Abstract: The article deals with the problem of preserving the traditions of folk crafts in the areas of embroidery, weaving, patchwork, traditional folk costume in the additional education of the Moscow region on the example of the regional competition "Moscow region artisan – revival of origins" within the framework of the regional festival of children's and youth artistic and technical creativity "Young talents of Muscovy".
Keywords: competition, children's and youth creativity, folk crafts, embroidery, weaving, artistic tapestry, Russian traditional costume, patchwork, artistic and aesthetic education, additional education, cultural heritage, folk traditions, craftsmanship, folk crafts.
Научная школа факультета Изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета во главе с ведущими специалистами по направлениям изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и методики преподавания изобразительного искусства выделяют идею возрождения, сохранения и развития народной культуры, на основе общечеловеческих ценностях, как важную часть образования и воспитания детей. Основатель факультета академик РАО и РАХ Ломов С.П. отмечает: «Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности»[4] Факультет готовит специалистов по направлениям: педагогическое образование (изобразительное искусство, дополнительное образование, декоративно-прикладное искусство), декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, живопись, дизайн (графический, средовой, дизайн костюма) и выстаивает учебный процесс в системе образования студентов базируясь на погружении в традиционную Русскую культуру, изучении и народных художественных промыслов и ремесел как часть культурного наследия страны.
«Педагогическая ценность познания народного и декоративно-прикладного искусства заключается в том, что произведения этих видов искусств позволяют воспитывать определенную культуру восприятия материального мира, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают лучше познать художественно-выразительные стороны окружающего» [3, 354с]
Многие выпускники Факультета изобразительного искусства и народных ремесел работают в системе дополнительного образования Московской области и продолжают приобщать детей к традиционной культуре, открывая яркие черты народной эстетики и искусства.
2022 год культурного наследия народов России. Народные художественные промыслы пропитаны традициями которые по своим адаптивным и воспитательным возможностям имеют полифункциональное значение. «Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития предполагает соединение художественного и трудового воспитания. Создание изделий декоративно-прикладного искусства, то есть решение художественно-творческих задач в сочетании с овладением приемов соответствующих ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков по выполнению творческих замыслов, является значительным в педагогической деятельности. Занимаясь декоративно-прикладной деятельностью, учащиеся приобретают практические навыки, соединяя профессиональные приемы с собственной художественной выдумкой, а это способствует выявлению из творческих способностей»[1, с.207]
Профессор, доктор педагогических наук М.В. Галкина в своей монографии «Солнце юной Московии» пишет: «Подмосковье славится богатейшим культурным художественным наследием, которое является эффективным средством в эстетическом и патриотическом воспитании и образовании детей. Опираться на традиционную культуру в области образования – значит, способствовать самосохранению и саморазвитию нации. Роль педагога в образовательном пространстве огромна – он проводник не только знаний, но и духовных ценностей нации, ее традиций»[2, с2].
Марина Владимировна Галкина доктор педагогических наук, профессор кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета приняла эстафету организации цикла детских выставок-конкурсов по народному искусству Подмосковья, а также методических мероприятий (выставки, мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы) в рамках целевых программ по развитию образования в Московской области от искусствоведа Василия Алексеевича Барадулина, и по сегодняшний дне продолжает возглавлять организационную, методическую, исследовательскую деятельность в этом направлении. Результатом титанической работы служат многочисленные публикации и статьи, постоянно растущее чисто участников как конкурсов, так и конференций, вебинаров и мастер-классов. Благодаря методической поддержке профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в Подмосковье сохранились образцовые детские коллективы работающие в области декоративно-прикладного и народного искусства, которые показывают высокие результаты и на федеральном уровне.
Долгое время методическая поддержка профессиональной, образовательной и художественной деятельности педагогов, организаций Фестиваля декоративно прикладного и изобразительного творчества в рамках фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии» проводились на базе Московского государственного областного университета при поддержки Министерства образования Московской области. Последние пять лет деятельность ведется Региональным ресурсным центром дополнительного образования детей художественной направленности Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Московской области «Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания» г. Реутов Московской области при поддержке Министерства образования Московской области.
Перечень мероприятий велик: Фестиваль-конкурс декоративно-прикладного и изобразительного искусства в рамках Областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии» проходящий по разным направления декоративного творчества, изобразительного искусства и дизайна: «Подмосковье мастеровое-возрождение истоков» (лоскутное шитье, художественны гобелен, вышивка, традиционный костюм), «Традиционна кукла», «Перспективный дизайн Подмосковья», «Традиции и перспективы» (скульптура и мелкая пластика), «Арабески на ткани» (художественная роспись ткани), «Поэма о рукотворном дереве» (роспись и резьба по дереву), «Гармония живописной сюиты» (изобразительное творчество). Цикл вебинаров, конференций, мастер-классов.
В системе дополнительного образования созданы благоприятные условия, позволяющие возрождать, сохранять и развивать традиции народных художественных промыслов. Деятельность вариативная, самостоятельная, имеющая свободу выбора позволяет продолжать творческие традиции, передавать их из поколения в поколение, развивать потребности, интересы, ценностные ориентации, формировать вкусы и предпочтения.
Областной конкурс «Подмосковье мастеровое – Возрождение истоков» существует в рамках областного фестиваля «Юные таланты Московии» три года и объединяет три направления декоративного творчества: лоскутное шитье, художественный гобелен и рукотворную вышивку. В последние годы в рамках этого конкурса появилось и объединяющее предыдущие три номинация «Народный костюм».
Лоскутное шитье, вышивка, ткачество все эти виды декоративного творчества тесно связанные с традиционным народным костюмом. Эти направления ведут давнюю историю от ручного труда к профессиональным художественным промыслам. А некоторые изделия стали полноценными художественными произведениям, хранящиеся в музеях нашей страны.
Областной конкурс «Подмосковье мастеровое – возрождение истоков» несет цель: «Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории и культуре Отечества средствами декоративно -прикладного искусства и народных промыслов».
Задачи Конкурса:
- содействие развитию художественного творчества детей и юношества, стимулирование профессиональной ориентации обучающихся,
- создание условий для реализации творческого потенциала детей, коллективов и педагогических работников системы дополнительного образования детей,
- повышение мотивации для эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения средствами изобразительного искусства,
- выявление, развитие и поддержка талантливых детей в области декоративно-прикладного творчества.
В конкурсе принимают участия обучающиеся в образовательных учреждениях Московской области в возрасте от 10 до 18 лет. Основная масса участников это ребята системы дополнительного образования Московской области и отличается от общеобразовательных школ высоким качеством и уровнем выполнения. Но творческие работы ребят выполненные в рамках общеобразовательных программ, тоже принимаю участие, и могут конкурировать с работами мастерских по художественному содержанию.
Выставка-конкурс позволяет встретится в одном месте в одно время широкому спектру и разнообразию творческих работ. Требования к конкурсным творческим работам зависит от направления (гобелен, вышивка, лоскутное шитье), но всегда с водится к условию сохранения традиционной технологии, традиции декора и орнамента. Если лоскутное шитье, то изделие должно быть выполнено с учетом традиционных приемов лоскутного шитья и декорирования (трехслойность, геометрический орнамент). Художественный гобелен должен быть выполнен в технике тканого и нетканого гобелена (панно, ковер, покрывало, одеяло), изделие должно быть выполнено с учетом традиционных приемов плетения и декорирования, в этом направлении приветствуются тканые пояса. Ручная вышивки представлена на разнообразный изделиях панно, полотенце, занавеска, салфетка, детали традиционного русского народного костюма. Техника вышивки разнообразная: золотное шитье, вышивка гладью и счетными швами цветными нитями, стяги, строчевая вышивка и др. В изделиях используются традиционные сюжеты и мотивы. Народный костюм может быть представлен и как этнографический, так и современный костюм в народном стиле.
Для выполнения требований необходима серьезная подготовка педагога, который щедро делится своим мастерством с учениками. И таких мастеров владеющих технологией и традициями художественного гобелена, лоскутного шитья, традиционной вышивки довольно много в Подмосковье. Высокие результаты показывают ученики образовательных организаций: «Школа фольклорного искусства «Моя Русь» г. Подольск, «Дом детского и юношеского технического творчества» г. Серпухов, Центр детского творчества г. Зарайск, Дворец творчества детей и молодёжи «Истоки» г. Сергиев Посад, Детский экологический Центр «Эко-дом» г. Домодедово, «Серебряно-Прудская средняя общеобразовательная школа имени маршала В.И.Чуйкова», Центр детского технического творчества г. Орехово-Зуево, Центр детского творчества г. Фрязино.
Только в 2021 году в конкурсе приняли участие ребята из 23 муниципалитетов Московской области (таблица 1). Призеров 58 человек из которых: 8 в номинации «Художественны гобелен», 12 в номинации «Пестрая поляна» (вышивка), 8 призеров в номинации «Народный костюм», 10 «Лоскутные узоры России», в номинации «Коллективная работа» 14 человек призеров.
(таблица 1)
Динамика участников областного конкурса «Подмосковье мастеровое – возрождение истоков» в период с 2020 по 2022 год, показанная в таблице 2, демонстрирует рост участников. Города и учреждения участники меняются от года к году, сохраняя единый костяк.
(таблица 2)
Шагаева Елизавета г. Серебряные Пруды руководитель Бойко Тамара Васильевна и Дмитриева Светлана Федоровна победители конкурса в номинации «Лоскутные узоры России» представили панно «Хоровод» выполненное в технике лоскутного шитья. Композиция квадрата состоит из девяти сегментов выполненных приемом «колодец» в черно-бело-красной гамме, на шахматном черно-белом поле выстраиваются «в хоровод» красные треугольники. Ритм композиции начинает движение от центра, разрастаясь к краям где при «столкновении» расходится по периметру квадрата, создавая движение хоровода из геометрических фигур. Традиционная технология в сочетании с современной гармоничной цветовой гаммой представляют прекрасный образ нового в русле традиционного.
Яковлева Яна г. Домодедово руководитель Ирина Николаевна Скворцова получила звание «Гран-При» в номинации «Пестрая поляна» с работой «Москва златоглавая». В квадратном поле круг из витиевато выложенного золотого шнура, в круге декоративная композиция с архитектурными мотивами «Московские соборы кремля» выполненные в технике золотного шитья золотыми и серебряными нитями, по углам сказочные цветы. Эта работа замечательный пример традиций золотного шитья Торжка.
Ермолаева Екатерина из города Зарайск становится не первый раз призером конкурса с творческими вышивками. Её руководитель педагог Центра детского творчества Алешина Светлана Владимировна в работе опирается на освоение ее учениками традиционных техник вышивки на основе исторических образцов. Работы Екатерины обращены к точному воспроизведению традиционный сюжетов русской крестьянской вышивки.
В номинации «Художественный гобелен» Михеевы Софья и Константин из Дмитрова выполнили славянские обережные пояса в технике тканья «на бедре». Нестеренко Елена Александровна в рамках дополнительной программы на базе СОШ № 3 города Дмитрова передает традиционную технику ткачества поясов своим ученикам.
В народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга. Мастерству может научить только тот, кто владеет им в совершенстве. Народные промыслы всегда профессиональны, так как мастер знает традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеет им.
Для сохранения многовекового пласта народной культуры необходимо: пропагандировать мастерство в СМИ, осуществлять преемственность поколений через приобщение к народному творчеству, организовывать выставки, конкуры, семинары, конференции и мастер-классы.
Областной конкурс «Подмосковье мастеровое – возрождение истоков» служит вектором в дополнительном образовании, направленный на сохранение культурных традиции народных промыслов и создания условий для формирования новых форм в рамках традиционных канонов.
References
1. Буровкина Л.А. Декоративно-прикладное искусство как источник художественно-творческой деятельности учащихся // Вестник тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2009г. № 6 (74). С. 204 – 208.2. Галкина М.В. «Солнце юной Московии» монография. М. 2005 г., 76с.
3. Кузнецова Л.А. Народное искусство // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2010. № 2-3. С. 352-355.
4. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М. 2010 г., 103с.