Abstract: The aim of the study was to identify differences in sexual attitudes among young people with different gender types. Based on the methodological basis of the study (S. Bem's Theory of Androgyny and G. Eysenck's Concept of Personality), a diagnostic tool was selected. The results of the study indicate the existence of significant differences in sexual attitudes among young people with different gender types. Young people with an androgynous gender type were more inclined to sexual fulfillment and satisfaction, while the undifferentiated gender type is characterized by sexual neuroticism, approval of pornography and sexual shyness. The masculine gender type, in turn, was associated with a low level of chastity and aversion to sex. The feminine gender type implies more pronounced features of aggressive sex. Thus, the results of the study can be useful for understanding the sexual preferences and needs of various groups of young people, as well as for developing preventive measures and sexual education programs. The article provides recommendations on how to create such programs.
Keywords: gender type, masculinity, femininity, androgyny, sexual attitudes, youth.
Введение
Сексуальные установки могут различаться у молодёжи в зависимости от их гендерной идентичности. У молодых людей широкие представления о гендере и сексуальности, чем у предыдущих поколений, что может отразиться на их сексуальных установках. Однако, стандартные гендерные стереотипы и нормы все ещё могут оказывать влияние на сексуальные установки у молодёжи, что обосновывает перед нами необходимость исследования данных феноменов.
На данный момент тема сексуальности является одним из ведущих направлений исследований. Походзилова В.В. пишет: «В современном мире всё больше внимания уделяется разнообразным явлениям, так или иначе имеющих отношение к сексуальной сфере жизни человека. По-видимому, это обуславливается влиянием целого комплекса причин. Среди оных следует выделить, во-первых, то, что секс и сексуальность — неотъемлемая составляющая нормальной жизнедеятельности человека, сопровождающая его, таким образом, на протяжении всей протяжённости жизненного пути» [7, с. 38].
Корецкая И.А. сексуальность определяет как «общий термин, описывающий части личности, которые связаны с тем, как вы представляете себя миру, кого вы любите и к кому вы чувствуете влечение или не влечение» [3, с. 249].
Из сексуальности формируются частные сексуальные установки, в основе которых лежат психосоциальные факторы, являющиеся механизмами регуляции человеческого поведения. По Д.Г. Майерсу: «социальная установка – это благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях и целенаправленном поведении» [5, с. 161]. Значит, сексуальные установки – это предрасположенность, отношение и поведение по отношению к сексу, сексуальным действиям, сексуальности.
В нашем исследовании мы будет рассматривать сексуальные установки по Г. Айзенку:
- «Сексуальная дозволенность – отношение к сексу, при котором человек готов к свободному и открытому проявлению своих сексуальных желаний.
- Сексуальная реализованность – степень, в которой человек осуществляет свои сексуальные фантазии и желания.
- Сексуальная невротичность – наличие сексуальных проблем, связанных с невротическими симптомами.
- Обезличенный секс – сексуальные отношения, основанные на физическом удовлетворении без эмоциональной связи.
- Одобрение порнографии – положительное отношение к просмотру порнографического контента.
- Сексуальная застенчивость – испытываемые человеком затруднения или стеснения в выражении своих сексуальных желаний.
- Целомудрие – отсутствие сексуальной активности или стремление к сексуальной воздержанности.
- Отвращение к сексу – чувство неприязни или негативное отношение к сексуальным актам.
- Сексуальная возбудимость – склонность к быстрому возбуждению и сексуальному влечению.
- Физический секс – активное стремление к реальному половому контакту.
- Агрессивный секс – сексуальные практики, связанные с доминированием, насилием или унижением партнёра» [1, с. 63-65].
Как отмечает Ковалева А.В.: «на сексуальность оказывают влияние общество, семья, культура, религия/духовность, законы, профессии, институты, наука и политика» [2, с. 37].
На формирование сексуальности также влияют культурные образцы сексуального поведения, а также пример данного поведения в семье. В данном случае все объясняется тем, какие социальные роли принимает на себя личность (женские или мужские).
Степанова Л.Г. объяснила гендерную идентичность, как «одну из базовых характеристик личности, которая формируется в результате психологической интериоризации мужских и женских черт, в процессе взаимодействия Я и других, в ходе социализации» [8, с. 2].
В.В. Матвиенко пишет о том, что «гендер – это «социальный пол», другими словами продукт социума и культуры» [6, с. 14].
Люди активно развивают свою идентичность в раннем возрасте и продолжают развиваться и трансформироваться на протяжении всей своей жизни.
Мы в своём исследовании будем опираться на теории андрогинии, где феминность и маскулинность – не противоположные полюса одномерного континуума, а скорее независимые конструкты. Тем самым раздвигая рамки концепции «соответствия половой роли», в которые не могли адекватно укладываться усложняющиеся гендерные отношения современного общества [10].
На основании данной теории С. Бем выделяется понятие гендерный тип. «Гендерный тип – это выражение гендерной идентичности, социальных ролей и норм, которые общество считает соответствующими мужскому или женскому полу. Гендерный тип может быть мужским, женским или нейтральным, и может совпадать или отличаться от биологического пола человека» [9, с. 157].
В русле этих идей С. Бем описала гендер как когнитивный конструкт, являющийся результатом интериоризации гендерных категорий культуры, и выделила 4 гендерных типа:
- «Феминный тип – это гендерный тип, характеризующийся традиционно женскими чертами и поведением, такими как эмоциональность, заботливость, интуиция и эмпатия.
- Маскулинный тип – представляет собой гендерный тип, основанный на традиционно мужских чертах и поведении, таких как силы, уверенность, решительность и амбициозность.
- Андрогинный тип – это гендерный тип, сочетающий в себе как женские, так и мужские черты и поведение. Люди этого типа могут быть одновременно эмоциональными и агрессивными, уравновешивая в себе как женские, так и мужские качества.
- Недифференцированный тип – это гендерный тип, который не подпадает ни под феминный, ни под маскулинный тип. Люди этого типа могут испытывать затруднения в определении своей гендерной идентичности или являться гендерно нейтральными» [4, с. 149].
Методы
- Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение;
- Методы сбора данных: психологическое тестирование на выявление особенностей сексуальных установок (Методика «Сексуальные установки» (Ганс Айзенк, Гленн Вильсон)) и гендерного типа (Методика «Маскулинность, феминность и гендерный тип» (О.Г. Лопухова, Сандра Бем));
- Методы математико-статистической обработки данных: критерий Краскела-Уоллиса;
- Интерпретационные методы.
База исследования: Студенческая деревня, общежитие №11 Белорусского государственного университета, г. Минск Республика Беларусь.
Выборка исследования: 60 человек в возрасте от 18 до 35 лет (36 человек – женщины; 24 человека – мужчины).
Результаты
Для определения различий в сексуальных установках у молодёжи с разным гендерным типом мы использовали критерий Краскела-Уоллиса и получили следующие данные (см. Таблица 1):
Таблица 1
Результаты статистического анализа различий сексуальных установок у молодёжи с разным гендерным типом
Показатели | Ср. зн. андрогинный тип | Ср. зн. маскулинный тип | Ср. зн. недифференцированный тип | Ср. зн. феминный тип | H-критерий | p |
2. Реализованность | 43,13 | 41,47 | 9,13 | 28,27 | 36,583 | 0,000 |
3. Сексуальная невротичность | 29,57 | 10,27 | 46,00 | 36,17 | 33,817 | 0,000 |
5. Порнография | 29,07 | 16,40 | 39,87 | 36,67 | 16,203 | 0,001 |
6. Сексуальная застенчивость | 16,80 | 22,40 | 50,80 | 32,00 | 33,196 | 0,000 |
7. Целомудрие | 23,03 | 23,00 | 41,50 | 34,47 | 12,407 | 0,006 |
8. Отвращение к сексу | 27,73 | 20,90 | 37,67 | 35,70 | 8,893 | 0,031 |
10. Физический секс | 43,43 | 16,57 | 34,07 | 27,93 | 18,858 | 0,000 |
11. Агрессивный секс | 28,93 | 20,27 | 36,33 | 36,47 | 8,836 | 0,032 |
Сексуальная удовлетворённость | 43,13 | 41,20 | 9,87 | 27,80 | 34,922 | 0,000 |
В ходе статистического анализа, выявлены следующие значимые различия:
Для молодёжи с андрогинным гендерным типом характерны следующие сексуальные установки:
- Сексуальная реализованность (H=36.583; p<0.001).
Люди с андрогинным гендерным типом обычно имеют более широкий спектр интересов, поведенческих черт и качеств, которые обычно связаны как с мужественностью, так и с женственностью. Они могут быть более открытыми к различным формам сексуальной выраженности и более гибкими в своём подходе к сексуальной жизни. Также андрогинные люди обычно менее склонны к стереотипным ролям и ожиданиям в отношении секса, что позволяет им более свободно и открыто исследовать свою сексуальность.
- Стремление к физическому сексу (H=18.858; p<0.001).
Возможно, люди с андрогинным гендерным типом имеют более широкий спектр желаний и интересов, включая и физический секс. Кроме того, это может быть и результатом влияния социокультурных факторов, таких как нормы и ценности, которые могут формировать отношение к сексу в разных гендерных группах.
- Сексуальная удовлетворённость (H=34.922; p<0.001).
Люди с андрогинным гендерным типом могут иметь более разнообразные и гибкие представления о сексуальности и сексуальных ролях, что позволяет им более свободно и открыто исследовать свои сексуальные желания и потребности. Также, они обладают более широким спектром чувственных и эмоциональных черт как мужского, так и женского типа, что позволяет им лучше понимать и удовлетворять свои сексуальные потребности.
И менее характерны:
- Сексуальная застенчивость (H=33.196; p<0.001).
Люди с андрогинным гендерным типом обычно имеют сбалансированное сочетание мужских и женских черт, что может способствовать их большей уверенности в себе и своих сексуальных предпочтениях. Кроме того, они могут более свободно и спокойно относиться к своей сексуальности, не испытывая необходимости соответствовать строгим гендерным стереотипам.
Для молодёжи с маскулинным гендерным типом менее характерны следующие сексуальные установки:
- Сексуальная невротичность (H=33.817; p<0.001).
У людей с маскулинным гендерным типом часто присутствует большая уверенность в себе, что может сдерживать проявление сексуальной невротичности. Они могут быть более контролирующими и рациональными в своём поведении.
- Одобрение порнографии (H=16.203; p<0.01).
Порнография часто ассоциируется с объективизацией женщин и демонстрацией нереальных стандартов красоты и сексуальности, что может вызывать дискомфорт у людей, которые не поддерживают подобные идеалы. Кроме того, некоторые исследования связывают отношение к порнографии с уровнем эмпатии, а у маскулинных людей эмпатия может быть менее выражена из-за социокультурных норм и стереотипов.
- Целомудрие (H=12.407; p<0.01).
Культурные стереотипы о мужественности могут содействовать и поощрять рискованное поведение и отрицание целомудрия. Также на уровень целомудрия может влиять социальное окружение, образование, персональный опыт и традиции.
- Отвращение к сексу (H=8.893; p<0.05).
В многих обществах маскулинность связана с сексуальной активностью и силой, что не подразумевает отвращение к сексу. Кроме того, личный опыт и воспитание также могут играть роль в формировании отношения к сексу. У людей с маскулинным гендерным типом могут быть опыты или убеждения, которые способствуют более положительному отношению к сексу.
- Стремление к физическому сексу (H=18.858; p<0.001).
Люди с маскулинным гендерным типом часто имеют более выраженные черты, связанные с уверенностью, самостоятельностью и силой, которые могут не так сильно акцентировать внимание на физическом сексе. Маскулинные люди могут склоняться к более рациональному подходу в сексуальных отношениях, не ставя его в центр своей жизни. Они могут предпочитать более эмоциональную или интеллектуальную близость в отношениях, в то время как физический аспект секса может занимать не такое важное место. Особенно это заметно сейчас, когда меняется выраженность феминных черт у женщин и маскулинных черт у мужчин.
- Агрессивный секс (H=8.836; p<0.05).
Люди с маскулинным гендерным типом могут предпочитать более контролируемые и доминантные формы сексуальности, в то время как агрессивный секс может быть ассоциирован с более подчинённой или неконтролируемой позицией. Агрессивный секс может создавать конфликт с их представлениями о сексуальности, что может сдерживать их желание участвовать в агрессивном сексе. Кроме того, существуют индивидуальные предпочтения и убеждения, которые могут сильно влиять на восприятие и желания человека в отношении секса.
Для молодёжи с недифференцированным гендерным типом характерны следующие сексуальные установки:
- Сексуальная невротичность (H=33.817; p<0.001).
У людей с недифференцированным гендерным типом из-за их частой неопределённости или неуверенности в своей сексуальной идентичности. Эти люди могут испытывать внутренний конфликт или диссонанс между своими гендерными чертами, что может приводить к стрессу и тревожности в отношении своей сексуальности.
- Одобрение порнографии (H=16.203; p<0.01).
Порнография может быть, как способ олицетворения своих сексуальных фантазий для людей с недифференцированным гендерным типом, у которых могут быть проблемы с реальными сексуальными контактами за счёт непонимания своей гендерной идентичности и отсутствия феминных и маскулинных проявлений.
- Сексуальная застенчивость (H=33.196; p<0.001).
Люди с недифференцированным гендерным типом могут чувствовать себя неуверенно из-за своей неопределённости и не соответствия ни маскулинной, ни феминной роли, а также страха быть осужденными или непонятыми окружающими.
- Целомудрие (H=12.407; p<0.01).
Люди с недифференцированным гендерным типом могут испытывать дополнительные сложности в формировании своей сексуальной идентичности и предпочитают избегать любых форм интимных отношений. Кроме того, они могут придерживаться консервативных или религиозных убеждений, которые проповедуют воздержание до брака или воздержание вовсе. Наконец, некоторые люди могут просто предпочитать жить без сексуальных отношений из-за личных убеждений или поведенческих предпочтений, что подкрепляется отсутствием выраженности как феминных, так и маскулинных черт.
- Отвращение к сексу (H=8.893; p<0.05).
У людей с недифференцированным гендерным типом может быть нарушен баланс гормонов, что влияет на их сексуальное влечение и удовлетворение. Они также могли столкнуться с травмами или негативными опытами, связанными с сексом, что поясняет их отрицание у себя феминных и маскулинных проявлений, и ведёт к развитию отвращения.
И менее характерны:
- Сексуальная реализованность (H=36.583; p<0.001).
Сексуальная реализованность может быть менее выражена у людей с недифференцированным гендерным типом из-за того, что отсутствие явного гендерного соответствия может привести к внутреннему конфликту и недоумению относительно своих сексуальных желаний и предпочтений.
- Сексуальная удовлетворённость (H=34.922; p<0.001).
Люди с недифференцированным гендерным типом могут испытывать затруднения в выражении своей сексуальности и идентификации своих сексуальных предпочтений. Они могут чувствовать себя неуверенно в своём собственном теле и своей сексуальной роли, что может препятствовать им в получении сексуального удовлетворения. Кроме того, социальные нормы и стереотипы могут создавать дополнительное давление на людей с недифференцированным гендерным типом, что также может осложнить их сексуальные отношения и удовлетворение.
Для молодёжи с феминным гендерным типом характерны следующие сексуальные установки:
- Агрессивный секс (H=8.836; p<0.05).
Некоторые могут использовать агрессивный секс для упразднения стереотипов о мужественности и женственности, пытаясь соответствовать общепринятым нормам поведения. Кроме того, люди могут применять агрессивный секс в качестве способа эмоциональной реализации или самовыражения, особенно если у них есть проблемы с выражением своих чувств или агрессии в других аспектах жизни. Также возможно, что под влиянием окружающей среды или медиаобразов, где агрессивный секс представлен как что-то привлекательное или нормальное, люди могут начать имитировать такое поведение. В частности, люди с феминным гендерным типом, которым приписывается большая подверженность эмоциональным состояниям.
Подведём итог: молодёжь с андрогинным гендерным типом оказались более склонна к сексуальной реализованности и удовлетворённости, в то время как недифференцированный гендерный тип характеризуется сексуальной невротичностью, одобрением порнографии и сексуальной застенчивостью. Маскулинный гендерный тип, в свою очередь, ассоциировался с низким уровнем целомудрия и отвращения к сексу. Феминный же гендерный тип подразумевает более выраженные черты агрессивного секса.
Таким образом, можно сделать вывод, что гендерный тип молодёжи влияет на их сексуальные установки. Важно учитывать данные различия при проведении психологических и сексологических исследований, а также разработке программ повышения сексуальной грамотности. В соответствии с этим, мы приводим рекомендации по составлению программ сексуального образования и профилактики сексуального насилия с учётом гендерных особенностей молодёжи
Рекомендации
Программа по сексуальному образованию и профилактике сексуального насилия с учётом гендерных особенностей молодёжи должна быть комплексной и многоуровневой.
Она должна включать в себя следующие составляющие:
- Проведение образовательных мероприятий. Это могут быть лекции, семинары, тренинги и мастер-классы, на которых молодёжь получит информацию о сексуальном здоровье, гендерных стереотипах, консенте, сексуальном насилии и способах его предотвращения.
- Проведение групповых и индивидуальных консультаций. В рамках таких консультаций молодёжь сможет обсудить свои вопросы и проблемы в области сексуальности и получить соответствующие рекомендации и помощь.
- Организация клубов и групп поддержки. Это могут быть группы для девушек и юношей, где они смогут поддерживать друг друга, обсуждать свои вопросы и проблемы, а также развивать навыки самозащиты.
- Создание ресурсов и материалов по сексуальному образованию и профилактике сексуального насилия. Это могут быть брошюры, плакаты, видеоролики, сайты и мобильные приложения, которые будут содержать полезную информацию и рекомендации.
- Вовлечение родителей и преподавателей. Важно также проводить обучающие мероприятия для родителей и преподавателей, чтобы они могли поддерживать молодёжь и помогать им в вопросах сексуального образования.
Важно учитывать гендерные особенности молодёжи и помнить о том, что подходы к образованию и профилактике сексуального насилия могут различаться в зависимости от пола и индивидуальных особенностей каждого человека. Необходимо создавать безопасное и доверительное пространство, где молодёжь сможет открыто обсуждать свои вопросы и проблемы и получать качественную поддержку и помощь.
References
1. Айзенк, Г.Ю. Как измерить личность. – М.: Когито-Центр, 2000. – 80 с.2. Ковалева, А.В. Источники формирования сексуальных ценностей и установок современной молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 11 (103). – С. 36-39. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istochniki-formirovaniya-seksualnyh-tsennostey-i-ustanovok-sovremennoy-molodezhi (дата доступа: 19.03.2025).
3. Корецкая, И.А. Исследование сексуального профиля мужчин и женщин разных возрастов / И.А. Корецкая, С.Б. Тайсаева, Е.В. Сисева // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 2 (151). – С. 248-252. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-seksualnogo-profilya-muzhchin-i-zhenschin-raznyh-vozrastov (дата доступа: 19.03.2025).
4. Лопухова, О.Г. Опросник «маскулинность, феминность и гендерный тип личности» (российский аналог «bem sex role inventory») // Вопросы психологии. – 2013. - № 1. – С. 147-154.
5. Майерс, Д. Социальная психология. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 800 с.
6. Матвиенко, В.В. Гендер как социокультурный феномен // Общество : социология, психология, педагогика. – 2016. – № 10. – С. 14-16.
7. Походзилова. В.В. Особенности некоторых сексуальных установок современной молодёжи // Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2023. – № 6. – С. 38-43. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nekotoryh-seksualnyh-ustanovok-sovremennoy-molodyoЦzhi (дата доступа: 19.03.2025).
8. Степанова, Л.Г. Особенности формирования гендерной идентичности современных юношей и девушек в контексте социально-психологического развития личности // Психологическая наука и образование. – 2010. – Т. 2, № 2. – 10 с. [Электронный ресурс]. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n2/27854 (дата обращения: 14.06.2024).
9. Bem, S.L. The measurement of psychological androgyny / S.L. Bem, J. Consult // Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 1974. – Vol. 42. – № 2. – Р. 155-162.
10. Constantinople, A. Masculinity-femininity: An exception to a famous dictum // Psychological Bulletin. – 1973. – Vol. 80. - № 5. – Р. 389-407.