Separate problems of production of investigative actions in the criminal procedure

UDC 343.9
Publication date: 31.10.2022
International Journal of Professional Science №9-2022

Separate problems of production of investigative actions in the criminal procedure

Отдельные проблемы производства следственных действий в уголовном процессе

Brager D.K.,
Kishteeva Z.O.

1. PhD in Law, Associate Professor,
Far Eastern State Transport University
2. undergraduate,
Far Eastern State Transport University


Брагер Дмитрий Константинович,
Киштеева Зинаида Олеговна


1. кандидат юридических наук, доцент,
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
2, магистрант,
Дальневосточный государственный университет путей сообщения

Аннотация: В данной статье анализируются некоторые проблемы следственной деятельности в проведении уголовного процесса. Автор отмечает, что нормы современного российского уголовно-процессуального законодательства, регулирующие следственную деятельность, несовершенны, что создает проблемы их реализации на практике. Недостатки законодательства также рассматриваются как фактор, снижающий процессуальную независимость следователя. Подводя итог, автор вносит предложения по совершенствованию работы следственных органов.

Abstract: This article analyzes some of the problems of investigative activities in the criminal process. The author notes that the norms of modern Russian criminal procedural legislation governing investigative activities are imperfect, which creates problems for their implementation in practice. Shortcomings of the legislation are also considered as a factor that reduces the procedural independence of the investigator. Summing up, the author makes suggestions for improving the work of the investigating authorities.
Ключевые слова: уголовно-процессуальное право, уголовный процесс, следственные действия, расследование, независимость следствия.

Keywords: criminal procedure law, criminal process, investigative actions, investigation, independence of the investigation.


Следователи играют ведущую роль в системе уголовного правосудия. Порядок расследования регулируется уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ) [1]. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации разделяет следственные действия на четыре этапа:

  • «надзор без принуждения» – осмотр, следственный эксперимент (гл. 24 УПК РФ);
  • наблюдение за труднодоступными объектами – обыск, изъятие, получение аудио- и видеоинформации (гл. 25 УПК РФ);
  • допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний свидетелей (гл. 26 УПК РФ);
  • изучение скрытой информации (гл. 27 УПК РФ).

Основными задачами следователя являются:

  • сокращение сроков расследования;
  • увеличение доли дел, переданных в суд;
  • повышение качества расследования.

Проблемы в работе следователя возникают при решении каждой из вышеперечисленных задач, некоторые из проблем носят системный характер, а другие – повседневный.

Главная проблема следствия – это сроки, которые увеличиваются из-за необходимости проведения экспертиз. Судебно-медицинская экспертиза является, пожалуй, самым трудоемким, сложным и обременительным видом следственной деятельности, без которого не может обойтись ни одна процессуальная система [2].

Некоторые эксперты полагают, что судебно-медицинская экспертиза – это не предварительный этап следствия, а «иной процессуальный подход» (suigeneris). Однако, что касается объективного критерия, который имеет решающее значение для проведения различия между следственными действиями и другими процессуальными процедурами, то экспертиза направлена на сбор доказательств, а не на достижение других целей, и поэтому нет никаких сомнений в том, что она классифицируется как следственные действия (следователь получает доказательство в виде результатов экспертизы, хотя исследовательская (экспертная) работа выполняется самостоятельным участником уголовного процесса – экспертом). Назначение экспертизы обязательно при установлении причины смерти, характера и степени причиненного вреда здоровью, психического или физического состояния, возраста обвиняемого, потерпевшего и свидетеля – зачастую это комплекс исследований (ст.195 УПК РФ).

Обязанность проведения экспертизы возлагается на Министерство юстиции РФ и Экспертно-криминалистический центр МВД. Привлечение иных организаций к проведению экспертиз не запрещено законодательно, однако вызывает сомнение судов в объективности и беспристрастности подобных исследований, при этом следует отметить, что зачастую такие экспертизы проходят быстрее и качественнее, чем государственные. Из-за больших очередей на экспертизу следователь не может в оперативном режиме получить значимые для расследования сведения, чтобы привлечь тех или иных лиц к уголовной ответственности. Поэтому увеличиваются сроки не только самого следствия, но и досудебного расследования (содержания людей под стражей). Самые большие сложности часто возникают с экспертизой по экономическим преступлениям с коррупционным составом. Например, очередь на фоноскопию (исследование аудиозаписи) может составлять около года, а коммерческая экспертиза стоит примерно 500 тысяч рублей.

Второй проблемой является излишняя бюрократия. Следователь вынужден заниматься совершенно не свойственными ему задачами – примерно 30-40% времени его работы приходится на составление отчетов (иногда это «отчет по отчету») и написание различного рода справок [3]. При этом данное рабочее время можно потратить более эффективно, например, на проведение допроса.

В-третьих, низкий уровень следственной квалификации, отсутствие преемственности. В последнее время образовался вакуум в категории «капитан-майор», – это то звено, которое должно передавать знания, навыки и умения начинающим специалистам. Условно следователей можно разделить на категории: следователь-исполнитель (ремесленник) и следователь-творец. Следуя этой аналогии, ремесленник создает статистику, расследуя стандартные составы преступлений. Творец берется за расследование неординарных дел, у которых нет аналога. Для того, чтобы следственным процессом занимались «творцы», должна быть преемственность.

В-четвертых, качество расследования имеет прямую зависимость от нагрузки на следователя (сегодня это приблизительно десять дел, которые следователь ведет одновременно). В итоге расследования превращаются из «авторской работы» в «конвейер». В этой ситуации может помочь привлечение к следственной работе помощника следователя, что, однако, не закреплено должным образом в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ, в результате чего потенциал института помощников следователей по участию в уголовно-процессуальной деятельности не реализован.

В-пятых, различия в профессиональной оценке дела между участниками уголовного процесса. Например, следователь расследует уголовное дело о мошенничестве, а прокурор считает, что факт мошенничества отсутствует – состав преступления не доказан. В итоге следствие часто зависит от решения прокурора.

Долго время ведется дискуссия о реформе института предварительного следствия. Фактически можно обозначить три варианта ее завершения: вернуть следствие в прокуратуру; создать единый следственный орган – Федеральную службу расследований (ФСП); оставить, как есть. Думается, создание ФСР – это та мера, которая будет более эффективной. При создании ФСР особый подход должен заключаться в том, чтобы предоставить следствию реальную независимость – на следствие никто не должен оказывать давление.

Что касается прокурорского расследования, то оно имеет смысл только в ограниченном составе – при особо тяжких преступлениях государственных служащих, когда расследование имеет важное значение для общества. Сегодня, с одной стороны, прокурор не имеет права давать указания следствию, с другой стороны, на законодательном уровне он является координатором применения закона. Прокурор может обратиться к следствию с рекомендациями, которые не должны удовлетворяться юридически, но фактически они соблюдаются, поскольку следователь передает расследуемое дело прокурору, а не суду [4]. Поэтому роль прокурора в производстве следственных действий должна быть либо усилена, либо значительно ограничена.

Из вышесказанного следует, что следователь как сторона уголовного дела в настоящее время не обладает достаточной самостоятельностью, что отрицательно сказывается на общих результатах расследования. Под процессуальной самостоятельностью следователя понимается возможность практически осуществлять предоставленные ему законом процессуальные полномочия в соответствии с собственным внутренним убеждением и предполагает в связи с этим личную персональную ответственность [5]. Очевидно, что необходимость полного подчинения вышестоящему руководству, составление многочисленных (часто бессмысленных) актов, отчетов и других документов, существенно ограничивает самостоятельность следователя в уголовном процессе и отвлекает его от непосредственной обязанности – качественного расследования преступления.

References

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СПС Консультант плюс. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 17.10.2022).
2. Лебедев М.Д., Саввоев С.А. Некоторые проблемы проведения следственных действий при расследовании преступлений // Скиф. 2021. №2 (54) // Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-provedeniya-sledstvennyh-deystviy-pri-rassledovanii-prestupleniy (дата обращения: 17.10.2022).
3. Набиуллин Д.Ш., Гончаров Д.Ю. Некоторые проблемы осуществления надзорных полномочий прокурором в стадии предварительного расследования // Режим доступа: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48317158 (дата обращения: 17.10.2022).
4. Попова И.П. Функции следователя в механизме уголовно-процессуального регулирования // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2021. № 4. // Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-sledovatelya-v-mehanizme-ugolovno-protsessualnogo-regulirovaniya (дата обращения: 17.10.2022).
5. Яновский Р. С. Актуальные проблемы производства следственных действий: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2022. 140 с. // Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/496029 (дата обращения: 17.10.2022).