Abstract: The article considers the main methods of assessing the effectiveness of innovative development institutions that play a key role in supporting and stimulating scientific and technological development. A brief summary of theoretical approaches to the study of innovative development institutions by various schools of science is given, on this basis the main approaches to the effectiveness of such institutions are considered. The work presents methods such as SWOT analysis, benchmarking, economic efficiency assessment, as well as analysis using expert assessments. Each of the methods is considered in detail from the point of view of its application to assess the performance of innovative development institutions, including quantitative and qualitative indicators of their effectiveness. Particular attention is paid to the formation of the methodology of expert assessments, the work also presents the weaknesses of this method and voiced the need to develop an integrated approach to assessment that allows taking into account not only the general state of development, but also individual economic and social effects from the functioning of these institutions.
Keywords: institutions of innovative development, methods of efficiency assessment, method of expert assessments, technological development
Введение
Cовременная экономика все больше основывается на знаниях и инновациях, что требует наличия эффективных институтов инновационного развития. Эти институты включают научно-исследовательские организации, технопарки, венчурные фонды и государственные агентства, ответственные за поддержку инноваций. Для оценки их вклада и повышения эффективности работы важен комплексный анализ их деятельности, включающий различные методы и подходы. Цель данной статьи — рассмотреть методы анализа институтов инновационного развития.
Институты инновационного развития, такие как технопарки, инжиниринговые центры, венчурные фонды и научные кластеры, способствуют активному развитию науки и технологий. Они создают благоприятные условия для генерации новых идей, исследований и разработок, что помогает государству оставаться конкурентоспособным на международной арене и защищать свои стратегические интересы в ключевых отраслях. Многие страны сталкиваются с рисками, связанными с зависимостью от иностранных технологий и оборудования. Институты инновационного развития способствуют развитию собственных научно-технологических решений и созданию национальных аналогов передовых технологий. Это снижает зависимость от импорта и помогает обеспечить технологическую безопасность в условиях возможных санкций, торговых барьеров и иных внешних угроз.
Таким образом, институты инновационного развития играют центральную роль в обеспечении научно-технологической безопасности страны, укрепляя её независимость, устойчивость и способность противостоять глобальным вызовам.
Термин «институт инновационного развития» является междисциплинарным понятием, и различные авторы рассматривают его с разных точек зрения, включая экономическую, управленческую, социальную и технологическую перспективы. Рассмотрим основные подходы к интерпретации этого термина.
Институциональный подход: в рамках институциональной теории инновации рассматриваются как результат взаимодействия различных институтов — экономических, правовых, социальных и политических. Институты инновационного развития понимаются как формальные и неформальные структуры, которые формируют среду для создания и внедрения инноваций. К таким институтам могут относиться:
- государственные агентства и фонды поддержки инноваций,
- венчурные компании,
- исследовательские институты и университеты.
Например, О. В. Иншаков рассматривает институты как «правила игры» в инновационной сфере, которые способствуют или, наоборот, затрудняют процесс инновационного развития[1].
Экономический подход: экономисты акцентируют внимание на том, что институты инновационного развития служат для создания и поддержания экономических условий, благоприятных для инновационной деятельности. Они обеспечивают доступ к финансированию, создают правовые гарантии и снижают риски для предпринимателей. В этом контексте важны такие элементы, как:
- налоговые льготы для инновационных предприятий,
- правовая защита интеллектуальной собственности,
- механизмы поддержки венчурного финансирования.
- Субсидии, льготные кредиты и грантовая поддержка.
Например, Д. Норт подчеркивал, что институты играют важную роль в снижении неопределенности и трансакционных издержек, что в свою очередь стимулирует инновации[2].
Некоторые авторы акцентируют внимание на том, что институты инновационного развития не только создают экономические и правовые рамки, но и формируют культуру инноваций, включая:
- систему образования и подготовки кадров,
- профессиональные и деловые сети,
- обмен знаниями между научными и деловыми сообществами.
В этом контексте, например, Э. Роджерс в своей теории диффузии инноваций выделяет значимость социальных сетей и коммуникативных каналов для распространения новых идей и технологий[3].
Политический подход: Политологи и специалисты по государственной политике подчеркивают роль государственных институтов в создании стимулов для инноваций. Государство может выступать как активный участник инновационного процесса, обеспечивая:
- законодательные инициативы для поддержки инноваций,
- инвестиции в исследовательскую инфраструктуру,
- создание государственных программ поддержки инноваций.
Примером может служить государственная политика технологического развития в различных странах, где государственные институты формируют основу для долгосрочной инновационной стратегии[4].
Технологический подход: Технологи и специалисты по управлению инновациями рассматривают институты инновационного развития через призму технологических изменений и внедрения инновационных решений в производственные процессы. В этом контексте институты могут включать специализированные научно-технические центры, технопарки, инкубаторы, которые способствуют ускорению внедрения новых технологий.
Разные авторы и школы предлагают многоуровневое понимание института инновационного развития, поэтому существует большое количество подходов к оценке их эффективности, рассмотрим основные:
Метод социально-экономического анализа: Данный метод направлен на изучение социального и экономического влияния инновационных институтов на общество в целом. Оцениваются такие факторы, как:
- Вклад в создание рабочих мест.
- Создание новых научно-технологических предприятий
- Уровень привлечения иностранных инвестиций.
- Сумма уплаченных налоговых отчислений
- Развитие инновационной культуры в обществе, интеллектуальная активность и количество научных сотрудников.
- Уровень социальных и экономических изменений в результате внедрения инноваций (например, повышение качества жизни, улучшение экологической ситуации).
Бенчмаркинг: это метод сравнительного анализа, в котором институт инновационного развития сравнивается с ведущими мировыми аналогами и анализируются:
- Лучшие практики управления инновациями.
- Системы поддержки стартапов и внедрения технологий.
- Результаты работы (число стартапов, получивших инвестиции, количество патентов, уровень коммерциализации инноваций).
Бенчмаркинг позволяет выявить пробелы и определить точки роста на основе опыта успешных институтов.
Анализ экономической эффективности: Этот метод используется для оценки финансовой эффективности институтов инновационного развития. Он включает в себя анализ затрат на создание и поддержку институтов, а также выгод (например, увеличенные объемы инвестиций, количество новых технологий, лицензий или патентов):
- Затраты на инфраструктуру, кадры и оборудование.
- Экономические выгоды от результатов деятельности (рост ВВП, создание новых рабочих мест).
- Сопоставление инвестиций с фактическими инновационными результатами (ROI, NPV).
Важно отметить, что данный метод можно применять при анализе таких институтов инновационного развития, как Роснано, РВК, ФРИИ так как он не подходит в чистом виде для анализа институтов инновационного развития, действующих на безвозмездной основе, таких как фонд Сколково или Фонд содействия инновациям.
SWOT-анализ: SWOT-анализ помогает выявить сильные и слабые стороны института инновационного развития, а также возможности и угрозы. Он особенно полезен для определения стратегических направлений развития:
- Сильные стороны (Strengths): ресурсы, опыт, успешные проекты.
- Слабые стороны (Weaknesses): ограничения в ресурсах, недостаточная инфраструктура.
- Возможности (Opportunities): поддержка государства, привлечение международных инвестиций.
- Угрозы (Threats): конкуренция, нестабильность экономической среды.
В качестве примера представлен SWOT анализ Фонда Сколково, как одного из институтов инновационного развития:
Сильные стороны (Strengths)
- Государственная поддержка: Сколково получает значительное финансирование и поддержку от правительства, что обеспечивает его устойчивость и возможности для развития.
- Инновационная экосистема: Наличие стартапов, исследовательских центров и крупных корпораций способствует созданию благоприятной среды для инноваций.
- Комплексная инфраструктура: Современные лаборатории, офисные пространства и доступ к высококвалифицированным кадрам.
- Сетевое взаимодействие: Сколково активно сотрудничает с международными научными и технологическими центрами, что способствует обмену знаниями и технологиями.
Слабые стороны (Weaknesses)
- Зависимость от государственного финансирования: Высокая степень зависимости от бюджетных средств может ограничивать гибкость и скорость реакции на изменения.
- Недостаток международной известности: Сравнительно низкий уровень узнаваемости на международной арене по сравнению с аналогичными институтами в других странах.
- Бюрократия: Избыточные административные процедуры могут замедлять процесс принятия решений и реализации проектов.
Возможности (Opportunities)
- Развитие цифровых технологий: Увеличение интереса к цифровизации открывает новые возможности для стартапов и исследований в области ИТ и AI.
- Глобальное сотрудничество: Участие в международных проектах и программах может повысить статус Сколково и привлечь дополнительные инвестиции.
- Актуальность устойчивого развития: Фокус на экотехнологиях и устойчивом развитии становится всё более важным, что создаёт новые ниши для инноваций.
Угрозы (Threats)
- Конкуренция: Увеличение числа технопарков и инкубаторов в России и за рубежом может снизить привлекательность Сколково для стартапов.
- Экономическая нестабильность: Изменения в экономической ситуации могут негативно сказаться на финансировании и инвестициях.
- Технологические риски: Быстрое развитие технологий требует постоянного обновления стратегий и подходов, что может быть сложно для устойчивых структур.
Метод экспертных оценок: Данный метод базируется на формировании критериев эффективности функционирования системы институтов инновационного развития общества. Всесторонняя оценка системы институтов не может быть осуществлена лишь с точки зрения одного критерия, так как она является многокритериальной. Для использования данного метода необходимо выполнить следующие действия (Рисунок 1):
Рисунок 1. Метод экспертных оценок для определения эффективности системы институтов инновационного развития
В рамках своей работы Д.М. Степаненко выделяет следующие группы критериев[5]:
1)Критерии, характеризующие уровень развития в стране института интеллектуальной собственности;
2) Критерии, характеризующие эффективность функционирования в стране инновационной инфраструктуры;
3) Критерии, характеризующие эффективность реализуемой национальным государством инновационной политики;
4) Критерии, характеризующие ориентацию национальной системы права на поддержку инновационного развития страны
К каждому из критериев рассчитывается коэффициент соответствия оптимальности системы институтов инновационного развития по следующей формуле:
Данный критерий рассчитывается, как отношение баллов, выставленных определенным экспертом по 10-ти бальной шкале по каждому из криетриев в группе.
На основе исчисленных показателей рассчитываются коэффициенты соответствия оптимальности указанной системы по каждой группе критериев:
Для расчета берется сумма всех коэффициентов, полученных по группе, и делится на количество критериев, входящих в группу.
Полученные результаты по группам и каждому критерию будут находиться в пределах от 0 до 1. Далее необходимо найти совокупную оценку обозначенной системы с позиции каждого из экспертов, входящих в экспертную группу:
где Cj — совокупная оценка системы институтов инновационного развития общества j-м экспертом, входящим в экспертную группу, с позиции заданных четырех групп критериев;
Ксоотв.опт.k — коэффициент соответствия оптимальности системы институтов инновационного развития общества по k-й группе критериев в соответствии с оценкой j-го эксперта, входящего в экспертную группу; Ak — весовой коэффициент в интервале от 0 до 1, характеризующий количественную оценку значимости k-й группы критериев с позиции j-го эксперта, входящего в экспертную группу;
Финальный этап применения метода — это обобщение результатов через расчет интегрального показателя по формуле:
где I — интегральный показатель оценки системы институтов инновационного развития общества;
Cj — совокупная оценка системы институтов инновационного развития общества j-м экспертом, входящим в экспертную группу, с позиции заданных четырех групп критериев;
j — порядковый номер эксперта, входящего в экспертную группу; m — число экспертов, входящих в экспертную группу.
В результате все значений будут находиться в диапазоне от 0 до 1. При этом, чем ближе система к значению 1, тем более она эффективна и наоборот, чем ближе к 0, тем менее эффективна.
Важным уточнением к данному методу является то, что он не дает представления о точечных проблемах в работе отдельно взятых институтов инновационного развития, а характеризует общую систему и дает представление о текущих процессах и подсвечивает наличие вызовов и проблем, которые могут быть подсвечены и требует реакции для их устранения.
Для получения комплексной картины о деятельности институтов инновационного развития необходимо использовать совокупность методов, которые позволят выявить уязвимые места и провести социально-экономический анализ отдельно взятых инструментов.
Для более глубокого исследования деятельности каждого отдельного института инновационного развития можно использовать парсинговые модели, которые стали доступны с учетом развития цифровых технологий. Данный метод предлагается использовать для оценки конечных результатов деятельности институтов инновационного развития, то есть сбора и оценки данных о получателях поддержки и отслеживания их динамики развития.
При разработке парсинговых моделей для анализа можно использовать несколько подходов:
- Прямой парсинг HTML-страниц.
- Использование динамического парсинга с Selenium
- Использование открытого API
Данный инструмент позволяет глубже изучать эффективность отдельных институтов инновационного развития, отслеживая динамику финансовых показателей компаний получателей мер государственной поддержки, собирая данные о их результатах интеллектуальной собственности, выручке, прибыль и роста среднесписочной численности сотрудников.
Использование парсинговых моделей для оценки деятельности институтов инновационного развития представляет собой важный шаг к повышению прозрачности и эффективности управления в данной сфере. Автоматизация процессов сбора и анализа данных способствует более обоснованному принятию решений, что в конечном итоге приводит к улучшению результатов инновационной деятельности.
[1] Иншаков О.В., Иншакова Е.И., Крюкова Е.В. Особые экономические зоны как институт развития наноиндустрии: сущность, структура, совершенствование ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2014. № 6 (29)
[2] Дуглас Норт: Bнституты, институциональные изменения и функционирование экономики. // Перевод с английского А.Н. Нестеренко Предисловие и научное редактирование Б.З. Мильнера Фонд экономической книги «НАЧАЛА» МОСКВА 1997
[3] Rogers E. M. Diffusion of innovations. New York: Free Press. 1962. 367 p
[4] Концепция технологического развития России до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства 1315-р от 20 мая 2023 года
[5] Степаненко Д. М. Методика оценки системы институтов инновационного развития общества // ПСЭ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-sistemy-institutov-innovatsionnogo-razvitiya-obschestva (дата обращения: 17.09.2024).
References
1. Концепция технологического развития России до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства 1315-р от 20 мая 2023 года2. Дуглас Норт: Bнституты, институциональные изменения и функционирование экономики. // Перевод с английского А.Н. Нестеренко Предисловие и научное редактирование Б.З. Мильнера Фонд экономической книги «НАЧАЛА» МОСКВА 1997
3. Степаненко Д. М. Методика оценки системы институтов инновационного развития общества // ПСЭ. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-sistemy-institutov-innovatsionnogo-razvitiya-obschestva (дата обращения: 17.09.2024).
4. Иншаков О.В., Иншакова Е.И., Крюкова Е.В. Особые экономические зоны как институт развития наноиндустрии: сущность, структура, совершенствование ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2014. № 6 (29)
5. Rogers E. M. Diffusion of innovations. New York: Free Press. 1962. 367 p