Abstract: The article examines the problem of inclusive education. The historical and pedagogical periods of its development are analyzed. The legal foundations of inclusive education are outlined. The advantages and disadvantages of inclusive education are highlighted.
Keywords: inclusive education, children with disabilities, education, inclusion.
Весной 2024 года в новостной ленте РИА-новости было опубликовано видеообращение замминистра просвещения РФ Дениса Грибова на съезде руководителей коррекционных школ, проходившем в рамках выставки-форума «Россия». В нем он озвучил информацию о том, что «сегодня в России школьное образование получают более миллиона учеников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Почти половина из них учится в коррекционных школах. В настоящее время по всей стране таких школ около 1,5 тысяч. Другая часть ребят получает образование в инклюзивном формате» [8].
Он также отметил, что помимо коррекционных школ, в которых «сложились свои традиции обучения и воспитания, создана особая среда, направленная на сбережение здоровья детей», в России функционируют инклюзивные школы, которые «работают, как центры непрерывного образования и комплексного сопровождения ребят с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью» [8].
Инклюзивная школа на начальном этапе проходит две стадии: первая, это подготовка к инклюзивной стратегии развития; вторая заключается в реализации изменений в управлении, культуре и образовательном процессе.
Большинство существующих современных моделей инклюзивного образовательного процесса предусматривают: создание новой образовательной среды, где организовано совместное обучение здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями; непрерывность и преемственность инклюзивного процесса; обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями; создание психолого-педагогических условий, способствующих когнитивному развитию ребенка с учетом всех образовательных потребностей; управление триединством инклюзивной культуры, политики и практики [1].
Оценка эффективности осуществления инклюзивного образования возможна через следующие качественные характеристики: изменение физического, социального и психоэмоционального состояний детей; уровень сформированности учебных действий; изменение личностных показателей (поведение, ответные коммуникативные реакции, включенность в образовательную среду).
В настоящее время интерес к инклюзии невозможно переоценить, так как люди с особенностями развития, включенные в социум, могут выступать катализатором развития общества. Для людей с ограниченными возможностями инклюзия, как процесс включения в активную жизнь общества, даёт возможность реализовать себя, получить важный опыт, недоступный в изоляции. Большинство людей с особенностями развития имеют возможность работать, что, в свою очередь, помогает им улучшить качество жизни, почувствовать себя полноправными членами общества, социализироваться, расширив круг своего общения [2].
Для общества также важна инклюзия, благодаря ей люди учатся принимать себя и видят более разнообразную и живую картину мира. Это происходит через принятие другого человека с особенностями развития. У людей появляется возможность быть более терпимыми, толерантными и восприимчивыми не только к людям с особыми потребностями, а ко всем.
«Инклюзивное образование — это такая форма обучения, при которой у всех детей, в том числе с особенностями развития, есть возможность учиться совместно. Дети, включенные в этот процесс, учатся находить подход к разным людям, это развивает их коммуникативные навыки и делает более гибкими» [5].
Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия типологий с определённой нозологией и индивидуального потенциала в реализации образовательных потребностей.
История формирования образовательной среды для детей с особенностями развития берёт начало от специальных учреждений, где учащиеся с инвалидностью и иными особенностями здоровья получали индивидуальное образование по специальным методикам и в сопровождении педагогов-дефектологов и воспитателей [6].
Старейшие специальные образовательные учреждения появились в Европе в конце XVIII века. В 1785 году в Париже была открыта первая в мире школа для слепых детей, которая впоследствии стала Национальным институтом слепой молодёжи, функционирующим и в настоящее время. Школы для слепых также были открыты в Лондоне (1799), Вене (1804), Берлине (1806), Нью-Йорке (1831) и др. [3].
Становление инклюзивного образования в России имеет глубокие исторические корни. В России в 1807 году при поддержке императора Александра I был открыт Санкт-Петербургский институт рабочих слепых. Одним из первых подвижников коррекционно-педагогического направления является врач В.П. Кащенко, организовавший в 1908 году в Москве частную школу-санаторий для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения [3].
С 1980-х годов в международном педагогическом сообществе стала формироваться идея о необходимости социальной интеграции детей с инвалидностью или иными ограничениями по здоровью, означающая отказ от изоляции таких детей при получении образования и предполагающая их совместное обучение с учащимися, не имеющими особенностей развития. Этому способствовало появление ряда международных актов, провозгласивших идею равного доступа к образованию.
Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 года закрепила положение, в котором инвалиды получили право на образование в целях ускорения процесса их социальной интеграции [3].
«Конвенция о правах ребёнка», одобренная «Генеральной Ассамблеей ООН» 20 ноября 1989 года, в статье 23 ставит целью обеспечение «неполноценным в умственном или физическом отношении детям» эффективного доступа к услугам в области образования, способствующего наиболее полному вовлечению ребёнка в социальную жизнь и его развитию как личности [3].
В 1990 году была принята «Всемирная декларация об образовании», задавшая основные ориентиры развития сферы образования, нацеленные на закрепление возможностей получения образования и удовлетворения базовых образовательных потребностей для любого человека и искоренение любых дискриминационных факторов, препятствующих получению доступа к образованию [3].
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые в 1993 году резолюцией № 48/96 «Генеральной Ассамблеи ООН», сформулировали несколько ключевых идей, касающихся образования инвалидов: образование инвалидов должно являться частью национальной образовательной политики; образовательные программы должны отвечать потребностям инвалидов, в том числе должны быть обеспечены вспомогательными услугами технического характера; учебные материалы должны соответствовать нуждам инвалидов; должно уделяться особое внимание подготовке педагогов, работающих с этой категорией обучающихся. Кроме того, правила содержат ключевую установку, предваряющую инклюзию: государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования.
Непосредственно термин «инклюзия» применительно к образованию был введён «Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми образовательными потребностями», принятой Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями в 1994 году [3]. Декларация призывает государства способствовать развитию школ с инклюзивной ориентацией и закрепить в законодательстве принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что в обычных школах должны быть созданы условия для получения образования любым ребёнком, в том числе имеющим особые потребности.
Статья 24 Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившей в силу 3 мая 2008 года, закрепила обязательство государств-участников обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение инвалидов в течение всей жизни [3].
Инклюзивное образование как подход к организации образования прошло несколько этапов развития. Изначально инклюзия в образовании подразумевала доступность системы образования для всех детей «на равных», включая совместное обучение и постепенный отказ от специального образования. Таким образом, за рубежом дети с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от степени и формы таких ограничений стали обучаться в обычных школах по стандартным программам. Это привело к тому, что в некоторых из развитых стран система специального образования была практически ликвидирована.
Со временем практика инклюзивного образования выявила серьёзные проблемы совместного обучения для обеих категорий обучающихся: существенно снизилась результативность обучения для учащихся без ограничений по здоровью и одновременно очевидным стало отставание в усвоении образовательной программы лицами с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому идея инклюзии в своём развитии постепенно трансформировалась в более гибкий подход к обучению [4].
В настоящее время инклюзивное образование понимается как «адаптированное образование» («Гармонизация образовательного права России — 2019»). Это означает, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обычной школе проходит в сопровождении специально обученных педагогов, воспитателей и тьюторов; для обучения используются специальные методы и средства, учитывающие физиологические, психологические, поведенческие и иные особенности учеников [7].
В Российской Федерации Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях (ст. 43); устанавливает, что важнейшим приоритетом государственной политики в России являются дети (ст. 67.1); предусматривает, что Правительство РФ обеспечивает социальную интеграцию инвалидов без какой-либо дискриминации и создаёт им доступную среду, улучшая качество их жизни (ст. 114) [3].
Российское законодательство об образовании, в частности п. 5 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает обязанность государственных органов и местных органов власти создавать условия для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья [3]. Важнейший принцип, закрепляемый законодательством, – обеспечение недискриминационного качественного образования, способствующего социальному развитию таких лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования.
«Закон об образовании Российской Федерации» определяет инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2) [3].
Одна из важнейших категорий инклюзивного образования – особые образовательные потребности, подразумевающие нуждаемость обучающегося с ограниченными физическими возможностями, особенностями развития, врождёнными или приобретёнными расстройствами в дополнительной помощи и вспомогательных приспособлениях в процессе обучения.
В настоящее время инклюзивное образование в РФ осуществляется преимущественно путём создания специальных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. К организации и материально-технической составляющей образовательного процесса, содержанию образовательных программ предъявляются особые требования, адаптированные под возможности обучающихся и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня. Они включают в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и материалов; применение специальных технических средств обучения; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также обеспечение доступа в здание образовательной организации.
В целом инклюзивное образование призвано устранить любые различия между обучающимися, уравнять их стартовые возможности и исключить любые дискриминационные факторы.
Инклюзивное образование имеет свои преимущества. Оно способствует максимальному уровню развития навыков – подготовка окружения детей с особенностями развития к принятию и создание специальных условий, стимулирует к развитию различных навыков. Способствует социализации личности – общаясь со сверстниками в инклюзивной среде, дети с ограниченными возможностями показывают лучшие результаты социального взаимодействия, нежели в специальных интернатах.
В то же время, следует отметить ряд проблем инклюзивного образования. Среди них: недостаточная подготовленность кадрового состава образовательного учреждения, работающего по модели инклюзивного образования, скудное финансирование инклюзивных образовательных учреждений, недостаточно развитое системы медико-психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе.
References
1. Алехина Е. В. Инклюзивная школа как пример школы с с ведущей социозащитной функцией // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2017. Вып. 7. С. 3–9. URL: https://doi.org/10.18101/1994-0866-2017-7-3-9 (дата обращения: 11.12.2024).2. Вишнякова Ю. А. Социальный маркетинг. Инклюзивные формы: учебное пособие для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2024. 140 с.
3. Волкова Н.С. Инклюзивное образование // Большая российская энциклопедия: портал. URL: https://bigenc.ru/c/inkliuzivnoe-obrazovanie-547c6e (дата обращения: 10.12.2024).
4. Головатюк А. А. Инклюзивное образование: плюсы и минусы // Полиязычие в системе образования в странах ближнего и дальнего зарубежья: сборник статей IV международной научно-практической онлайн конференции (Актобе – Екатеринбург, 20.04.2023 г.). Актобе: Актюбинск. регион. ун-т им. К. Жубанова; Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2023. С. 13–22. URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/42972 (дата обращения: 11.12.2024).
5. Левшунова Ж. А. Инклюзивное образование: учеб. пособие / Ж.А. Левшунова, Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 114 с.
6. Лизунова Г. Ю., Таскина И. А., Кудирмекова Н. И., Чертолыс В. Н., Кащеева Н. В. Инклюзивное образование в России: историко-педагогические основы развития // МНКО. 2019. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.12.2024).
7. Самохин И. С. Содержание основных понятий инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г Сергеева // Научный диалог. 2016. № 9 (57). - С. 311—327.
8. Минпросвещения рассказало, сколько детей с инвалидностью учатся в школах // РИА-новости. 2024. 13 марта. URL: https://ria.ru/20240313/deti-1932774634.html9