Abstract: Innovatsinno-pedagogical activity based on the strategy and tactics of modern innovations, leading the subject in which the medical school is a teacher. The concept of "work" means the level of creative talent, the ability to dynamic analysis, a relatively stable characteristic of the individual. In scientific work, intuition helps the birth of hypotheses, the ability to see the problem, its background, to establish links with other problems, formulate hypotheses, to find criteria for measuring the phenomena under study, describe and synthesize scientific facts, to find them a place in theory. Thus, the central feature of pedagogical thinking is its creative nature, which is due to the specifics of teaching.
Keywords: pedagogy, competence, creativity, analysis
Основное направление в реализации компетентностых подходов в инновационной составляющей российских вузов медицинского профиля во многом связано с содержанием образовательного процесса: использование в преподавании новых научных концепций, потенциала реальной научно-производственной сферы, расширение лингвистической подготовки будущего специалиста, практико-ориентированный и личностно-развивающий характер обучения. Инновацинно-педагогическая деятельность базируется на современной стратегии и тактики нововведений, ведущим субъектом которой в медицинском вузе является педагог. В качестве первоочередной цели формирования полноценного и разностороннего преподавателя ставится развитие его профессиональной компетентности. Важной составляющей профессиональной компетентности педагога высшей медицинской школы является творческая компетентность, так как креативность педагога обеспечивает эффективную научно-исследовательскую работу, систематическое совершенствование содержания и методов обучения, накопление плодотворной научной и учебной информации, систематическое изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и поведения студентов.
Анализ креативности преподавателя выявил, что некоторые ученые понимают ее как специфическую способность, обусловленную наличием и сочетанием различных личностных качеств [1, с. 145]; общую способность по преобразованию прежнего опыта [3, с. 11]; интегральное качество личности, объединяющее когнитивную и личностную сферы [1, с. 214]; специфическую форму психической активности, сложное и многомерное явление, обладающее собственной структурой [1, с. 218]. Также креативность отождествляется с максимальным уровнем развития умственных (интеллектуальных) способностей [1, с. 311].
Понятие «творчество» означает уровень креативной одаренности, способности к динамичному анализу, относительно устойчивую характеристику личности. Для разведения этого понятия с термином «творчество» целесообразно пользоваться двумя характеристиками: субъективно обусловливающей для обозначения креативности и процессуально-результативной для обозначения творчества. Иными словами, креативность относится к качеству личности, а творчество – к процессу, в котором проявляется креативность [3, с. 12]. В связи с тем, что креативность в большинстве случаев находит свою практическую реализацию в определенной области деятельности, то современные исследования характеризуются признанием необходимости рассмотрения креативности в контексте педагогической деятельности. Стоит отметить, что при исследовании проблемы творческих способностей в связи с задачами высшей медицинской школы выделяются следующие качества, присущие творческой личности: интерес к сложному и неясному; склонность задаваться вопросами; чувство ответственности за развитие науки; спонтанная любознательность; способность продолжительное время заниматься решением одной и той же проблемы; высокая степень научной одаренности.
Анализируя творческие способности, отечественные ученые отмечают высокую роль интуиции в научном творчестве, понимаемую как результат большой умственной работы, позволяющей сократить путь познания на основе быстрого логически неосознаваемого понимания ситуации и нахождения правильного решения. В научном творчестве интуиция помогает рождению гипотез, способности видеть проблему, ее фон, устанавливать связи с другими проблемами, формулировать гипотезы, находить критерии измерения изучаемых явлений, описывать и синтезировать научные факты, находить им место в теории. Традиционно креативность рассматривают в структуре педагогического мышления, так как творчество необходимо педагогу как для решения оперативных педагогических задач, связанных с возникновением непредвиденных ситуаций и обстоятельств, так и для выполнения конструктивно-проективных действий. Многие ученые отмечают творческий характер педагогической деятельности и педагогического мышления [2, с. 11]. Существуют ситуативный и надситуативный уровни педагогического мышления. В соответствии с содержанием ведущих форм профессионализации учителей можно выделить основные критерии сформированности педагогического мышления: профессиональная эффективность, профессиональная результативность, профессиональная продуктивность и, высший уровень – профессиональная зрелость [1, с. 414-415]. Профессиональная зрелость свидетельствует о возможности учителя адекватно познавать и оптимально разрешать педагогические проблемные ситуации. Оптимальность педагогического решения включает в себя правильность, экономичность, оперативность, креативность. Креативность понимается как творческие возможности (способности) педагога, которые проявляются в мышлении. Таким образом, креативность наиболее ярко проявляется лишь на «высоких» уровнях становления педагогического мышления. В наибольшей степени творчество присутствует при функционировании педагогического профессионального мышления на надситуативном уровне. У ситуативно мыслящих учителей творчество практически отсутствует [1, с. 318].
Таким образом, центральной характеристикой педагогического мышления является его творческий характер, что обусловлено спецификой педагогической деятельности. Основными механизмами педагогического мышления являются анализ педагогической ситуации; механизм профессиональной идентификации; механизм перехода с ситуативного уровня профессионального мышления на надситуативный и механизм творческой рефлексии. Творческая компетентность преподавателя включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых ему для творчества. В структуре креативной компетентности личности (в том числе преподавателя) традиционно выделяют следующие качества: способность к творчеству, к решению проблемных задач; изобретательность; гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уверенность в себе; способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, предвидению и др.; эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; ассоциативность, воображение, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмпатии (эмпатийность); проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом; преодоление стереотипов; склонность к риску, стремление к свободе [2, с. 14]. Развитию креативной компетентности преподавателей высшей школы в рамках курсов повышения квалификации способствует поиск нестандартных приемов решения конкретных задач и аргументов для доказательства своей точки зрения; развитие критического мышления; создание ситуаций, содержащих внутреннюю коллизию и требующих от преподавателей принятия творческих решений; использование активных методов обучения, например, применение проблемного метода обучения; рефлексия деятельности преподавателя. Таким образом, развитие креативной компетентности и творческой индивидуальности педагога способствуют повышению его профессиональной компетентности и профессионализма в целом.
References
1. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: Монография. – М.: ПЭР СЭ, 2006. – 688 с.2. Соловьева О.В., Халилова Л.А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 2.05.2012).
3. Шарипов, Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза / Ф. В. Шарипов // Высш. образование сегодня. - 2010. - № 1. - С. 11 – 12.