифицированных специалистов в области педагогической и научной работы;

— осуществляет распределение оборудования, технических средств, кадров, учебных помещений и т.п.;

— обеспечивает системность и непрерывность учебного процесса;

— реализует воспитательную и обучающую функцию для разных возрастов учащихся.

Чтобы учебный центр успешно выполнял свои функции ему необходимо достаточное научно-методическое, кадровое, техническое и финансово-экономическое обеспечение.

Для того чтобы модернизация образовательной системы, в том числе связанная с развитием учебных центров проходила успешно, необходимо чтобы в регулярной практике обучения соблюдались следующие педагогические и организационные условия: [3, с. 53]

1) Образовательные ресурсы должны быть доступны всем тем, кто участвует в учебной деятельности;

2) Необходимо реализовать возможность комплексного сопровождения преподавателей и учащихся;

3) Развитие в учащихся самостоятельности в отношении учебного процесса, а также воспитание в них ответственности за результаты итоговых и промежуточных аттестаций;

4) Совмещение нескольких подходов: социального и индивидуально-личностного в процессе реализации досуговой и развивающей работы;

5) Возможность для учащихся выбирать свой индивидуальный маршрут обучения в процессе перехода с одного этапа на другой;

6) Реализация преемственной связи между ценностями, целями и методиками на всех этапах учебной деятельности;

7) Возможность увеличения учебного пространства для учащихся с ориентацией на их интересы, таланты и способности;

8) Соблюдение принципа равного значения для самореализации и самоопределения учащихся программного материала базовых учебных предметов и творческой, досуговой и развивающей работы;

9) Обеспечение максимальной продуктивности коммуникации преподавателя и учащегося в рамках урочной и внеурочной работы.

В настоящее время, в рамках существующей образовательной системы, работа учебных центров сталкивается с некоторыми барьерами административного характера, которые затрудняют процесс их создания и развития, в частности, теми, которые связанны с удаленностью филиалов учебных центров от головного подразделения, что затрудняет их взаимодействие друг с другом.

Для того чтобы каждый из учащихся и воспитанников центра образования мог достичь высоких учебных показателей, работа данного учреждения должна соответствовать следующим принципам: [8, с. 84]

— Создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы обучения, а также выбор оптимальной интенсивности учебного процесса;

— Рациональное сочетание в образовательном процессе различных форм обучения;

— Применение во время урочной и внеурочной работы новейших методических и учебных материалов, а также средств ИКТ (информационно-коммуникативных технологий);

— Реализация в учебном процессе программ, которые относятся как к базовому, так  и к дополнительному виду образования;

— Соответствие учебного процесса стандартам образования и индивидуально-личностному подходу к учащимся, который учитывает их интересы и способности.

Таким образом, образовательные центры представляют собой эффективный инструмент модернизации системы образования. Они позволяют осуществить индивидуально-личностный подход ко всем учащимся, помочь им в освоении новых знаний и навыков, одновременно с этим обеспечивая их разностороннее развитие, давая возможность раскрыть свой потенциал и способности.  Образовательные центры побуждают своих воспитанников к саморазвитию, подготавливают к освоению будущей профессиональной деятельности, которая в дальнейшем будет способствовать личностному росту и достижению социального успеха.

References

1. Васильева, А. М. Муниципальный опорный центр: организационно-управленческий центр развития системы дополнительного образования детей / А. М. Васильева // Туныктышо. Учитель. – 2022. – № 4. – С. 56-59.
2. Грачева, Н. В. Центр дополнительного образования как структурное подразделение современной образовательной организации / Н. В. Грачева // Образование и воспитание. – 2021. – № 1(32). – С. 26-30.
3. Кузнецова, Е. А. Научно-образовательные центры мирового уровня как новые формы кооперации науки, образования, бизнеса / Е. А. Кузнецова // Современная экономика: проблемы и решения. – 2021. – № 6(138). – С. 45-56.
4. Новак, О. Ю. Экосистема региональных ресурсных центров развития образования как модель сетевых образовательных возможностей / О. Ю. Новак, Т. А. Поцукова, Е. А. Рекичинская // Сибирский учитель. – 2021. – № 1(134). – С. 13-20.
5. Озниева, Т. М. Досуговые центры как средство организации цифровой образовательной среды в условиях дополнительного образования / Т. М. Озниева, К. Г. Смирнова // ВНЕшкольник. – 2021. – № 1(199). – С. 20-21.
6. Ратманова, С. Б. Культурно - образовательная направленность как основа развития творческой личности (на примере культурно - образовательных центров) / С. Б. Ратманова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 2. – С. 12-18.
7. Усанов, М. М. Современная информационно-образовательная среда как основа модернизации системы образования / М. М. Усанов // Global Science and Innovations: Central Asia (см. в книгах). – 2021. – Т. 4, № 1(12). – С. 61-65.
8. Федотова, И. В. Менеджмент качества как инструмент развития инклюзивного образования детского образовательного оздоровительного центра / И. В. Федотова, Е. В. Замиралова // Социальная педагогика. – 2023. – № 2. – С. 76-87.