Abstract: The article reflects the research on the formation of the communicative culture of medical students in the context of digital transformation of medical and educational spheres. The effectiveness of the methodological materials developed by the author for the course "Communicative culture of a doctor" has been experimentally proven. The article contains scientifically new results of an empirical study in which the communicative culture of future doctors is considered in the context of the digital transformation of the medical and educational sphere. The conducted experimental study made it possible to identify the levels of formation of the phase of communicative communication between medical students and patients and to prove the effectiveness of the methodological materials developed and implemented at the medical university for the course «Communicative culture of a doctor».
Keywords: doctor's communicative culture, communication, competencies, medical students, teaching materials, digital transformation.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), коммуникативная культура между врачом и пациентом, особенно в эпоху цифровой трансформации остаётся актуальной проблемой [3], так как каждый десятый человек подвергался плохому обращению со стороны медицинского работника. Трудности возникают у молодых врачей в неумение установить контакты с пациентами, руководством, коллегами, а также в искажение восприятия или передачи информации [4]. Поэтому высшие медицинское образование с каждым годом ставит задачи модернизировать обучение будущих врачей в плане коммуникации. Студенты медики обучаются по новому федеральному государственному образовательному стандарту 3 ++, который основан на формирование компетентностной модели выпускника. Согласно ФГОС, компетенции рассматриваются, как способность обучающимся применять знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности. Из-за этого повышаются требования к медицинскому образованию: психолого-педагогической грамотности, коммуникативной культуре через формирование универсальных и общепрофессиональных компетенций, где качество образования анализируется с точки зрения целостного содержания, технологий обучения, методов контроля и оценки результатов в соответствии личного развития специалиста, согласно требованиям медицины в новых образовательных условиях.
Компетентностный подход в обучении студентов медиков акцентирует внимание на формировании интегративных личностных качеств [1], необходимых для успешной профессиональной деятельности. Такой подход способствует не только усвоению теоретических знаний, но и развитию практических навыков, умений взаимодействовать с пациентами и коллегами, а также способности принимать обоснованные решения в стрессовых и нестандартных ситуациях. Поэтому коммуникативная культура врача играет ключевую роль в эффективном взаимодействии как в личной, так и в профессиональной сфере, где важно разбираться в особенностях вербальной и невербальной коммуникации [2].
Подготовку в развитии у студентов-медиков коммуникации в общении необходимо начинать с первого курса обучения в вузе, так как они уже сразу приступают взаимодействовать один раз в неделю с пациентами на занятиях ознакомительной практики «Профессиональный уход за пациентом». Обучающиеся уже должны уметь активно слушать, устанавливать доверительные отношения и проявлять эмпатию. Эффективная коммуникация позволяет врачу не только передавать информацию о диагнозе и методах лечения, но и учитывать эмоциональное и психолого-педагогические аспекты состояния пациента, что в свою очередь способствует более успешному процессу лечения и повышению удовлетворенности пациента. Также важным звеном является умение управлять конфликтами и находить компромиссы в сложных ситуациях общения, что даёт возможность поддерживать доверительные отношения между пациентом и врачом.
В связи с чем были разработаны методические материалы по курсу «Коммуникативная культура врача», предназначенные для подготовки специалистов к реализации профессиональной деятельности, выражающиеся в оказании квалифицированной медицинской помощи населению и формирования у будущих врачей коммуникации в условиях цифровой трансформации образовательной организации [2].
Методические материалы по курсу «Коммуникативная культура врача», включают два модуля с вопросами к зачёту в форме тестирования. Модуль 1. «Коммуникативная культура в медицинской сфере: понятия и особенности» включает методические материалы в текстовом формате по темам: «Профессиональное развитие и саморазвитие современного врача» [5]; «Коммуникативная компетентность врача»; «Направления профессионального развития и саморазвития современного врача»; «Развитие компонентов и уровней коммуникативной культуры врача»; «Алгоритм поведения в конфликтной ситуации»; «Коммуникация врача с пожилыми пациентами»; «Основы передачи клинической ответственности за пациента в профессиональной коммуникации врача».
В Модуль 2. входят методические материалы по темам: «Технология эффективной коммуникации врача с помощью цифровой трансформации» «Консультация врача с помощью телемедицины»; «Особенности коммуникации вопросов и ответов в онлайн общении между врачом и пациентом»; «Коммуникативная культура и профессиональный стресс».
Блок один и два наполнены теоретическим материалом, состоящий из видео лекций и практических занятий в виде различных ситуационных вопросов, задач, деловых игр связанных с профессиональной деятельность; общение по телефону; ошибки и альтернативные решения в вопросах врача; отличия личного общения и общения по телефону; различные стратегии «правильных ответов» и «вопросов».
После каждого модуля студенты медики проходят диагностический тест, в котором выявляются его пробелы в знаниях. Затем обучающему предлагается формирующий тест, отрабатывающий каждое неправильное задание из корректирующей проверки на отдельные шаги и определяющие причины ошибок.
Учебный материал завершается итоговым тестированием. Такой тест является целесообразным завершением курса «Коммуникативная культура врача» для контроля усвоения методического материала и позволяет студентам-медикам продемонстрировать обще-профессиональные компетенции, по таким вопросам, как основные передачи клинической ответственности за пациента, место, принципы коммуникативной культуры в сфере здравохранения, правила общения с пациентом, какие неудачные фразы для ответа, фразы-альтернативы, альтернативные решения с помощью онлайн консультаций.
По результатам обучения и внедрения базы данных методических материалов по курсу «Коммуникативная культура врача» на аудиторных и внеаудиторных занятиях обучающихся, был проведен мониторинг среди первых курсов лечебного, и педиатрического факультетов. В проверке уровня коммуникативной культуры участвовало 150 человек, среди них по 75 студентов лечебного и педиатрического факультетов. Экспериментальная группа один составила 50 обучающихся, которые прошли модульное обучение курса «Коммуникативная культура врача» и 100 обучающихся это группа два не принимавшая участие в эксперименте. В исследовании применялся авторский опросник: «Положительное коммуникативное общение врача и пациента в условиях цифровой трансформации» (Рис.1), с помощью которыго можно оценить уровень коммуникативной культуры студентов медиков. Из сопоставительного анализа результатов, представленных на рисунке 1 можно сделать вывод, что коммуникативные навыки коммуникативного общения в группе один, сформирован намного выше, чем во второй. Опросник «Положительное коммуникативное общения врача и пациента в условиях цифровой трансформации», выявляет уровень готовности к профессиональной практике в стационаре и поликлинике по профессиональному уходу за пациентами. Из анализа так же можно наблюдать, что у студентов группы один выше сформирован уровень коммуникативного контакта с пациентами, который очень важен и влияет на дальнейший успех лечения.
Рис.1. Положительное коммуникативное общение врача и пациента в условиях цифровой трансформации
Общение врача с пациентом начинается при встрече, с того момента, когда только пациент входит в кабинет, поэтому очень важно будущему врачу научиться создавать благоприятную атмосферу, вызывать доверие у пациента, а также демонстрировать участливость и желание помочь. В группе один, студенты более готовы к умению применять невербальные формы общения, снимать эмоциональное напряжение у пациента, более правильнее аргументировать план лечения и проявлять терпение и чуткость к тревожным и требовательным пациентам. Менее сформированы уровни фаза коммуникативной ориентации и корректировки, это обусловлено тем, что студенты обучаются лишь на I курсе и не имеют того комплекса знаний и опыта, который способствует более высокому уровню понимания, в каком состоянии находится пациент и в какой помощи он нуждается, а также назначать процедуры.
В результате исследования выявлена положительная динамика разработанного методического материалы по курсу «Коммуникативная культура врача», которая показывает на успешность подготовки студентов- медиков к практической деятельности. В процессе прохождения практики по профессиональному уходу за пациентом студенты из первой группы успешно реализовали полученные знания и существенно повысили коммуникативные навыки, необходимые для успешной профессиональной медицинской деятельности в условиях цифровой трансформации.
References
1. Герасимова Т.В., Скабелкина Т.Н. К вопросу о качестве коммуникативной подготовки будущих врачей (теоретический аспект) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 09 (50). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/k-voprosu-o-kachestve-kommunikativnoj-podgotovki-budushhikh-vrachej-teoreticheskij-aspekt.html.2. Громакова Н.В. Формирование коммуникативной культуры студентов-медиков в условиях цифровой трансформации медицинской и образовательной сфер // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2023. № 2 (299). С. 91-97.
3. Моршинина, Г. М. Проблема формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в медицинском вузе // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 2 (12). — С. 26-29.
4. Носкова М. В. Актуальные вопросы коммуникативной культуры в медицинском образовании // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: материалы всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2014. — Т. 2. — С. 86-88.
5. Ширинян М.В., Шустова С.В. Коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности врача // Язык и культура. – 2020. – № 50. – С. 273-294.