Project as a method for forming cultural and hygienic skills in younger preschool children

UDC 33
Publication date: 20.02.2024
International Journal of Professional Science №2-1-2024

Project as a method for forming cultural and hygienic skills in younger preschool children

Проект как метод формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Konovalova Daria Artemovna,
Master's student, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "State University of Education"


Коновалова Дарья Артемовна,

магистрант, ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения»

Аннотация: Важным элементом дошкольного воспитания ребенка является прививание ему культурно-гигиенических навыков и формирование привычек, соответствующих ведению здорового образа жизни, так как формируемые в детстве навыки и привычки отражаются на всей последующей жизни человека. Данная статья описывает важность гигиенического воспитания младших дошкольников как компонента развития и сохранения физического здоровья, важность которого обозначена требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Также рассматривается проектный метод, как один из наиболее эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков. Статья описывает особенности внедрения данного метода в детском саду и его преимущества, отражающиеся на взаимодействии педагогов, детей и их родителей.

Abstract: An important element of preschool education of a child is instilling in him cultural and hygienic skills and the formation of habits consistent with maintaining a healthy lifestyle, since the skills and habits formed in childhood are reflected in the entire subsequent life of a person. This article describes the importance of hygienic education of younger preschoolers as a component of the development and preservation of physical health, the importance of which is indicated by the requirements of the federal state educational standard. The project method is also considered as one of the most effective methods for developing cultural and hygienic skills. The article describes the features of introducing this method in kindergarten and its advantages, which are reflected in the interaction of teachers, children and their parents.
Ключевые слова: проектная деятельность, проект, младшие дошкольники, воспитание, формирование физического здоровья, культурно-гигиенические навыки.

Keywords: project activity, project, junior preschoolers, education, formation of physical health, cultural and hygienic skills.


Современные высокие требования к организации образовательно-воспитательного процесса распространяется и на организации дошкольного образования, осуществляющие в числе прочих деятельность по подготовке детей к школе. Данными требованиями обусловлена разработка и реализация инновационных образовательных технологий в детских садах. К числу самых современных и эффективных технологий развития детей относится проектный метод, ориентированный на личностных подход и развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. [4, с. 7]

Квалифицированный педагог дошкольного образования на сегодняшний день должен владеть проблемным подходом, уметь ставить перед собой и детьми проблему, обеспечивать поиск ее решения и оценивание проделанной работы. Данные виды деятельности, базирующиеся на коммуникации и взаимодействии с другими субъектами образовательного процесса, эффективно реализуются проектной деятельности, которую следует воспринимать не как цель, а как средство осуществления педагогических целей.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к физическому развитию детей, заключающиеся помимо прочего в прививании здорового образа жизни. К нему также относятся культурно-гигиенические навыки, отражающиеся на состоянии здоровья. У дошкольников гигиенические навыки формируются на уровне условных рефлексов, прививание которых осуществляется дома и в детском саду. Правила личной гигиены, повторяемые ежедневно, и сопутствующие им действия постепенно становятся привычными и естественными.

В основу культурно-гигиенического воспитания ложатся элементарные умения следить за своей опрятностью и самостоятельно выполнять простые действия по ее сохранению.

Воспитание привычек и навыков, связанных с гигиеной, необходимо не только для сохранения здоровья ребенка и окружающих его людей, но и его правильного поведения в социуме, общественных местах и в целом в быту. Порой культурно-гигиеническое воспитание связанно с некоторыми трудностями, так как ребенка вынуждают делать то, что не всегда ему нравится. Например, не каждый ребенок любит мыть руки, в то время как делать это необходимо и довольно часто: после игр, прогулок, пользования туалетом, каждый раз перед едой. То же относится и к опрятности: следить за аккуратностью и чистотой одежды иногда обозначает необходимость оторваться от игры. [1, с. 15]

Кроме того, детей необходимо уже начиная с младшего дошкольного возраста приучать к правилам поведения за столом, подразумевающим аккуратность, пользование приборами и салфетками и спокойное поведение во время еды. Для достижения результатов деле прививания перечисленных привычек требует зачастую применения нестандартных методов воспитания.

Инновационная методика реализации проектной деятельности была по достоинству оценена многими педагогами и внедрена в работу, так как показала свою эффективность в образовательно-воспитательной деятельности. Преимущества данного метода заключаются в возможности развивать креативные и коммуникативные навыки, использовать творческий подход в процессе решения поставленной задачи, самостоятельно анализировать информацию и выбирать наиболее важную и подходящую. И, что не маловажно, приобретение навыков, формируемых проектной деятельностью помогает ребенку подготовиться к обучению в школе.

Проектная деятельность представляет интерес для всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности, так как позволяет: [8, с. 27]

— объединить в одном образовательном процессе всю необходимую информацию на выбранную тематику;

—  расширить знания, углубившись в тематику и рассмотрев ее новым, творческим взглядом;

— способствовать развитию взаимоотношений ребенка с родителями в процессе вовлечения их в исследовательскую деятельность;

— выйти за рамки скучного однообразного процесса обучения правилам поведения и усвоения новых знаний, поднять уровень заинтересованности и осознанности.

Также стоит отметить, что проектная деятельность, отталкиваясь от проблемного подхода, требует не определенного заранее алгоритма действий, а целиком опирается на индивидуальные способности ребенка, его уровень творческого и интеллектуального развития и эмоциональное восприятие.

Прививание здорового образа жизни детям младшего дошкольного возраста (2-3 лет) обусловлено тем, что наиболее прочно укореняются привычки, сформированные в раннем детстве. Наиболее восприимчивы дети в этом возрасте к игровой форме приобретения новых навыков, так как игра – основной вид деятельности дошкольников. Особенность прививания культурно-гигиенических навыков состоит в их привязке не к игре, а к первой трудовой деятельности, появляющейся в жизни ребенка. Данный труд направлен исключительно на самообслуживание, но оказывает влияние на окружающих, которое ребенку еще только предстоит осознать. [6, с. 139]

Проводимая в индивидуальной и групповой форме работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков является одним из важнейших направлений работы педагогов дошкольных учреждений. Наибольшие успехи в ней достигаются с теми детьми, с которыми подобную деятельность осуществляют родители дома. Но, даже не беря во внимание последнее условие, при регулярной и комплексной работе воспитателя возможно успешное формирование осознанных действий у ребенка, перетекающих в полезную привычку. Упражнения по уходу за собой, своей одеждой, уборка окружающего пространства формируют у ребенка правильное понимание и восприятие чистоты, опрятности, аккуратности и других качеств, относящихся к гигиене.

Насколько качественно будет спланирована воспитательная деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков, настолько эффективно она будет влиять на физическое и психическое развитие детей и корректировать их поведение. Важно помнить, что дети младшего дошкольного возраста очень быстро учатся и запоминают алгоритмы действий, но внесение изменений в уже закрепившиеся модели поведения воспринимаются ими тяжело и неохотно.

Начать проектную деятельность по прививанию гигиенических привычек следует с занятий по изучению обязательной повседневной деятельности, направленной на сохранение здоровья. Данные занятия могут включать в себя просмотр специальных обучающих мультфильмов, проведение сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, рассматривание картинок сопровождаемых пояснениями или даже рассказами, чтение сказок, разучивание стихотворений и другие педагогические технологии, предназначенные для обучения дошкольников. [3, с. 42]

Крайне важно донести до каждого ребенка знание, что каждая клеточка нашего организма, каждая часть тела очень важна и требует ухода и заботы. Важно со вниманием относиться к чистоте тела и следить за его потребностями, а также обязательно уделять внимание гигиеническому индивидуализму (пользоваться только личной расческой, зубной щеткой, бельем, салфетками и т.д.).

Обучение может осуществляться не только на специальных занятиях в отведенное для этого время, но и в течение всего дня, как только дети сталкиваются с изучаемой тематикой в быту.

Отдельно рассматривается изучение понятий вредных и полезных для организма вещей и явлений. Здесь речь идет о еде, сне, времени, проведенном на свежем воздухе, режиме дня, закаливании, физических упражнениях.

Обеспечение взаимодействия с родителями начинается еще при знакомстве. Необходимо выяснить привычки ребенка, связанные с едой, сном, распорядком, а также заручиться поддержкой в воспитании культуры поведения и прививании новых правил. Положительно скажется подробное разъяснение родителям концепции работы и предложение обучающих материалов в виде памяток об опрятности и аккуратности ребенка в процессе той или иной деятельности. Также следует пригласить родителей посетить открытые физкультурные занятия, поучаствовать в прогулках детей, обучиться занятиям, проводимым в детском саду, чтобы по возможности повторять их дома. [7, с. 5]

Далее, после осуществления обучающего этапа и задействования родителей в воспитательной деятельность по формированию культурно-гигиенических навыков можно переходить к реализации совместной проектной деятельности. Рассмотрим пример возможного плана познавательно-игрового долгосрочного проекта, участниками которого будут выступать дети от 2 до 4 лет, родители и воспитатели.

В течение полугода, в соответствии с поставленной целью, родители и воспитатели должны будут осуществлять с детьми следующие виды деятельности ежедневно: [2, с. 26]

  1. Побуждать детей по мере возникновения необходимости мыть руки.
  2. Формировать правильное поведение за столом, подразумевающее аккуратность, вежливость.
  3. Развивать навыки пользования предметами личной гигиены.
  4. Приучать детей к самообслуживанию и совершенствованию связанных с ним навыков.
  5. Прививать опрятность и внимание к своему внешнему виду.
  6. В процессе игры отрабатывать навыки одевания, умывания и т.д.

Результатами осуществления проекта должны стать: [5, с. 276]

— овладение детьми всех необходимых культурно-гигиенических навыков, необходимых для сохранения здоровья и правильного поведения в обществе, развитие бережного и внимательного отношения к своему здоровью, к вещам, к окружающим, развитие игрового воображения посредством перенесения в игру бытовых процессов;

— налаживание сотрудничества между родителями и педагогами в процессе воспитания здоровой личности ребенка;

— формирование у родителей устойчивого интереса к развитию и воспитанию ребенка.

Таким образом, использование проектного метода в процессе формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников обеспечивает не только комплексное творческое развитие обозначенных навыков, но и продуктивное взаимодействие всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности. Ребенок, ежедневно закрепляя установленные алгоритмы деятельности в детском саду и дома, постепенно осмысливает значимость соблюдения личной гигиены и сохранения здоровья, совершенствует навыки, выполняя действия все более уверенно, скоординировано и ловко, что вызывает у него положительные эмоции. Совместная и слаженная деятельность педагогов и семьи формирует осознание правильности демонстрируемой модели поведения, что способствует также соблюдению психологического аспекта воспитательной деятельности.

References

1. Андреева Н.А., Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №4 (44). – С. 12-16.
2. Вологдина И. В. Игра как эффективный педагогический инструмент всестороннего развития детей дошкольного возраста // Академия профессионального образования. – 2020. – № 1. – С. 24–30.
3. Гарбузов С.П., Шкуропий К.В., Закарян Г.З., Принцип преемственности в формировании я-концепции здоровой личности у дошкольников и младших школьников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2020. №2 (258). – С. 38-46.
4. Купянская И. И. Использование игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 1 (38). – С. 5–8.
5. Москвина А. С., Быковская Т. Е., Пантелеева Н. Г. и др. Особенности реализации содержания экологического образования в условиях дошкольной образовательной организации // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 5. – С. 271–288.
6. Русимова Е.А., Брыкина В.А., Гигиеническое воспитание детей дошкольного возраста // Наука-2020. 2021. №6 (51). – С. 137-143.
7. Трухонина А.В., Роль игровых обучающих ситуаций в процессе формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста // Концепт. 2022. №4. – С. 1-7.
8. Яшкина Т.А., Белоус Е.Н., Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт. 2022. №1. – С. 23-31.