The place of mentoring in the formation of a subject-developing environment in the organization of a medical profile

UDC 377.352
Publication date: 21.11.2023
International Journal of Professional Science №11-1-2023

The place of mentoring in the formation of a subject-developing environment in the organization of a medical profile

Место наставничества в формировании субъектно-развивающей среды в организации СПО медицинского профиля

Nizhegorodtseva Elena Alekseevna
преподаватель ОГБПОУ «Иркутский базовый медицинский колледж»,
г. Иркутск



Нижегородцева Елена Алексеевна
teacher of the Irkutsk Basic Medical College, Irkutsk
Аннотация: В данной статье освещены вопросы важности формирования субъектно-развивающей среды в образовательной организации. Рассмотрено понятие наставничества, его роль в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста. Приведен пример использования наставничества в формировании субъктно-развивающей среды.

Abstract: This article highlights the importance of the formation of a subject-developing environment in an educational organization. The concept of mentoring, its role in the formation of professional competence of a future specialist is considered. An example of the use of mentoring in the formation of a subject-developing environment is given.
Ключевые слова: субъектно-развивающая среда, наставничество, образовательная организация, субъект, воспитание, среднее профессиональное образование.

Keywords: subject-developing environment, mentoring, educational organization, subject, upbringing, secondary vocational education.


В погоне за бесконечно меняющимися трендами в образовании, не стоит забывать те фундаментальные установки, которые давно прошли проверку временем и, как показывает практика, остаются актуальными на сегодняшний день. Так, величайший педагог А.С.Макаренко в своем произведении «Педагогическая поэма» отмечал, что целью воспитания является формирование гармонически развитой личности, учил педагогов уважать права и обязанности воспитанников, включая право на радость и обязанность ответственности. Макаренко был убежден, что «Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом».  Говоря современным языком, создание субъектно-развивающей среды в образовательной организации является одним из важнейших ресурсов повышения качества образования и воспитания. Именно субъектно-развивающая среда способствует формированию нестандартно думающих, творческих личностей, позволяет развивать мышление, активизирует способность к конструктивной деятельности, оценке, рациональности. Бесспорно, эти качества помогают выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда.

Однако, для подготовки такого уровня специалиста, образовательные организации должны иметь абитуриента, соответствующего определённым требованиям. И это не только количественные показатели успеваемости, но и ряд личностных характеристик, сформированных в человеке на более ранних этапах жизни.

Как показывают исследования д.п.н, профессора А. Ярулова и заслуженного деятеля науки, действительного члена РАО, профессора В.С. Мухиной, современная школа осуществляет депривацию (лишение, обеднение) удовлетворения важной потребности взрослеющего человека стать и быть субъектом развития собственной личности как «уникальной социальной единицы». В связи с этим, перед организациями профессионального образования очень остро стоит задача создания среды, которая могла бы способствовать самоопределению, саморазвитию, самостановлению личности.

Понимая под субъектом прежде всего личность, необходимо сосредоточить внимание на создании педагогической модели субъектно-развивающей подготовки в системе СПО, построенной на субъектно-развивающей социализации, определяющей интенсивность становления личностных качеств, отношений и позиции обучающегося.

Кроме создания субъектно-развивающей среды, перед образовательными организациями стоит еще ряд других задач.  Так, 22 августа 2023 года президент Российской Федерации В.В. Путин провёл заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Одной из ключевых проблем этого совещания стал вопрос кадрового и финансового суверенитета страны. Президент отметил, что ключевым механизмом подготовки специалистов является федеральный проект «Профессионалитет».  За 5 лет работы необходимо подготовить более 1 млн человек, которые должны получить востребованную рабочую профессию. При этом, по словам президента, очень важно и дальше сохранить очень тесную связку образовательной системы, отраслей производства, работодателей.

На практике, это означает, что самой образовательной организации справиться с такой глобальной задачей в одиночку будет невозможно. На сегодня очевидно, что в процессе профессиональной подготовки и становления молодого специалиста должны участвовать как образовательные организации, реализуя в полном объеме требования ФГОС, так и всевозможные структуры работодателя, отвечающие в том числе за различные виды адаптации: социальную, производственную, профессиональную, психологическую, организационную, экономическую. Эти процессы должны быть взаимосвязаны, логичны, последовательны. В связи с этим, большая роль в данной работе принадлежит процессу наставничества. При правильной организации которого, возможно многократно увеличить не только успех подготовки молодого специалиста, но и его сохранение на рабочем месте; достойную самореализацию, а, следовательно, и самоудовлетворенность в жизни.

ФГОС, реализуемый в настоящее время, предъявляет к образовательной организации жесткие требования учета индивидуальных особенностей обучающегося, создание среды для развития субъекта образования, его личностных качеств и мотивов обучения, следовательно, важно умелое вплетение в образовательный процесс самого наставничества, которое должно стать важным элементом субъектно-развивающей среды.

Но может ли наставничество способствовать развитию личности? Ведь если наставник передает свои знания и умения наставляемому, то не возникает ли процесс противоречия в том, что наставничество будет способствовать саморазвитию личности, а не подавлять ее?

Обращаясь к определению слова «наставничество», получаем следующие результаты:

— по Ожегову: «Н. — форма воспитания и профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками»;

— по Ушакову: «Н. — звание, занятие наставника»;

— согласно Педагогическому энциклопедическому словарю: «Н. — процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником»;

— согласно Словарю синонимов: «Н. – шефство»;

— по Далю: «Н. – научать, поучать, учить, руководить, давать наставления»;

— согласно японской концепции «сэмпэй-кохай»: «Н. – это взаимоотношение между наставником (яп. слово «先輩» — «сэмпэй» — букв. «товарищ, стоящий впереди») и учеником (яп. Слово  «後輩» кохай, букв. «товарищ, стоящий позади»)). Сэмпэй передает свои знания, мудрость и навыки своим ученикам, которые в свою очередь проявляют уважение и преданность своему наставнику. Обычно сэмпаем называют того человека, у которого больше опыта в той или иной области. Если один человек занимается чем-то дольше другого, то он — сэмпэй»;

— по Ю.О. Каневой, И.В. Зиминой; «Н. – технология, пердполагающая передачу знаний, навыков и умений, трансляцию культутрных ценностей организации от более квалифицированного сотрудника к менее квалифицированному посредством индивидуальной учебной и воспитательной работы с ним»;

-по А.Р. Масалимовой: «Н. – форма обучения на рабочем месте, направленная на формирование корпоративных и развитие профессиональных компетенций молодых работников для преодоления информационных и ценностных барьеров в профессиональной деятельности и социально-профессиональной адаптации, а также раскрытие потенциала молодых кадров с целью определения и сопровождения траекторий их индивидуального профессионального развития»;

— по Л.А. Далоз: «Н. – неформальный процесс обмена знаниями, социальным опытом и психологическая поддержка, получаемая обучаемым в работе, карьере и профессиональном развитии».

Сопоставляя эти определения, применительно к современным понятиям образования, можно прийти к выводу, что наставничество – это многогранный процесс, уникальная система, которая способствует развитию и улучшению навыков и может проявляться в разных формах: «студент-студент», «студент-преподаватель», «студент-работодатель». Эта система имеет ряд преимуществ:

— развивает потенциал сотрудников;

— передает ценные знания, умения и навыки от более опытных сотрудников к молодым специалистам, позволяя развивать лидерские качества;

— повышает производительность и результаты сотрудников;

— создает корпоративную культуру;

— способствует процессам коммуникации;

— мотивирует и удовлетворяет сотрудников;

— сокращает неэффективность;

— способствует росту организации.

В этой связи, цели наставничества можно определить следующим образом:

— достижение личностных результатов, самооценки, повышение уверенности и помощь в достижении личных целей;

— помощь в улучшении учебных результатов;

— определение целей профессионального саморазвития;

— помощь в выборе подходящих образовательных программ;

— социальная поддержка;

— улучшение адаптивных процессов;

— содействие в формировании жизненных ценностей, позитивных жизненных установок;

— помощь в реализации плана профессионального роста;

— экономия времени на обучение;

— развитие профессиональных и общих компетенций.

            В рамках данной статьи предоставлен опыт создания возможного элемента системы субъектно-развивающей профессиональной подготовки на базе ОГБПОУ «Иркутский базовый медицинский колледж», сочетающего в себе все три вида наставничества.

            Весной 2023 года ОГБПОУ ИБМК совместно с ОГБУЗ «Иркутской станцией скорой медицинской помощи» была организована областная студенческая олимпиада по оказанию экстренной медицинской помощи. Основные цели данного мероприятия были определены следующим образом: повышение качества подготовки медицинских кадров, стимулирование учебной деятельности студентов, раскрытие лидерских и творческих качеств; оценка компетентности студентов в области оказания помощи на догостпитальном этапе, создание условий для поддержки студентов, ориентированных на получение профессиональных навыков и др. Эти цели удалось реализовать в полном объеме, благодаря организации наставничества. За каждой командой образовательной организации был закреплен наставник из числа работающих фельдшеров, который в режиме настоящего времени помогал командам выполнять задания (кейсы) по оказанию помощи. Кейсы также были максимально реалистичными, поскольку все ситуации были разыграны статистами прямо на улицах города.  Основными задачами наставника были такие, как: организация работы команды, распределение ролей в команде, помощь в вопросах, требующих профессиональных знаний более высокого уровня, нежели базовый; анализ эффективности работы команды, создание и поддержание высокого интереса к профессии. Наставники подбирались из числа сотрудников ОГБУЗ ИССМП, работающих на разных подстанциях медицинской организации и с учетом той, образовательной организации, которую они закончили. Следует отметить, что при подготовке студентов к мероприятию, некоторые образовательные организации привлекали работающих фельдшеров к данному процессу. Это позволило объединить и сплотить преподавателей, сотрудников участвующей медицинской организации и студентов воедино. Обучающиеся оказались в центре взаимной поддержки, взаимного уважения, общего интереса, одной корпоративной культуры медицинского сообщества. Процесс наставничества не мог не произвести впечатления на зрителей мероприятия, которыми стали студенты участвующих образовательных организаций. Осенью 2023 года по инициативе студентов преподавателями была начата подготовка их к участию в подобных мероприятиях. В рамках этой подготовки запущена программа работы студенческого научного сообщества «Клиническая медицина». Для проведения заседаний научного сообщества, с целью продолжения работы в области наставничества, непременным условием является привлечение работающих специалистов в области здравоохранения. Студенты, участвовавшие в прошедших мероприятиях, высказывают намерение продолжить свой профессиональный путь в отделениях скорой медицинской помощи. В рамках молодежного карьерного форума 2023, проводимого по инициативе Правительства Иркутской области во взаимодействии с образовательными организациями и крупными компаниями региона в г. Иркутске, спикерами была отмечена важность и результативность совместной работы образовательной и медицинских организаций.

С введением в процесс обучения такой формы внеаудиторной работы, как заседания научного общества, включается еще один вариант наставничества «студент-студент». Поскольку, при решении и разборе клинических случаев на заседаниях, студенты работают в группах по принципу «разноуровневой команды», который подразумевает, наличие в ней студентов разных курсов, от 1 до 4. При этом, студенты старших курсов руководят работой младших «коллег». Эта форма наставничества не только помогает первокурсникам понять цели своего профессионального самоопределения, но и наработать коммуникативные навыки, навыки командной работы, повысить профессиональную компетентность.

Приведенный в работе пример, ярко иллюстрирует возможность формирования субъектно-развивающей подготовки посредством вовлечения в этот процесс наставничества. Наработанные данные должны стать составляющей педагогической системы, позволяющей формировать и развивать личность обучающегося. Сама по себе работа по созданию модели педагогической системы объемна, требует качественной проработки в теоретическом плане, создании диагностических материалов, разработки критериев достижения и эффективности ее, но факт того, что наставничество должно стать одним из звеньев данной системы является неоспоримым.

References

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 год». – URL:https://clck.ru/QWQYs.
2. Федеральный Закон РФ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 28, 47, 48 URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru.
3. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. — URL: https://goo.su/1yhG.
4. Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. — URL: https://clck.ru/QWQbY.
5. Блинов В.И., Сергеев И.С., Синюшина И.В. и др. Компетентностный подход в профессиональном образовании. – М.: Издательство ООО «МЭЙЛЕР», 2010. – 228 с.
6. Воспоминания о Макаренко: сб. материалов / сост.Н.А.Лялин, Н.А.Морозова. – Л.Лениздат, 1960. – 436 с.
7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для пед. уч. заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
8. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методические материалы. – Казань: ИРО РТ, 2020 – 51с.
9. Ярулов А.А. Субъектно-развивающий подход как комплексный способ управления изменениями в школе. //"Образование и социализация личности в современном обществе: Сб. научных статей". - Красноярск, 2002. - С.117-137. - 1,3 п.л.
10. Аксарина Я.С. Применение педагогических инноваций при подговке специалистов среднего звена / Я.С.Аксарина // Среднее профессиональное образование. - 2015. - № 2. - С. 45-48.
11. Башарина О.В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования//Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – С.18-26.
12. Дымарская О.Я. Профессиональное образование и рынок труда: опыт и перспективы взаимодействия // Россия реформирующаяся: Ежегодник – 2005 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Институт социологии РАН, 2006. – С. 174- 184.
13. Каменева, К. В. Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов и психологов / К. В. Каменева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 582-585. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70155/ (дата обращения: 14.11.2023)
14. Ливин Д.В., Мангасарова Л.А. – Субъект-генерируемые среды как основа формирования личностно-развивающей цифровой образовательной среды//Педагогика и просвещение. – 2023. - №1. DOI: 10.7256/2454-0676.2023.1.36837
15. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. — М.: Рыбаков Фонд, 2016 — 153 с.— URL: https://viro.edu.ru/attachments/article/9572/