School media center as a resource for media education and socialization of schoolchildren

UDC 159.9
Publication date: 18.01.2024
International Journal of Professional Science №1-1-2024

School media center as a resource for media education and socialization of schoolchildren

Школьный медиацентр, как ресурс медиаобразования и социализации школьников

Matsuleva Ksenia Sergeevna
Master's student, Russian State Social University (RGSU)
Faculty of Political and Social Technologies


Мацулева Ксения Сергеевна
Магистрант, Российский Государственный Социальный Университет (РГСУ) Факультет политических и социальных технологий
Аннотация: Актуальность проблемы развития медиаграмотности подтверждается неизменным интересом ученых, исследователей, а также потребностями современного общества. Сегодня успеха достигает целеустремленный человек, умеющий планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность и поведение, обладающее коммуникативными способностями, то есть человек с развитой способностью к саморегуляции. Необходимость его формирования отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Одним из требований к результатам усвоения начальной общеобразовательной программы есть регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация и самоконтроль. Автор подробно рассматривает необходимость и актуальность создания медиаклассов в школе, как решение проблем с медиаграмотностью школьников. Занятия в школьных медиа способствуют развитию коммуникативной культуры обучающихся, формированию у них навыков сотрудничества, становлению профессионально значимых компетенций, поддержке творческой самореализации подростков, открывая им широкие возможности для постижения целого спектра профессий. Профессиональные пробы и социальные практики занимают важное место в системе внеурочной работы с обучающимися. В современной школе реализация профессиональных проб и профессионального самоопределения подростков возможна в условиях школьных медиа.

Abstract: The relevance of the problem of developing media literacy is confirmed by the constant interest of scientists, researchers, as well as the needs of modern society. Today, success is achieved by a purposeful person who knows how to plan, control, adjust and evaluate his activities and behavior, who has communicative abilities, that is, a person with a developed ability for self-regulation. The need for its formation is reflected in the Federal State Educational Standard for Primary General Education. One of the requirements for the results of mastering the primary general education program is regulatory universal educational actions: self-organization and self-control. The author examines in detail the need and relevance of creating media classes at school as a solution to problems with media literacy of schoolchildren. Classes in school media contribute to the development of the communicative culture of students, the formation of their cooperation skills, the development of professionally significant competencies, and support the creative self-realization of adolescents, opening up wide opportunities for them to comprehend a whole range of professions. Professional tests and social practices occupy an important place in the system of extracurricular work with students. In a modern school, the implementation of professional tests and professional self-determination of adolescents is possible in the conditions of school media.
Ключевые слова: подготовка, медиакласс, медиацентр, медиаграмотность, образование, навыки, образование.

Keywords: preparation, media class, media center, media literacy, education, skills, education.


Введение

В цифровом обществе термин «грамотность», который всегда был связан с процессом образования и предполагал наличие трех составляющих – чтение, письмо и счет, значительно расширился.

Несмотря на то, что основная масса населения России активно пользуется Интернетом, индивидуальные компетенции, составляющие цифровую грамотность, у многих родителей остаются неразвитыми. В частности это касается соблюдения стандартов общения в социальных сетях. Свобода слова, свобода самовыражения и, как правило, анонимность пользователей Интернета приводят, кроме положительных моментов, к негативным последствиям: сдерживающих механизмов, позволяющих создавать тексты, нарушающие не только языковые, но и моральные нормы, разрушены. Это обстоятельство объясняет необходимость не только фиксировать и объяснять нравственные нормы, которые формируются сегодня в интернет-коммуникациях, но и разрабатывать стратегии и тактики предотвращения конфликтов, возникающих (намеренно или ненамеренно) в процессе онлайн-коммуникации.

Согласно требованиям времени сегодня ценится свободная, развитая личность, способная к творческой, преобразующей деятельности в условиях постоянно меняющегося мира. Это в свою очередь обусловливает необходимость развития у школьников коммуникативных способностей, формирования у них профессионально значимых компетенций, которые характеризуют готовность субъекта к эффективной организации внутренних и внешних ресурсов для постановки и достижения целей в профессиональной и внепрофессиональной деятельности, в том числе и в нестандартных ситуациях.

Необходимость формирования медиаклассов в школе, решит проблему с медиаграмотностью школьников, профессионально значимых компетенций усилением практической направленности обучения, его ориентацией на формирование компетентностей как готовности и способности обучающегося применять полученные знания, умения, навыки, способы деятельности в реальных жизненных ситуациях. Важное место в системе работы с подростками занимают в этой связи профессиональные пробы и социальные практики.

Целью исследования является изучение форм медиаобразования и социализации школьников.

Задачи данной статьи:

— провести оценку работы школьного медиаценра;

— рассмотреть развитие медиаграмотности в школе;

— провести результаты исследования.

Методы научного исследования: наблюдение, собеседование, зачетные задания.

Результаты и обсуждение

Медиаклассы — это форма организации учебной деятельности обучающихся в рамках предпрофильной подготовки или профильного обучения, нацеленная на их профессиональное самоопределение относительно того или иного конкретного вида профессиональной деятельности. Так, к системе социальных и профессиональных проб, реализуемых в школе, можно отнести летние профильные практики социально-профессионального самоопределения, курсы внеурочной деятельности, занятия дополнительного образования.

Сегодня все больше граждан нуждается в приобретении умений критического анализа информации любых символических систем (образных, звуковых, текстовых), создания собственных медиаклассов. Роль и место медиа в современном обществе значительно возросли. Согласно примерной программе воспитания, «цель школьных медиа — развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся» [1].

В образовательных организациях ведется работа по привлечению подростков в процесс создания, разработки и продвижения информационно-творческих и информационных медиаструктур, таких, как школьный медиацентр, школьные СМИ, пресс-центры и т. д. А. В. Федоров рассматривает медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности» [2, с. 8].

Особенность работы медиацентра в школе состоит в том, что создание медиапродукта — дело самих ребят. Обучающиеся — источник всех идей и задумок. Дети, в отличие от взрослых, всегда полны оптимизма и искренней радости, от них исходит свет и добро — как раз та вдохновляющая энергия, которая сегодня так нужна в СМИ. Освоение старшеклассниками Медиацентра на примере телевизионного ремесла открывает им широкие возможности для постижения целого спектра профессий — журналиста, оператора, фотографа, инженера видеомонтажа, режиссера. Занятия этими видами деятельностями включает в себя освоение ряда ключевых компетенций: информационной (способы приема, хранения, оформления и передачи информации); проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков); оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации); коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей).

Процесс создания любой продукции медиацентра — дело творческое и коллективное, связывающее в единое целое людей нескольких специальностей: журналистов, операторов, монтажеров, режиссеров. Работа в команде способствует формированию и развитию коммуникативных компетенций школьников. В своем творчестве подростки стремятся не только к общению в процессе деятельности, но и к общению через его результаты. Это особенно заметно после просмотра работ ребят большой аудиторией, трансляции видеоматериалов и их публикации в социальных сетях. Стремление к самоутверждению среди сверстников обусловливает у них желание признания высокой значимости и ценности результатов своего труда.

Одно из направлений работы Медиацентра школы — установление и постоянное развитие творческого сотрудничества. Журналисты и операторы местных и центральных каналов регулярно проводят мастер-классы для учеников. Старшеклассники, мечтающие в будущем стать журналистами, могут попробовать себя в роли корреспондентов и ведущих. Для многих из них работа в Медиацентре определила выбор профессии, стиль жизни, расширила кругозор, а выпускники школы получили возможность работать в СМИ г. Москвы.

Обобщая рассмотренный опыт работы, можно утверждать, что дополнительному образованию, в частности, школьным медиацентрам, в современной школе вполне по силам стать базой для профессиональных проб и профессионального самоопределения подростков, а значит, для формирования у них профессионально значимых компетенций.

Медиацентр в ГБОУ «СОШ №156 г. Москва» создан в рамках социально-педагогического проекта городского конкурса «Медиапартнер» в 2023-2025 уч.г. Целью программы «Школьный медиацентр» является создание единого образовательного пространства для успешной социализации личности учащегося в условиях современных информационных технологий.

Регулярный выпуск новостей школы и страны, создание медиастатей, фото и видеосъемка, проведение прямых трансляций помогают сформировать необходимые практические навыки по таким профессиям, как журналист, корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортѐр, видеооператор, режиссѐр, режиссѐр монтажа и другие.

А это являлось одной из основных образовательных задач данной Программы.

Также были выполнены следующие образовательные задачи:

— все обучающиеся научены создавать собственные проекты на основе полученных знаний (это видно по мониторингу);

— большинство детей обучены умению выражать свои мысли четко и грамотно, ответственно и критически анализировать содержание сообщений и умеют создать живую, активно работающую информационную среду.

В настоящее время школьный медиацентр востребован учащимися и педагогическим коллективом школы, а также родительской общественностью. Возросла аудитория официальной группы в социальной сети «ВКонтакте» до 1000 подписчиков, идет прирост и в Instagram. Количество просмотров за неделю составляет в среднем 1600 человек. Каждый ученик имеет возможность опубликовать свою заметку в группе, самореализоваться через медиасферу. Таким образом, реализованы и развивающие задачи Программы: созданы условия для повышения работоспособности учащихся и стимулирования активности учащихся, их творческих способностей. Воспитательные задачи реализованы прежде всего в рамках работы над конкурсом «Медиапартнер» и «Нота Бене», которые позволяют воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки. А обучение через тренинги, мастер-классы, вебинары, участие в конференциях и форумах приучает работать в группе, обсуждать различные вопросы, воспитывает дисциплинированность.

Контингент обучающихся: 30 человек в двух группах. Из них 13 юношей и 17 девушек. Учащихся 7 класса – 4 человека, 9 – 3, 10 – 13, 11 – 10 человек. Детей группы ОВЗ нет. Все обучающиеся закончили обучение по Программе. Выбывших нет.

В ходе реализации программы оценка ее эффективности осуществлялась в рамках текущего, промежуточного, итогового контроля. Были использованы различные диагностики: наблюдение, собеседование, зачетные задания и т.д.

Содержание контроля:

№пп дата вид контроля содержание контроля форма контроля ожидаемые результаты
1 18.09

23.09

текущий анализ медиатекста и тестирование по орфографии и пунктуации групповой и индивидуальный Грамотность при написании текстов.

Умение находить ошибки в чужих печатных материалах

2 23.10

14.11

текущий Выставка фотопроектов групповой 1) креативность

2) нестандартная подача

3) качественная фотосъемка

3 06.11

 

текущий Создание новостного по- индивидуальный Умение создавать авторский текст в

Диагностика результатов:

1) Текущий контроль №1:

2) Количество прошедших тест:

Итоги:

  • Знание особенностей публицистического стиля и умение их использовать при написании медиастатей сформировано у 60% опрошенных, 40% испытывают затруднения.
  • Умение излагать свои мысли сформировано у 79%, 15% предпочитает работать с фото- и видеосъемкой, а не текстовой новостью, 6% — испытывает затруднения, так как допускает речевые ошибки.
  • Связь с современностью в своих материалах умеет отразить 55%, 45% не умеет без помощи руководителя самостоятельно сделать новость актуальной и интересной. 4) Грамотность: «5» — 25% «4» — 45% «3» — 30%.

 

Выводы

Структуру медиацентра определяет возрастной состав учащихся. Организуя работу по этому принципу, можно увидеть, что за два года обучения учащийся достигает определенного уровня знаний в сфере журналистики, имеет представления о профессии. В дальнейшем, такой выбор может стать решающим в профессиональной судьбе ребенка.

Таким образом, целостное развитие предполагает труд ребенка в области медиа, который формирует в человеке личность, воспитывает волю, создает опыт служению общественности, дает опыт в бытовой части жизни, начальных профессиональных навыках. Под гармоничным развитием детей и подростков понимается сбалансированное и системное образование и воспитание, когда разные направления педагогической деятельности не ущемляют значимости друг друга, но способствуют полному раскрытию каждого, а также талантов ребенка. Задача всестороннего развития предполагает работу с творческим потенциалом ребенка, эстетическими чувствами, речевым и образным мышлением, формированием социального интеллекта, навыков общения, духовно-нравственного становления и культурного просвещения.

References

1. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби; изд-во Проспект, 2021.
2. Соловьева Т.С., Ермакова Е.В., Кашлач И.Ф. Организация предпрофильной и профильной подготовки старшеклассников // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2022. – Т. 8. – № 1. – С. 34–43.
3. Ромнаов П.Л. Создание медиаклассов в школе– М.: ТК Велби; изд-во Проспект, 2023.
4. Что такое предпрофессиональные классы и чем они отличаются от профильных? URL: https://mel.fm/deti/shkolniki/9705214-preprofessional_classes.