The role of digital technologies in teaching foreign languages in the higher education system

UDC 37
Publication date: 21.12.2024
International Journal of Professional Science №12-1-2024

The role of digital technologies in teaching foreign languages in the higher education system

Роль цифровых технологий в обучении иностранным языкам в системе высшей школы

Anokhina Svetlana Zagirovna,
Patalova Linara Askhatovna,

1. Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Ufa State Oil Technological University, Ufa
2. Master's student of the Department of OTSK,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Ufa State Oil Technological University, Ufa


Анохина Светлана Загировна,
Паталова Линара Асхатовна,

1. кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Уфимского государственного нефтяного технологического университета, г. Уфа
2. магистрант кафедры ОТСК,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Уфимского государственного нефтяного технологического университета, г. Уфа
Аннотация: Инновационные технологии на современном этапе, как правило, трансформируют подходы к процессу обучения иностранным языкам в целом в системе высшего образования. Автор научной работы подробно рассматривает важные аспекты использования информационных технологий в процессе преподавания иностранного языка (английского). В том числе автор исследует влияние цифровых технологий на учебный процесс, в том числе существующие преимущества, также угрозы, которые являются актуальными для обучающихся и преподавательского состава на современном этапе. Цель научной работы изучить роль информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам, в том числе исследования влияния цифровых технологий на результативность процесса обучения в системе высшего образования. В научной работе автор предлагает методические рекомендации по адаптации и применению цифровых ресурсов для повышения уровня обучения в целом. Важное внимание автор уделяет эффективным примерам использования инновационных технологий, в том числе влияние данных технологий на уровень мотивации обучающихся и развития навыков коммуникации.

Abstract: Innovative technologies at the present stage, as a rule, transform approaches to the process of teaching foreign languages in general in the system of higher education. The author of the scientific work examines in detail important aspects of the use of information technologies in the process of teaching a foreign language (English). In particular, the author examines the influence of digital technologies on the educational process, including existing advantages, as well as threats that are relevant for students and teaching staff at the present stage. The purpose of the scientific work is to study the role of information technologies in the process of teaching foreign languages, including research into the influence of digital technologies on the effectiveness of the learning process in the system of higher education. In the scientific work, the author offers methodological recommendations for the adaptation and application of digital resources to improve the level of education in general. The author pays special attention to effective examples of the use of innovative technologies, including the influence of these technologies on the level of motivation of students and the development of communication skills.
Ключевые слова: образовательный процесс, современные технологии, цифровые ресурсы, навыки коммуникации, дистанционное обучение, оптимизация, культура, иностранный язык.

Keywords: educational process, modern technologies, digital resources, communication skills, distance learning, optimization, culture, foreign language.


Введение

В процессе глобализации, также адаптации разных культур, знания иностранных языков, как правило, является важным условием эффективной профессиональной деятельности в будущем [8].

Информационные технологии открывают перспективные возможности для процесса обучения, предоставляя возможности делать данный процесс наиболее увлекательным, открытым и интерактивным.

Кроме того, заявленная тема исследования обусловлена необходимостью внедрения современных учебных материалов актуальным требованиям в общем [10].

Материалами исследования послужили научные публикации по теме цифровых технологий в обучении иностранным языкам в системе высшей школы, а также информационные ресурсы, цифровой контент, методические рекомендации и учебно-методические комплексы.

Методика исследования в научной работе: применялся анализ рабочих программ, также учебных материалов для того, чтобы определить степень адаптации современных цифровых технологий в учебный процесс.

Проводился также мониторинг практических занятий, на которых использовались цифровые ресурсы, для анализа влияния данных инструментов на учебный процесс и результаты обучающихся.

Информационные технологии включают в себя различные инструменты, также цифровые ресурсы, как например платформы в режиме онлайн, а также приложения для мобильных устройств, применение учебных платформ как например Duolingo предоставляет возможности обучающимся индивидуализировать процесс обучения языкам [6].

«Обучающие онлайн-сервисы. К ним относятся Lingualeo, Duolingo, Conversation Exchange, TED, Genius, Puzzle English и др. Эти приложения отличаются тем, что обучение происходит в игровой форме с реальным педагогом и охватывает как лексические, так и грамматические занятия, а также разговорный иностранный язык. Их удобство заключается в том, что заниматься с преподавателем можно в любом месте, имеющем Интернет-соединение» [5, с. 251].

Онлайн платформы для участия в различных конференциях, которые обеспечивают актуальную возможность для проведения занятий онлайн, что являлось особенно важным в период пандемии коронавирусной инфекции. Кроме того, следует отметить, мультимедийный контент с видеороликами по иностранным языкам, а также видео подкасты и интервьюирование (субтитры на иностранном языке) [9].

Рассмотрим эффективные примеры

Пример 1. Применение платформы в режиме онлайн для обучения иностранным языкам. Образовательные учреждения адаптируют различные платформы в режиме онлайн для индивидуализации процесса обучения. Данные платформы представляют вниманию обучающимся задания в интерактивном режиме, которые помогут обучающимся улучшить все виды речевой деятельности (чтение, аудирование, говорения и письмо) [1].

«Подкасты на Интернет-ресурсах. Их прослушивание позволяет развить навыки как аудирования, так и говорения. Одни из основных: Culips, English with Jennifer, Free English Study, Daily ESL, Talk English, Real English (YouTube channel) и другие. [3].

Пример 2. Виртуальная и дополненная реальность.

Коронавирусная инфекция повлияла на процесс удалённого обучения. Пространство виртуальных учебных классов посредством платформы в тот период являлось основным способом процесса обучения, а также преподавания иностранным языкам на данном этапе [2].

Пример 3. Приложение для мобильных устройств.

Приложение для мобильных устройств на современном этапе предоставляет возможности обучающимся действовать с носителями языка в режиме онлайн, способствуя использованию полученных знаний на практике, в ситуациях реального общения [7].

«В настоящее время к основным цифровым решениям, используемым в процессе обучения, относятся:

  1. Электронные словари, предназначенные для перевода в онлайн-режиме, либо в качестве самостоятельных приложений. Многие поисковые сервисы имеют собственные онлайн-словари (Google, Yandex, Mail.ru и др.).
  2. Офлайн-словари, не требующие доступа в интернет. Их преимущество заключается в возможности быстрого перевода необходимой информации, даже не имея Интернет-соединения. Некоторые из них включают в себя и дополнительную функцию обучения иностранным языкам в форме изучения новых иностранных слов.
  3. Портативные электронные переводчики. В основном они получили распространение в туристической сфере, так как способны мгновенно переводить поступающую информацию. Это осуществляется за счет автоматического распознавания текста и передачи его уже на языке перевода» [5, с. 251].

Пример 4. Адаптация медиа контента.

Таким образом, медиа контент может являться платформой как для взаимодействия с медиа контентом на изучаемом языке, так и является платформой, на которой обучающиеся могут изучать иностранный язык и читать на иностранном языке в сети интернет [4].

«Обучающие онлайн-сервисы. К ним относятся Lingualeo, Duolingo, Conversation Exchange, TED, Genius, Puzzle English и другие. Эти приложения отличаются тем, что обучение происходит в игровой форме с реальным педагогом и охватывает как лексические, так и грамматические занятия, а также разговорный иностранный язык. Их удобство заключается в том, что заниматься с преподавателем можно в любом месте, имеющем Интернет-соединение» [5, с. 251].

Пример 5. Применение искусственного разума.

Современные технологии искусственного разума как например GP ЧАТ могут применяться для поддержки обратной связи на иностранном языке, для развития навыков коммуникации.

Рассмотренные выше примеры могут являться дальнейшем базой для обсуждения информационных технологий в процессе обучения, а также влияния данных технологий на результативность изучения иностранных языков, а также учебного процесса в высшей школе на современном этапе.

Вывод

На современном этапе информационные технологии играют важную в значении процесса обучения не только в высшей школе, но и в обучении иностранным языкам, данные технологии обеспечивают открытый доступ к различным цифровым ресурсам, а также интерактивным подходам в процессе обучения.

Цифровые технологии способствуют повышению уровня мотивации обучающихся и предоставляют актуальные возможности для персонализации учебного процесса, с учётом запросов и пожеланий обучающихся. Адаптация современных технологий в процесс обучения способствует эффективному межкультурному взаимодействию с носителями языка.

Кроме того, применение цифровых ресурсов существенно обогащает знание иностранных языков, в том числе делает процесс интерактивным.

Заключение

Информационные технологии на современном этапе играют ключевую роль в процессе обучения. Кроме того, открывают дальнейшие перспективы для обучающихся и преподавательского состава в обучении иностранным языкам, а также более успешному усвоению учебного материала.

Кроме того, для достижения оптимальных показателей в системе высшего образования представляется важным преодолевать трудности, а также внедрять учебные стратегии в рамках цифрового пространства.

Дальнейшие исследования

Перспективы дальнейших исследований могут акцентировать внимание на сопоставительный анализ результативности разных цифровых ресурсах, а также учебных платформ для изучения иностранного языка в высшей школе в целом.

 Представляется важным исследовать влияние цифровых технологий на уровень мотивации обучающихся, а также в данном случае необходимо и важно продолжить исследования, каким образом применение пространства виртуальной реальности, а также дополненной может способствовать улучшению коммуникативных навыков на иностранном языке в целом.

Предлагается провести сопоставительный анализ результатов процесса обучения в определённых учебных заведениях с целью выявления эффективных практик, также возможных направлений для улучшения данного процесса.

Таким образом, рекомендуется продолжить исследование цифровой грамотности обучающихся, а также профессорско-преподавательского состава, в том числе и подготовку к адаптации инновационных технологий в процесс обучения.

References

1. Амелькина М.В., Шакирова Т.И. Потенциал использования Google-инструментов в процессе обучения иностранному языку в вузе // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 4. – С. 113 – 117.
2. Байковская, Т. В. Роль цифровых образовательных технологий в обучении иностранным языкам / Т. В. Байковская // Труды ХIII евразийского научного форума, Санкт-Петербург, 18–19 ноября 2021 года. – Санкт-Петербург: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС», 2022. – С. 29-33.
3. Ботавина Е.Б., Кайдалова Т.А., Пигасова И.В. Влияние цифровых технологий на изучение иностранных языков // Современное педагогическое образование. 2020. № 2. – С. 8 – 11.
4. Доценко Н.С. Перспективы использования искусственного интеллекта в теории и практике преподавания иностранных языков // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 1. – С. 159 – 166.
5. Ершова, Т. А. Роль цифровых технологий в изучении иностранных языков / Т. А. Ершова, Е. С. Мордвинова // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 4. – С. 250-254.
6. Исаева Т.Е. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе: методологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3. – С. 111 – 117.
7. Современные цифровые и информационно-коммуникационные технологии формирования универсальных компетенций, обучающихся университета в процессе преподавания иностранных языков: колл. монография / под ред. Т.Е. Исаевой. Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО «РГУПС», 2020. - 232 с.
8. Цветкова А.В. Эволюция подходов обучения иностранным языкам в эпоху глобальной цифровизации // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3. № 1. – С. 220 – 227.
9. Blundell, C., Lee, K.T., Nykvist, S.: Moving beyond enhancing pedagogies with digital technologies: frames of reference, habits of mind and transformative learning. J. Res. Technol. Educ. 52(2), 178–196 (2020). https://doi.org/10.1080/15391523.2020.1726235
10. Bylieva, D., Lobatyuk, V., Tolpygin, S., Rubtsova, A. Academic dishonesty prevention in e-learning university system. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Т. 1161 AISC. – С. 225-234 https://doi.org/10.1007/978-3-030- 45697-9_22.