Specifics of teaching martial arts in physical education universities

UDC 37
Publication date: 28.05.2024
International Journal of Professional Science №5-1-2024

Specifics of teaching martial arts in physical education universities

Специфика преподавания единоборств в физкультурных вузах

Avdeeva Olga Vasilievna,
Mukminova Guzel Ravilevna,
Vasilkovskaya Yulia Alekseevna,
Malygina Lyudmila Valentinovna,

1. teacher at Sochi State University,
2. senior lecturer at the Department of Physical Culture and Sports, Sochi State University,
3. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports, Sochi State University,
4. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports, Sochi State University


Авдеева Ольга Васильевна,
Мукминова Гузель Равилевна,
Васильковская Юлия Алексеевна,
Малыгина Людмила Валентиновна,

1. преподаватель Сочинского государственного университета,
2. старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Сочинского государственного университета,
3. кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Сочинского государственного университета,
4. кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Сочинского государственного университета
Аннотация: В данной статье разбирается вопрос дифференциации обучения студентов физкультурных вузов, при которой учитывается их личный опыт двигательной активности и индивидуальные особенности, выделяются типы дифференциации обучения, которые имеют отношение к конкретным образовательным моделям и методам осуществления педагогического процесса. Кроме того определено, какие самые частые ошибки и недочеты допускают студенты в технике единоборств, подготовлен подробный план для их исправления, а также разработан план подачи грамотно отобранного и методически структурированного учебного материала и выявлены отдельные его элементы. Полученные в ходе исследования данные позволяют нам заключить, что в процессе освоения студентами различных видов единоборств очень важно учитывать их личный опыт двигательной активности.

Abstract: This article examines the issue of differentiation of training for students of physical education universities, which takes into account their personal experience of motor activity and individual characteristics, and identifies types of differentiation of training that are related to specific educational models and methods of implementing the pedagogical process. In addition, it was determined what the most common mistakes and shortcomings are made by students in martial arts techniques, a detailed plan was prepared for correcting them, and a plan for presenting competently selected and methodically structured educational material was developed and its individual elements were identified. The data obtained during the study allows us to conclude that in the process of students mastering various types of martial arts, it is very important to take into account their personal experience of physical activity.
Ключевые слова: техника единоборств, физкультурный вуз, дифференциация обучения, двигательная активность.

Keywords: martial arts technique, physical education university, differentiation of training, motor activity.


ФГОС ВО утверждает новые стандарты образования, что вызывает необходимость его обновления. Сегодня процесс обучения студентов физкультурных вузов должен включать не только те дисциплины, которые формируют их профессиональные компетенции, но и смежные с мним предметы, позволяющие обогатить студенческий интеллект новыми знаниями, навыками, умениями и приобрести важный жизненный опыт. В связи с этим будущим выпускникам еще на первом курсе целесообразно начать изучать сразу несколько видов спорта, в том числе различные техники единоборств и совершенствовать свою физическую подготовку в выбранных направлениях.

Здесь стоит сказать и о том, что современная стратегия образовательная довольна спорна. В частности, спорная сторона образовательной сферы заключается в том, что наполненность процесса обучения специалистов физической культуры, в частности по практическим дисциплинам, к которым относится и единоборство, должна обязательно учитывать индивидуализацию образовательного процесса [5,1220].

Цель исследования — изучить процесс преподавания техники различных видов единоборств студентам физкультурных вузов и выявить его специфические особенности; обозначить ошибки, которые наиболее часто допускают с обучающиеся в процессе тренировок, и предложить пути их исправления.

Наибольшая заинтересованность у студентов физкультурных вузов проявляется по отношению к таким боевым видам спорта, как спортивные единоборства, восточные боевые искусства, рукопашные бои и т.д. Как справедливо отмечает Иванов Н.А. «каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к функциональным возможностям и физическим качествам организма человека, включая различные физиологические параметры, в той или иной степени поддающиеся тренировке и совершенствованию, от чего в дальнейшем может зависеть уровень квалификации и результаты спортсмена» [2,183]. В техническом арсенале такого вида единоборств, как рукопашный бой, часто происходят изменения за счет заимствования техник из иных видов единоборств. Но это нельзя делать бесконтрольно, поэтому следует уделять внимание строгому отбору возможных техник. Мы считаем, что в процессе подготовки специалистов физической культуры, которые в будущем станут тренерами различных видов единоборств, важно это учитывать.

По нашему мнению, дифференциация обучения — это разделение и группирование обучающихся во время учебного процесса в соответствии с личными особенностями, поставленными перед ними целями и задачами. Не менее важно применять в процессе обучения и тренировок эффективные инструменты и средства. Однако, наиболее важным фактором здесь выступает личный опыт двигательной активности студента, поскольку на базе данной информации возможно внести корректировки в программу обучения, чтобы максимально адаптировать ее под индивидуальные способности и навыки студентов, что позволит достичь более высоких результатов.

Мы согласны с мнением Ашкинази С.М., Бавыкина Е.А., что «личной опыт двигательной активности» — это тот новый опыт, знания и умения, которые студент приобрел, занимаясь физической культурой и спортом, а также осваивая навыки физического воспитания [1,94].

Во время освоения определенного вида борьбы (дзюдо, вольная борьба¸ греко-римская борьба, самбо) встречаются некоторые сложности. Например, в ходе обучения таким техникам как «партер» или «стойка», студенты должны в кратчайший сроки освоить основные положения техники двигательных движений. Однако это достаточно сложно, так как часто студенты не обладают даже начальными знаниями об изучаемых видах единоборств и у них уже есть сформированные навыки двигательных действий из личностного опыта, которые могут мешать им осваивать новое[4,98].

В период с 2020 по 2023 гг. мы провели линейное исследование опытно-экспериментальной направленности для определения степени влияния дифференциации обучения на эффективность овладения студентами техниками единоборств. В качестве объекта исследования выступили студенты физкультурного вуза дисциплины «Единоборства». Все исследование было разделено на три этапа, каждый из которых выполнял свою задачу и был направлен на достижение конкретной цели.

В рамках первого этапа было определено, какие элементы содержания учебного материала присутствуют при изучении данной дисциплины, а также составлена проработанная и эффективная структура дидактического материала.

Второй этап сопровождался внедрением рейтинговой системы для оценки и анализа деятельности и результатов студентов при освоении техники единоборств. Кроме того, было определено, какие недочеты чаще всего допускают студенты при освоении техники боевых искусств и подготовлена корректирующая программа.

Третий этап представлял собой непосредственно эксперимент, в котором приняло участие 129 студентов обучающихся в физкультурном вузе (37 девушек и 92 юноши).

Все студенты были подразделены на три группы:

Группа А: циклические виды спорта;

Группа Б: ациклические виды спорта;

Группа В: сложно-координационные виды спорта

Опираясь на критерий классификации спортивных движений, предложенный В.С. Фарлелем [3,104], третью группу (В) мы подразделили еще на две подгруппы: В1, в состав которой вошли студенты, изучающие различные виды спортивных игр и В2, участники которой заинтересованы в изучении единоборств.

Разработанная нами образовательная программа тренировок основана на соблюдении следующих основным правил и принципов:

— все упражнения в выполняемые в ходе тренировок должны быть обдуманы и осознаны; студент должен понимать, что при отработке различных техник важно каждое движение, поэтому в ходе процесса тренировок важен постоянный самоконтроль;

— одна из основных задач обучения — постоянное самосовершенствование, получение новых знаний, навыков и опыта;

— учебный процесс состоит из трех этапов, на каждом их которых важно учитывать индивидуальные физические особенности, умения и опыт студента в спортивных дисциплинах

В ходе эксперимента рассмотрены такие техники боевых искусств как «партер» и «стойка», а именно двигательные действия студентов. Важно отметить, что в основе названных техник заложены различные двигательные действия и каждый из видов единоборств имеет свои отличительные черты. Так, основной вид двигательной деятельности в стойке – это различные броски (через спину с захватом руки, через бедро, через плечо с колена и т.д.), а в партере – разные перевороты и удержания (поперек, сбоку и т.д.).

Перед тем, как приступить к проведению эксперимента (третий этап) мы проанализировали, насколько развиты физические качества студентов. Высокий уровень присвоен общим физическим качествам, средний – специальным физическим качествам, а техника двигательных действий была на среднем уровне и, как правило, получала оценку «неудовлетворительно» и «удовлетворительно». На третьем этапе мы также выявили основные ошибки студентов, которые они допускали при освоении техники единоборств. В группе «А» такими ошибками стали следующие: мышцы во время движения «скованы», рук и ноги работают разрозненно, без должной координации, что может быть связано в первую очередь с недостаточностью мышечной массы обучающихся, слабо развитой мускулатурой верхних конечностей. Также отмечено, что некоторые студенты недостаточно гибкие и ловкие для рассматриваемого вида единоборств.

Если говорить о второй группе (Б), в которую входят юноши, то можно отметить наличие таких ошибок, как излишняя напряженность, несоразмерность мышечных усилий, замедление реагирования. Причинами указанных ошибок и недочетов могут быть недостаточно развитые силовые качества, скоростные способности, ловкость и гибкость. Во второй группе (Б) девушек было отмечено наличие таких недочетов, как: при движении голова опущена, спортсмен смотрит не вперед, а под ноги; ритм выполнения движения существенно замедлен либо искажен. Указанные ошибки свидетельствуют о недостатке у спортсменов необходимой скорости и силы для выполнения приема; также можно отметить слабо развитые мышцы рук и ног. Для подгруппы В1 характерны следующие ошибки: спортсмен теряет равновесие; его тело расположено не нерационально; траектория движений не соблюдена; мышцы «скованы». Причинами данных недочетов явились недостаточная развитость ловкости, гибкости и мышечной силы студентов.

Студенты третьей экспериментальной группы для устранения частых ошибок занимались по разработанному нами комплексу упражнений. В него вошло освоение техники бросков в стойке, отработка приемов и комбинаций, применяемых в партере. Причем основное внимание было сосредоточено на овладении базовыми техниками с учетов влияния на основные опорные точки отдельных двигательных действий. Освоение двигательных действий производилось как отдельно по основным опорным точкам, так и в целом. Преподаватель лично демонстрировал студентам, как выполнять упражнения того или иного вида техники боевых искусств, либо студенты совместно с педагогом просматривали видеозаписи упражнений. Отработка техник проходила в парах и индивидуально. Преподаватель наблюдал ха тренировочным процессов, выявлял ошибки и недочеты, анализировал их и предлагал студентам применить более эффективную технику выполнения упражнения.

По результатам эксперимента мы отметили, что физические качества в каждой из групп остались на таком же высоком уровне, как и в начале третьего этапа. Уровень специальных физических качеств же был заметно повышен. Также достаточно сильно увеличилась результативность освоения техники боевых видов спорта в стойке: отличная оценка стала встречаться намного чаще — на 30–62%. В процессе освоения техники выполнения приемов в партере также отметилось улучшение результатов — на 30–60%. Техники комбинаций с оценкой «отлично» встречаются подгруппе В2 чаще на 25–53%. Юноши и девушки подгруппы В2 как и до начала третьего этапа выполняют приемы в партере на «отлично».

Делаем вывод, что проведенный эксперимент показал нам, что в процессе разделения образовательного процесса достаточно важно учитывать личный опыт двигательной активности студентов. Именно от эффективности организации процесса дифференциации зависит правильность и результативность формирования у студентов новых знаний и навыков. Мы отметили, что студенты физкультурного вуза стали усваивать новые знания и навыки, относящиеся к освоению техники единоборств намного быстрее и эффективнее.

References

1. Ашкинази С.М., Бавыкин Е.А. Совершенствование системы специальной физической подготовки спортсменов комплексных (смешанных) единоборств // Теория и практика физической культуры. – 2014 - № 6 – С. 94-98.
2. Иванов Н. А. Особенности физической подготовки бойцов на поясах «корэш» / Н. А. Иванов // Обзор педагогических исследований. – 2024. – Т. 6, № 1. – С. 183-189.
3. Котова Т.Г. Обучение студентов института физической культуры технике спортивных единоборств /Т.Г. Котова, И.В. Манжелей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. – №10 (128). – С. 104-109.
4. Манжелей И.В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта: монография. / И.В. Манжелей, В.Н. Потапов. – М.: АНО НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. – 192с.
5. Саркисян Е. Б. Физическая культура: инновационные технологии для оздоровления студентов / Е. Б. Саркисян, Н. А. Иванов, К. Г. Томилин // Наука в современных условиях: от идеи до внедрения : материалы Национальной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 80-летию Ульяновского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина, Ульяновск, 15 декабря 2022 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2022. – С. 1220-1226.