Creation of media classes at school as a solution to problems with media literacy of schoolchildren

UDC 159.9
Publication date: 18.01.2024
International Journal of Professional Science №1-1-2024

Creation of media classes at school as a solution to problems with media literacy of schoolchildren

Создание медиаклассов в школе, как решение проблем с медиаграмотностью школьников

Matsuleva Ksenia Sergeevna
Master's student, Russian State Social University (RGSU)
Faculty of Political and Social Technologies

Мацулева Ксения Сергеевна
Магистрант, Российский Государственный Социальный Университет (РГСУ) Факультет политических и социальных технологий
Аннотация: В статье обоснована необходимость развития и совершенствования медиаграмотности школьников, рассматривается создание медиаклассов в школе, делается анализ существующих проблем в медиаобразовании у современных школьников. Изучаются причины возникновения школьных социальных сетей. Обозначается актуальность теоретического и практического медиаобразования. Автором исследуются проблем с медиаграмотностью школьников. Адаптации молодежи к бесконечным изменениям в мире должна помогать система образования, так как она является одним из первичных этапов, где ребенок социализируется и получает все необходимые для жизни навыки. Для социализации и обучения детей работе в Интернете в школах, колледжах и высших учебных заведениях создаются медиаслужбы, оборудуются медиастудии. С недавних пор образовательные организации обязуют к ведению социальных сетей, которые являются средством развития медиакультуры и площадками для реализации творческих способностей и медианавыков у обучающихся. Все эти умения необходимы для людей, живущих в XXI веке. Главная проблема и отличие состоит в том, что в высших учебных заведениях студент может свободно выбирать среди множества направлений, а в школах выбор учеников ограничен обязательной образовательной программой.

Abstract: The article substantiates the need to develop and improve media literacy among schoolchildren, examines the creation of media classes at school, and analyzes existing problems in media education among modern schoolchildren. The reasons for the emergence of school social networks are studied. The relevance of theoretical and practical media education is indicated. The author examines the problems with media literacy of schoolchildren. The education system should help young people adapt to endless changes in the world, since it is one of the primary stages where the child is socialized and receives all the skills necessary for life. To socialize and teach children to work on the Internet, media services are being created and media studios are being equipped in schools, colleges and higher educational institutions. Recently, educational organizations have made it mandatory to maintain social networks, which are a means of developing media culture and platforms for the realization of students’ creative abilities and media skills. All these skills are necessary for people living in the 21st century. The main problem and difference is that in higher educational institutions a student can freely choose among many directions, but in schools the choice of students is limited by the compulsory educational program.
Ключевые слова: информационно-образовательная среда, медиаграмотность, проблемы, медиаклассы, общество.

Keywords: information and educational environment, media literacy, problems, media classes, society.


Введение

В условиях цифровизации общества на всех уровнях школьного образования идет процесс создания информационно-образовательной среды, которая включает в себя совокупность электронных и виртуальных образовательных ресурсов. Е.В. Чернобай рассматривает информационную образовательную среду как систему информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс и ориентирующих его участников на получение новых планируемых образовательных результатов [5, с. 40].

В условиях активного внедрения средств цифровизации в систему образования понятие «образовательная среда» приобрело инновационный характер. Под инновационно-образовательной средой Н.А. Котова понимает совокупность ресурсов (педагогических, инфраструктурных, партнерских), обеспечивающих создание благоприятных условий, влияний и возможностей для развития личностных качеств субъектов образовательного процесса, способствующих включению их в инновационную деятельность, ориентированную на разработку инновационного продукта, услуги или технологии как в рамках учебного процесса, так и в процессе их самостоятельной работы [2, с. 22].

Целью исследования данной статьи является оценка и решение проблем с медиаграмотностью школьников.

 Исходя из целей данной статьи поставлены следующие задачи:

— проанализировать создание медиаклассов;

 — провести оценку проблем с медиаграмотностью.

 — исследовать проблему медиаграмотности;

— провести сравнение результатов исследования.

Методами исследования данной статьи являются:

 — Анализ научно исследовательской литературы по заявленной теме;

 — проведение социальных опросов школьников.

В Большой российской энциклопедии дается следующее определение медиаобазованию: «Медиаобразование – процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) в целях формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности» [5, с. 12].

В словаре терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности определение медиаграмотности представлено следующим образом: «Это результат медиаобразования, изучения медиа. Чем больше вы изучаете медиа (с помощью медиа), тем более вы медиаграмотны: медиаграмотность – это способности экспериментирования, интерпретации/анализа и создания медиатекстов» [4, с. 45].

 В Российской педагогической энциклопедии также выделяются основные задачи медиаобразования: «Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия его воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий» [3, с 43].

Проблема, связанная с необходимостью приобретения навыков для работы с медиа, привлекала внимание общества еще до развития Интернета. Более того, медианавыки неоднократно становились предметом исследований.

Рассматриваемая среда может выполнять множество функций, наиболее актуальной среди которых является организация дистанционного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, в том числе, учителя и родителей обучающихся. Это, прежде всего, значит, что наряду с традиционными формами и приемами взаимодействия учителей, обучающихся и родителей необходимо использовать различные сетевые технологии.

Сегодня большая часть общения учителя с школьниками происходит в чатах мессенджеров и социальных сетей. Социальные сети весьма полезны для осуществления учебно-воспитательного процесса. С их помощью учитель может с легкостью передавать информацию родителям, давать индивидуальные консультации. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют учителю широко использовать социальные сети в качестве инструмента общения с родителями детей. Одна из них – низкий уровень медиаграмотности родителей и их цифровой грамотности в целом [3, с. 47].

Несмотря на то, что подавляющая часть населения России активно пользуется сетью Интернет, отдельные компетенции, составляющие цифровую грамотность, у многих школьников остаются несформированными. В частности, это касается соблюдения норм общения в социальных сетях. Свобода слова, свобода самовыражения и, как правило, анонимность интернет-пользователей приводят кроме позитивных моментов к негативным последствиям: уничтожаются сдерживающие механизмы, позволяющие создавать тексты, нарушающие не только языковые, но и морально-нравственные нормы. Данным обстоятельством объясняется необходимость не только фиксации и объяснения тех этических норм, которые складываются сегодня в интернет-коммуникации, но и выработки стратегий и тактик предотвращения возникающих (намеренно или ненамеренно) конфликтов в процессе сетевого общения.

Результаты и обсуждение.

Обратимся к опросу «Медиаграмотность». Опрос включал три блока: привычки медиапотребления, поведение, характерное для респондента как автора, и доверие к медиа. Большинство школьников потребляют информацию из онлайн-СМИ (80 % опрошенных) и «В контакте» (76,7 % опрошенных). Мы поинтересовались, какой именно контент интересен школьникам в социальных сетях, ответы представ лены на рисунке 1.

Рисунок 1. Виды контента, который потребляют школьники в социальных сетях

Как видим, респонденты предпочитают короткие новости, информационные и развлекательные видеосюжеты, мемы. К самым читаемым медиа относятся «Медуза» (признано иностранным агентом), «Новая газета», «Лентач».

Под вредоносным контентом мы подразумевали, например, экстремистскую, суицидальную или поощряющую противоправное поведение информацию.

Большинство студентов не читают иностранных СМИ, семь человек читают на английском языке: Bellingcat, BBC, Vogue, Euronews, The New York Times. Ответы на вопрос об иностранных медиа нам позволяют сделать вывод о том, что школьники не имеют доступа к альтернативным позициям по актуальным темам. Таким образом, мы видим, что в основном школьники получают информацию из русскоязычных интернет-СМИ и социальных сетей, предпочитая форматы инфотейнмента, новостной и аналитической журналистики, при этом периодически сталкиваясь с заведомо вредоносным контентом.

Респонденты указали на следующие маркеры:

  • кричащие заголовки;
  • обилие вводных конструкций;
  • неизвестный источник, отсутствие экспертов;• призыв к распространению;
  • эмоциональный стиль.

Среди заинтересованных в распространении фейков школьники обозначили: желтые СМИ, государственные СМИ, отдельные люди, блогеры.

Школьники смогли назвать такие фейки: история о Джей мсе Роджерсе, которого казнили за Массачусетский экспе римент; консервы из кошек; скотомогильник вблизи деревни; новость о переходе учебных заведений на дистанционное образование.

Далее мы провели педагогический эксперимент — предложили респондентам семь новостей и задание — определить, какие из них фейковые. Нами были отобраны три фейковые и четыре правдивые новости из интернет-СМИ, которые до сих пор доступны в источниках; при этом среди нефейковых новостей мы заведомо выбирали такие, факты в которых похожи на ложь или абсурд.

Из семи текстов только четыре были определены студентами верно, из фейковых новостей — две. То есть в реальности примерно 40 % текстов аудитория определяет как фейк или не-фейк.

Рисунок 2. Оценка по критериям

Школьники 1-го курса справились с определением фейковых новостей лучше, чем школьники 4-го (33 % правильных ответов против 25 %). Настоящие новости были определены студентами разных курсов в одинаковом процентном соотношении — справились 50 % респондентов.

Дополнительно мы попросили школьников назвать критерии, на которые они обращали внимание при определении достоверности новости.

Более всего, по мнению респондентов, следует обращать внимание на СМИ, опубликовавшее новость, и наличие комментария свидетеля новостной ситуации. Дополнительно критерием, на который обращали внимание, школьники назвали характер заголовка новости.

По завершении эксперимента мы попросили респондентов оценить критерии достоверности по 5-балльной шкале, где оценка «1» значила, что критерий ненадежен, а оценка «5» — критерий надежен.

Пять баллов не набрал ни один из предложенных критериев, соответственно, достоверного маркера фейковой или нефейковой новости, по мнению респондентов, не существует. Самым ненадежным критерием школьники считают наличие авторской подписи у новости, а самым надежным — авторитетный источник публикации, и именно на него они больше обращали внимание при определении правдивых новостей. Тем не менее эксперимент продемонстрировал, что ориентир на этот критерий подвел респондентов: источниками фейковых новостей в нём выступили такие СМИ, как «Первый канал», популярные газеты «Комсомольская правда» и «Московский комсомолец». В то же время абсолютно все респонденты посчитали фейковой публикацию сетевого издания «7дней.ru» о заболевании известного актера, одна ко информация была правдивой. Вероятно, здесь сомнение вызвал скандальный характер факта, «громкий» заголовок и бульварный тип издания.

Критерии «Наличие комментария эксперта» и «Авторитетный источник информации в публикации» респонденты оценили в 3,44 балла каждый, выше среднего, одна ко только 15 % руководствовались ими при определении достоверности новости. Из студентов 20 % ориентировались на «Наличие комментария участника событий», тогда как по 5-балльной шкале оценили его всего в 2,89 балла. При этом школьники и 1-го, и 4-го курсов давали примерно одинаковые оценки, т. е. экспериментальная группа оказалась практически равна контрольной группе.

 

 

Выводы

Проведенный эксперимент наглядно показал, что начальный опыт работы в медиасфере не гарантирует высокого уровня медиаграмотности. Причинами подобного результата могут быть как личностные характеристики респондентов, их малый жизненный и профессиональный опыт, так и недостатки образовательной программы.

Медиаобразование способствует развитию критического мышления; пониманию социального, культурного, политического и экономического контекста предлагаемых СМИ материалов; развитию коммуникативных навыков и творчес кого мышления.

Медиаобразование тесно связано не только с педагогикой, но и с культурологией, психологией, историей. Медиа образование расширяет спектр методов проведения занятий с обучающимися. Оно включает изучение разных видов СМИ, онлайн-медиа, художественной литературы, кинематографа. В результате медиаобразования формируется индивидуальное восприятие и самостоятельность мышления. Происходит погружение человека в медиасферу не как профессионала, а как читателя, зрителя, слушателя, автора.

References

1. Жижина М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности // Медиаобразование. – 2022. – № 4. – С. 47-65. 2. Котова Н.А. Инновационно-образовательная среда вуза: анализ сущности и структурных компонентов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – Т. 25, № 184. – С. 15-24.
3. Лебедева М.Б. Цифровая грамотность субъектов образовательного процесса // Сб. статей Международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование». – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2023. – С. 407-414.
4. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд Развития Интернет, 2023. – 144 с.
5. Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования): дис. … д-ра пед. наук. – М.: Ин-т содержания и методов обучения РАО, 2022. – 303 с.