Examples of modern methods of teaching english in higher education

UDC 37
Publication date: 22.04.2024
International Journal of Professional Science №4-1-2024

Examples of modern methods of teaching english in higher education

Примеры современных методик преподавания английского языка в высшем образовании

Danilova Natalya Alekseevna
Russian Academy of Music named after Gnessins
Senior Lecturer


Данилова Наталья Алексеевна
Российская Академия Музыки имени Гнесиных
старший преподаватель
Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает особенности цифровизации современного высшего образования на примере преподавания английского языка. Автор представляет краткую справку о состоянии процесса цифровизации в высшем образовании, рассматривает некоторые актуальные на практике методики. В заключении исследования автор акцентирует внимание на дальнейшем развитии современных методик преподавания английского языка в высшей школе. Статья будет полезна обучающимся, преподавателям, практикам, а также широкому кругу читателей.

Abstract: In this article, the author examines the features of digitalization of modern higher education using the example of teaching English. The author provides a brief summary of the state of the digitalization process in higher education and examines some practical methods that are relevant in practice. In conclusion of the study, the author focuses on the further development of modern methods of teaching English in higher education. The article will be useful to students, teachers, practitioners, as well as a wide range of readers.
Ключевые слова: образовательный процесс, высшее образование, преподавание, английский язык, иностранные языки, методики обучения, высшая школа.



Keywords: educational process, higher education, teaching, English, foreign languages, teaching methods, higher school.


Цифровизация современного образовательного процесса коснулась в значительной степени всех уровней подготовки и всех дисциплин. Сегодня практически невозможно представить учебную дисциплину, при обучении которой не применялись бы искусственный интеллект, современные методики или ИКТ. В т.ч. это касается и преподавания иностранных языков, которому использование инновационных методик серьезно способствует. Особенно это касается по-прежнему остающегося наиболее актуальным сегодня английского языка и того английского языка, в частности, который называется международным [3].

Итак, в преподавании английского языка в вузах современные методики встречаются довольно часто и характеризуются своей широкой распространенностью, поскольку особенности учебной дисциплины, те компетентностные требования, которые предъявляются к изучившим ее лицам, отличаются своей разнонаправленностью. Поэтому перед преподавателями английского языка открываются практически необъятные возможности практического применения современных методик в своей работе.

Это несет значительные преимущества и непосредственно для результата образовательного процесса, делает его более гибким, практикоориентированным, динамичным. Кроме того, позволяет оставаться актуальным, поскольку сегодня направление изучения иностранных языков развивается постоянно, обновляется, а потому регулярно возникают все новые требования и к самой дисциплине, и к преподавателям, и к тем, кто ее изучает [3]. Поэтому современные методики позволяют быть преподаванию английского языка максимально актуальным, инновационным и соответствующим имеющимся требованиям.

Обратимся более подробно к применяемым в высшей школе методикам обучения.

Одна из наиболее актуальных классификаций, к которой обращаются многие авторы различных научных исследований, – это распределение методов по принципу определения типа воздействия преподавателя и обучающегося непосредственно в процессе реализации образовательной деятельности.

Первая группа способов в рамках данной классификации – по типу взаимодействия «педагог-наставник». Наставничество – это актуальное сегодня направление, достаточно новое для практики российской системы образования, однако широко распространенное и включенное в задачи государственной политики РФ в этой области. Здесь в качестве примера современной методики можно привести, в частности, так распространенную сегодня проектную деятельность, которая подразумевает высокую долю самостоятельности обучающегося, реализуемый с поддержкой наставника процесс разработки проекта [1]. В изучении английского языка в высшей школе проектная деятельность применяется не только для обучения говорению, аудированию, увеличению лексического запаса, но также, например, для более глубокого погружения в историю и культуру англоязычных стран.

Вторая группа включает так называемый дискуссионный способ, в рамках которого происходит активная дискуссия обучающегося с преподавателем, и через совместную работу участники дискуссии приходят к решению каких-либо общих вопросов. В данном случае из современных методик активно используются разного рода информационные технологии, обычно сопровождающие дискуссионный процесс и повышающие его эффективность. В частности, речь идет о применении мультимедийных возможностей – подготовить и показать презентацию, видеоролик, наглядным образом отобразить какую-либо текстовую информацию. Широко применяются и возможности искусственного интеллекта – например, для формирования еще одного, стороннего, мнения по спорному вопросу, хотя ИИ в российской системе высшего образования появился сравнительно недавно [1; 4].

Третья группа – это самостоятельное изучение обучающимся материала без участия педагога, но под его контролем. Такое взаимодействие предоставляет наиболее широкие возможности для использования современных методик, а также выступает наиболее персонифицированным, поскольку в рамках самостоятельного образовательного процесса обучающийся максимально индивидуально подбирает удобные и эффективные для его обучения методики. Например, для визуалов удобнее читать и переписывать материал из учебников, для аудиалов – прослушивать занятия и т.д. Нельзя сказать, что это гарантирует стопроцентный позитивный эффект от обучения, поскольку правильно подобранная методика – не единственный фактор, который необходимо учитывать в образовательном процессе, однако это одна из важных составляющих.

Выделяется еще одна группа взаимодействия преподавателя и обучающегося – это способ практического освоения языка, который направлен на максимально возможное приобретение совокупности необходимых практических навыков и умений, т.е., конкретных инструментов, языковых средств, в т.ч. через осуществление взаимодействия с преподавателем и другими обучающимися. К практическим методикам можно отнести, например, распространенные сегодня дискуссионные клубы, которые при качественной организации процесса способны создать полноценную модель минимального зарубежного государства. Такие модели включают активное говорение, неформальные дискуссии и общение с носителем языка или без него, поэтому способны одновременно и создать необходимые условия для полноценного освоения необходимых практических навыков, и при этом сформировать максимально комфортную обстановку для такого обучения [1; 4].

Из наиболее актуальных проблем применения современных методик сегодня остается приверженность российских преподавателей иностранных языков, особенно – среди педагогов старшего поколения к классическим методикам обучения. В частности, среди таковых выделяются:

– прямой метод;

– грамматико-переводной метод;

– аудиовизуальный и аудиолингвальный метод;

– коммуникативный метод [5].

Нельзя говорить о том, что такие методики неэффективны или не несут в себе достаточного результата, однако в настоящее время очевидным выступает тот факт, что существуют другие практические инструменты, которые позволяют достигнуть желаемого эффекта более быстро и качественно. Это не свидетельствует о необходимости полностью отказаться от применения классических методик, скорее, показывает важность удачного сочетания традиционных инструментов с актуальными современными методиками.

Таким образом, актуальность и практическая значимость современных методик преподавания английского языка в вузах является неоспоримой, однако в реальности все же пока применение подобных методик далеко от идеала [5]. Требуется продолжать активную работу по внедрению современных методик в образовательный процесс, их актуализации и, соответственно, повышению квалификации преподавателей иностранных языков. Тем не менее, также бесспорным является тезис о том, что в дальнейшем применение современных методик только будет больше распространяться и развиваться, и во многом этому способствует динамичное развитие ИКТ, искусственного интеллекта и т.д.

Иными словами, в заключении исследования можно сказать о том, что практическая часть использования современных методик обучения английскому языку в вузах сегодня остается актуальной темой для дальнейшего совершенствования, особенно в контексте работы с преподавателями. В конечном итоге, обучение будущих специалистов различных специальностей английскому языку – это довольно приоритетная область профессионального высшего образования, поскольку такая дополнительная компетенция является крайне важной и актуальной в современном мире. В связи с этим необходимо уделять значительную долю внимания исследованию специфики и сущности организации образовательного процесса в данном направлении, а также ставить все новые проблемы применения тех или иных методов в процессе обучения английскому языку будущих специалистов.

References

1. Ефтина, Ю.В. Современные методы и технологии обучения иностранному (английскому) языку в вузе // Научный потенциал. – 2021. – № 3 (34). – С. 71-73.
2. Кушаков, Ю.Х. Новые методы обучения английскому языку в неязыковом вузе // Вестник науки и образования. – 2021. – № 14. – С. 428-431. Доступ по подписке.
3. Лабашева, Н.А., Дёмин, А.А. Информационно-коммуникационные технологии обучения английскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://kubstu.ru/data/celist/CEM2149.pdf#page=412
4. Максудов, У.О. Современные метолы и приемы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 14. – С. 311-315.
5. Шарипова, Ф.Н. Современные методы обучения иностранным языкам в нефилологических вузах // Глобус: психология и педагогика. – 2021. – № 13. – С. 111-115.