Изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося высшей школы

UDC 378.4
Publication date: 26.10.2016
International Journal of Professional Science №3-2016

Изучение индивидуально-психологических особенностей обучающегося высшей школы

The study of individual psychological characteristics of high school student

Левченко Юлия Анатольевна, Берлева Светлана Юрьевна, Преображенская Наталия Сергеевна
Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Levchenko Juliya Anatolievna, Berlevа Svetlana Yuryevna, Preobrazhenskaya Nataliya Sergeevna
Voronezh State Medical University named after N. Burdenko
Аннотация: В данной статье представлен краткий обзор изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося высшей школы, а именно: активность, направленность на определенный вид деятельности, устремления направленности в будущее, интересы, тип темперамента, характер, самосознание "Я-концепция" и самопонимание.

Abstract: This article provides a brief overview of the study of individual psychological characteristics of the student of the higher school, namely: activity, focus on a particular activity, aspirations, orientation to the future, interests, temperament, character, identity «Self-concept» and self-understanding.
Ключевые слова: высшая медицинская школа, обучающийся, личность

Keywords: higher medical school, the student, personality


Деятельность обучающегося медицинского вуза имеет большое социальное значение, так как ее главное назначение – обеспечить подготовку специалистов для важнейшей сферы жизни общества – здравоохранения, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Студенческая деятельность в целом не относится к сфере материального производства. Основное в деятельности обучающегося – учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью. К числу особенностей деятельности обучающегося следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде); деятельность обучающегося протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности – книги, лабораторное оборудование и т.д.; для деятельности обучающегося характерна интенсивность функционирования психики, необычно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у обучающихся возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).

Изучение личности обучающегося высшей школы осуществляется по следующим показателям: мотивы поступления в вуз, уровень общеобразовательной подготовки, характер деятельности до поступления в вуз, степень сформированности умений и навыков самостоятельной работы, характер интересов, увлечений, уровень развития способностей, особенности характера, состояние здоровья, соответствие их содержанию и требованиям к будущей профессии. Для выявления вышеуказанных характеристик широко используются опросы, наблюдение, рецензирование самостоятельных работ студентов, результатов выполнения контрольных заданий, зачетов, экзаменов, тестирование. С учетом такого изучения осуществляется дифференцированный подход к обучающимся, выявляются сложности в учебе и практической работе, определяются предпочтения учебным дисциплинам и видам занятий, самооценка, степень удовлетворенности процессом обучения [1, 2].

Важным условием оптимизации потенциальных возможностей обучающегося является его активность, направленность на определенный вид деятельности. Именно то, что особенно значимо для человека, выступает в качестве мотивов и цели его деятельности. Буланова-Топоркова М.В. выявляет следующие мотивы учебной деятельности:

направленность на приобретение знаний;

направленность на получение профессии;

направленность на получение диплома.

В ходе проведения психолого-педагогического исследования ею было выявлено, что у обучающихся среди юношей преобладает направленность на получение профессии, в среде девушек – на получение диплома [3]. Обучающиеся, нацеленные на получение знаний, характеризуются чувством долга, целеустремленностью, сильной волей, умением мобилизовать свои физические и психические силы на обучение. Комплекс всех этих черт в совокупности с направленностью на получение знаний и может обеспечивать высокую учебную успешность.

Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно побуждающими к деятельности, важную роль играют мотивы, воплощающие в себе устремления направленности обучающегося в будущее. Важным элементом направленности личности являются интересы, разнообразные по содержанию к преподаваемым предметам, спорту, музыке, технике и т.д. Они различаются также по устойчивости, широте влияния на деятельность. Устойчивый интерес обучающегося к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью. Возникновение глубоких и устойчивых интересов обучающегося к учению, различным предметам является важным условием успешного формирования его личности. Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной снижения интереса к обучению могут быть появление определенных затруднений, недостатки в методике обучения, организации учебных занятий.

Существенные особенности в поведении и деятельности обучающихся могут также обуславливаться различиями в темпераментах. Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение обучающихся на занятиях, на их реакции в сложных ситуациях, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности.

В деятельности обучающихся проявляется и их характер – относительно устойчивый психический склад человека. Характер – это совокупность черт, влияющих на все его поведение. Характер обучающегося представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это, во-первых, группа интеллектуальных черт – наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт – уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт – целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество и др.; четвертая группа – нравственные черты – чувство долга, честность, правдивость и др. Характеры делятся на слабые и сильные, замкнутые и эгоистичные, цельные и противоречивые. Главное, что раскрывает характер обучающегося – это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа. Характер формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения обучающегося к окружающей действительности.

В процессе обучения в вузе у обучающегося ярко проявляются способности, т.е. такие психологические особенности, которые позволяют успешно овладеть программой вуза, совершенствовать умения, необходимые в будущей профессии. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти и т.д. Способности обучающегося развиваются вместе с совершенствованием его внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств. Способности складываются на основе закрепления проявлений психических процессов, мотиваций поведения и свойств человека в связи с особенностями его деятельности.

Также к характеристикам индивидуально-психологических особенностей можно отнести самосознание «Я-концепция» и самопонимание. По результатам психологических исследований [4, 5, 6] установлена достаточно устойчивая и подтверждающаяся на разных выборках зависимость успешности обучения от таких особенностей самосознания, как степень адекватности самооценки. Обучающиеся при излишней самоуспокоенности, беззаботности и неадекватности самооценки попадают в число отчисляемых из вуза. Обучающимся свойственно подавлять собственные переживания, в том числе и чувство вины, стыда, однако внешне они могут демонстрировать спокойствие.

Эмоциональные состояния, особенности психосоциотипа обучающегося существенно влияют на учебный стиль и успешность обучения, на характер взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями. В проведенных исследованиях были выявлены и гендерные различия обучающихся: девушки больше, чем юноши, осторожны в выборе друзей, подруг, возможно, потому что, им не везло в дружбе; жизненный опыт девушек не научил замечать мрачные стороны бытия, в то время как юноши отметили обратный вариант развития ситуации.

Проведя краткий обзор изучения индивидуально-психологических особенностей обучающегося высшей школы, мы рассмотрели такие как: активность, направленность на определенный вид деятельности, устремления направленности в будущее, интересы, тип темперамента, характер, самосознание «Я-концепция» и самопонимание.

Булановой-Топорковой М.В. установила взаимосвязь интеллектуального развития и успеваемости обучающихся различных вузов, специальностей и курсов. Обучающиеся, обнаружившие низкую продуктивность по данным интеллектуальных тестов, в большей степени демонстрируют «плохую» успеваемость. К тому же такие обучающиеся «отличаются» уже с первых курсов. В связи с полученными данными диагностировать, а затем и применить активно формирующий метод, позволяющий обучающемуся преодолеть трудности в учебе, раскрыть конкретные психологические действия для совершенствования индивидуализации процесса обучения – является одной из основных задач научно-педагогических работников высшей школы[3].

В заключении можно сделать следующие выводы, что многоаспектность проблемы психолого-педагогической эффективности образовательного процесса в высшей школе связана с совершенствованием методов обучения, разработкой новых принципов построением учебных программ и учебников, совершенствованием работы деканатов, развитием психологической службы в вузах, индивидуализацией процесса обучения и воспитания и др. Во всех этих подходах центральное звено – личность обучающегося. Знание психологических особенностей личности обучающегося – способностей, общего интеллектуального развития, интересов, мотивов, черт характера, темперамента, работоспособности, характеристик самосознания и т.д. позволяет изыскивать реальные возможности их учета в условиях современного обучения в высшей школе.

References

1. Анохина Ж.А. Индивидуализация обучения как основа эффективного педагогического взаимодействия со студентами-первокурсниками медицинских вузов. / Ж.А. Анохина, Ю.А. Левченко, Н.С. Преображенская // Научно-педагогические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник международной научно-практической конференции. – Пермь, 2016. – Ч.1. – С 10-12.
2. Глухов А.А. Основы педагогических технологий в преподавании клинических дисциплин: учебное пособие. / А.А. Глухов, И.Е. Плотникова, Е.В. Згонникова – Воронеж, 2007. – 86 с.
3. Буланова–Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / М.В. Буланова–Топоркова. – Ростов н/Д.:Феникс, 2002. – 544 с.
4. Гайдар К.М. Социально–психологические аспекты образовательной среды современного вуза. Психологические риски и возможности их разрешения / К.М. Гайдар // Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: материалы международной научно–практической конференции. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. – 2008. – С. 31–32.
5. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – 336 с.
6. Черенкова О.В. Изучение психологического здоровья обучающихся в высшей школе / О.В. Черенкова, С. Ю. Берлева // Научный журнал : Вестник ВГУ, серия Проблемы высшего образования. – Воронеж. – №3. – 2016. – С. 87-90.