Features of lighting design and its influence on the perception of a modern interior

UDC 628.9
Publication date: 02.03.2024
International Journal of Professional Science №4-2-2024

Features of lighting design and its influence on the perception of a modern interior

Особенности светодизайна и его влияние на восприятие современного интерьера

Zhumazhanova Ayagoz,

head of the design studio "AYAART DESIGN"

Жумажанова Аягоз,

руководитель дизайн студии "AYAART DESIGN"
Аннотация: Светодизайн играет существенную роль в интерьере любого помещения, так как он влияет на восприятие внутреннего пространства и его общей атмосферы. Если дизайнер недостаточно проработал освещение в процессе реализации проекта, то это может стать отрицательным фактором во время предоставления итогового результата заказчику. В связи с этим, специалисту в области дизайнерского искусства важно в своей работе действовать в согласии с основными правилами светового дизайна, понимать те принципы, согласно которым необходимо подбирать и размещать в интерьере световые приборы.

Abstract: Lighting design plays a significant role in the interior of any room, as it affects the perception of the interior space and its overall atmosphere. If the designer has not sufficiently worked out the lighting during the project, this can become a negative factor when presenting the final result to the customer. In this regard, it is important for a specialist in the field of design art to act in his work in accordance with the basic rules of lighting design, to understand the principles according to which it is necessary to select and place lighting devices in the interior.
Ключевые слова: светодизайн, интерьер, освещение, свет, дизайн интерьера, осветительные приборы, дизайн-проект, виды освещения, восприятие.

Keywords: lighting design, interior, lighting, light, interior design, lighting fixtures, design project, types of lighting, perception.


Исследованием вопросов светового дизайна занимается множество современных авторов, в частности такие, как: В.В.Трубоба [1], А.В. Евтеева [2], М.А. Соколова [3], Н.В. Дробченко [4], Н.И. Щепетков [5], Е.А. Кузнецов [6] и другие.

Под понятием «светодизайн» подразумевается реализация в дизайнерском  проекте мер, которые касаются расстановки света в помещении и его отдельных зонах, для того чтобы сформировать желаемую атмосферу и добиться необходимой степени освещенности отдельных предметов интерьера. Кроме того, проработанный световой дизайн может поддерживать общую стилистику интерьера, подчеркивать его текстуру и выбранные цветовые оттенки, а также улучшать его общее восприятие.

В случае несоблюдения основных правил и принципов организации освещения в интерьере, могут возникнуть проблемы с оценкой пространства, а также восприятием фактуры, геометрии и цветовых решений, которые были применены в дизайне помещения. В результате нарушения принципов светодизайна, часть ключевых зон может остаться в недостаточной степени освещенной.

При разработке и реализации дизайнерского проекта используются несколько базовых источников искусственного освещения: локальное, общее и декоративное. Далее будет дана их характеристика, а также обозначено их функциональное назначение в интерьере помещения [5, с.27].

1) Локальные источники света. Под ними подразумевается иллюминация, или расстановка дополнительных световых источников.  К данному типу освещения можно отнести такие компоненты, как: LED-освещение (светодиодное), настольные лампы, встроенные светильники, бра и т.п.

Такой вид освещения применяется с целью подсветки отдельных объектов или зон, которые имеют определенное функциональное значение в интерьере. Например, сегодня среди дизайнеров достаточно распространено применение светодиодной подсветки в определенных жилых комнатах, в частности на кухне. Благодаря такому освещению удаётся добиться равномерной освещенности, а также получить достаточно яркий, но в то же время не раздражающий глаза свет. Часто такой вид подсветки (LED)-дизайнеры встраивают в предметы мебели, которые служат для хранения вещей.

2) Общее освещение. Это базовый источник света в помещении, который чаще всего является потолочным. Такое освещение может состоять из одного, или нескольких элементов. Приборы, служащие для общего освещения помещения – это точечные, потолочные, а также подвесные светильники. В эту же группу можно отнести освещение технического характера (споты, которые придают свету необходимое направление).

Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный базовый источник света, дизайнеру необходимо учитывать такие факторы, как общая площадь и форма того помещения, в котором он будет применяться согласно проекту. Зачастую в достаточно просторных и длинных помещениях, наиболее оптимальным решением будет точечный свет, для того чтобы пространство освещалось равномерно по всей площади.

Если потолок в помещении расположен достаточно низко, оптимальным решением в дизайне будет применение специального потолочного (закарнизного) освещения.  Благодаря ему, помещение будет зрительно иметь более вытянутую форму, а потолок будет казаться выше. При этом, чтобы светодизайн был завершен можно добавить к данной подсветке дополнительный акцент в центре – люстру, светильник и т.д.

Особую важность в выборе осветительного прибора имеет его стилистика, материал из которого он выполнен, а также форма.  Необходимо, чтобы тень, которую он отбрасывает, не была слишком большой, в противном случае помещение может приобрести достаточно гнетущую и мрачную атмосферу, что будет способствовать его негативному восприятию [3,с.8].

3) Освещение декоративного характера. Такой вид освещения применяется в завершающей стадии реализации светодизайна помещения. Благодаря ему дизайнер может акцентировать внимание на наиболее важных предметах и элементах интерьера. Для того чтобы обозначить основные функции декоративного освещения можно привести несколько примеров, в которых оно может успешно применяться:

 — Для того, чтобы подчеркнуть фактурность, или текстуру используемых в интерьере материалов: 3D панели, декоративный кирпич, или штукатурку и др.

— Выделение при помощи LED-подсветки, или точечного вида освещения декоративных элементов, которые располагаются на полу (вазы, скульптуры и т.п.), или на стенах помещения (панно, картины, зеркала, фотообои и т.д.).

— Изменение визуальных пропорций помещения. К примеру, применение в светодизайне бра, имеющих вытянутую форму, а также направленный к потолку свет, позволит визуально сделать потолок выше [2,с.31].

Основные типы световых источников можно сгруппировать по виду освещения:  отражающее, рассеянное, прямое, смешанное.

После того как были определены основные типы освещения в интерьере, а также их функциональное назначение, следует рассмотреть семь базовых принципов светодизайна, следование которым может существенно улучшить его восприятие человеком:

1)  Учёт естественного освещения в световом дизайне пространства, а также его количества. Перед тем как перейти к реализации дизайн-проекта следует определить степень естественной освещенности всех комнат и пространств. Это необходимо для выявления наименее освещенных участков, которые нуждаются в дополнительном искусственном освещении. Кроме того, в содержание данного принципа можно включить еще несколько дополнительных рекомендаций:

— применение в дизайне интерьера глянцевых и зеркальных поверхностей, а также материалов , которые являются прозрачными, или полупрозрачными, что подчеркнет естественную освещенность помещения;

— оптимальное расположение в помещении предметов мебели, гардин на окнах и т.д., для того чтобы они не мешали дневному освещению проникать в комнату.

2) Построение плана будущего интерьера с учетом светодизайна. Согласно данному принципу перед тем, как составлять план расположения электрических сетей в интерьере, нужно спроектировать основные функциональные зоны в помещении. Уже после того, как они будут определены, в зависимости от запланированных функций, необходимо выполнить план расстановки источников света, согласно их назначению. Благодаря такой последовательности действий удастся избежать недостаточной освещенности пространства и тёмных зон.

3) Применение разных видов освещения в дизайне. Данный принцип подразумевает многоуровневость в светодизайне. Под этим имеется в виду применение рассмотренных выше основных видов освещения: локального, общего и декоративного, каждый из которых выполняет свою функцию.  Благодаря такому подходу удастся  выполнить полностью проработанный дизайн и светодизайн помещения, который будет вызывать позитивные ассоциации, создавать уют.

4) Учет параметров, которые относятся к определенному осветительному прибору. Можно выделить три основные характеристики:

– Цвет. Он может носить различные оттенки: холодные теплые, или нейтральные. Показатели данного параметра измеряются согласно шкале Кельвина. Цветовые оттенки в интерьере оказывают существенное влияние на его восприятие человеком. Более тёплые тона – создают ощущение комфорта и уюта, в то время как холодные оттенки — побуждают к активной деятельности.

– Интенсивность (мощность) освещения. В этот параметр включается яркость света, который излучает осветительный прибор. Его измеряют в Люменах, или люксах; Данный параметр также существенно влияет на восприятие интерьера. В некоторых помещениях человек чувствует себя комфортно при приглушенном свете, например в спальне, в то время, как рабочее пространство нуждается в ярком освещении, что способствует концентрации и активности.

– Коэффициент цветопередачи. Это параметр, отражающий цветовое восприятие, единицы измерения которого Ra или CRI .

Выбор оптимального сочетания вышеуказанных параметров может оказать существенное влияние на светодизайн и его восприятие. В связи с этим особую важность приобретает подбор определенного вида осветительного прибора к конкретному дизайн-проекту, в зависимости от поставленных задач.

5) Выбор светового дизайна осветительных приборов в зависимости от функционального назначения интерьера. К примеру, если речь идет о рабочем пространстве, то свет в помещении должен быть интенсивным и ярким. А в таких жилых комнатах, как спальня, необходим мягкий свет, которого помогают добиться такие приборы, как торшер, или бра.

6) Площадь покрытия осветительного прибора. Этот принцип является достаточно важным, в связи с тем, что диапазон покрытия  светильника может существенно ограничивать излучаемый свет, даже если он достаточно интенсивный. Данное правило необходимо учитывать, выбирая осветительный прибор с определенным покрытием в зависимости от площади помещения, для которого он предназначен. Иначе, для человеческого восприятия достаточно просторное помещение может визуально казаться меньше, или наоборот.

7) Выбор внешнего вида осветительного прибора. Материалы, из которого он изготовлен, а также стиль, расцветка и форма должны гармонировать с выбранной стилистикой помещения.

Далее приведем примеры осветительных приборов, которые могут быть выбраны в зависимости от дизайн-проекта интерьера помещения и его общей стилистики.

— Минимализм. Для данного стиля хорошо подойдут лаконичные светильники геометрической формы, а также встроенные трековые и точечные световые приборы.

— Классический стиль. В таком интерьере чаще всего применяются изящные светильники с множеством деталей и элементов. Однако, в неооклассике хорошо применимо встроенное освещение и несколько декоративных светильников в качестве акцента.

— Лофт. Данный стиль базируется на фабричной архитектуре. Светодизайн не должен выбиваться из общего интерьерного фона, быть достаточно лаконичным. Часто в стиле лофт применяются светильники, имеющие тёмное, или металлическое покрытие, или лампы, с полным отсутствием плафонов.

Таким образом, для того чтобы успешно выполнить дизайн-проект интерьера, специалисту в области дизайнерского искусства важно понимать особенности светодизайна интерьера и его восприятия, знать основные группы осветительных приборов, а также их функции, соблюдать основные принципы, которые связаны с организацией света в помещении. Если дизайнер будет уделять достаточное внимание вышеупомянутым факторам, то он сможет создать необходимую атмосферу в интерьере, а также добиться его позитивного восприятия заказчиком.

References

1. Дробченко Н.В., Зубайдуллаев У.З., Гулямова Д. Влияние освещения на пространство и восприятие интерьера. // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2018. – № 4-12. – С. 100-105.
2. Евтеева А.В., Валуева А.Е. Типы современного освещения в интерьере. // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики. – 2020. – № 4. – С. 143-147.
3. Кузнецов Е.А., Марченко М.Н. Световой дизайн в интерьерной среде. // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики. – 2019. – № 3. – С. 152-156.
4. Соколова, М. А. Опыт проектно-пластического моделирования световой среды. Часть 1 «Пространство и свет. Городская среда» / М. А. Соколова, Н. В. Быстрянцева, М. А. Силкина // Светотехника. – 2021. – № 5. – С. 14-20.
5. Трубоба В.В., Ажгихин С.Г. Основные принципы освещения в интерьере. // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики. – 2017. – № 1. – С. 467-475.
6. Щепетков Н.И., Силкина М.А., Быстрянцева Н.В., Николаева Н.В., Турсенева А.А., Кумакова Н.А., Брагина Т. В., Климова Д.А., Лейман Г.В., Рослякова С.В. Актуальные проблемы российского светодизайна: научное осмысление и экспериментальный подход. // Наука, образование и экспериментальное проектирование. – 2022. – № 1. – С. 435-438.