Abstract: The socio-economic development of society in the twentieth century, marked by the rapid growth of industry, an increase in the number of people, the growth of cities, caused economic and environmental problems. Further uncontrolled consumption of resources will be destructive for our ecosystem, there is a threat to the security of the national economy to meet the vital needs of people in the future. What determines the relevance of the introduction of the Concept of Sustainable Development into the national economy. The purpose of this scientific work is to investigate the importance of sustainable development of regions in the process of economic integration. The huge potential of the Luhansk People's Republic needs controlled conscious development. Research methods: analysis, synthesis, deduction, analogy.
Keywords: development, sustainability, economy, ecology, resources, industry, potential, needs, future
- Введение
Тема устойчивого развития стала появляться в законодательстве и программных документах развитых стран более 20 лет назад и стала одной из актуальных тем в мире. Переход к устойчивому развитию сопоставляют с революционным прорывом в промышленности по своей значимости.
Концепция устойчивого развития нашла свое отражение и в российской правовой базе.
- Объекты и методы исследования
Объект данной работы – устойчивое развитие регионов в процессе интеграции экономик. Методы исследования: анализ, синтез, дедукция, аналогия.
- Исследование отечественного опыта применения Концепции устойчивого развития
Согласно Указу президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1.04.1996 г. № 440, устойчивое развитие – это «сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений» [2].
В Конституции РФ отсутствует понятие устойчивого развития, но отражены некоторые его положения. В преамбуле Конституции сказано об ответственности российского народа «за свою Родину перед нынешним и будущим поколениях» [1].
Положения Концепции устойчивого развития всё больше упоминаются и конкретизируются во многих правовых актах, экологических стандартах. Органам государственной власти рекомендуется в принятии хозяйственных решений, при издании нормативно-правовых актов придерживаться Концепции перехода РФ к устойчивому развитию [3].
14 июля 2021 г. было утверждено Распоряжение Правительства РФ N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ». Целью, которого является развитие инвестиционной деятельности и финансирование проектов, направленных на реализацию положений устойчивого развития [4].
В Луганской и Донецкой Народных Республиках также подписаны договоры, открывающие перспективы для устойчивого развития экономик ЛНР и ДНР. Например «Договор о создании единой таможенной территории и развитие экономической интеграции» будет способствовать синхронизации законодательств ЛНР, ДНР и РФ [7]. «Программы социально-экономического развития на 2022-2024 гг.» также должны обеспечивать устойчивое развитие экономик Республик и улучшение качества жизни населения [6]. Специалистам Минприроды с 2014 года было разработано более 20 законов в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Управление устойчивым развитием региона приобретает на сегодняшний день особую актуальность. Роль участия регионов в проведении экономической политики страны возрастает. Устойчивое региональное развитие призвано повысить качество жизни граждан отдельных территорий.
Новому сформированному региону России – Луганской Народной Республике – предстоит путь интеграции в Российское законодательство и общемировые стандарты, глубокое реформирование системы государственного регулирования развития региона. Приоритетом в развитии будет переход к устойчивому развитию нового региона России.
Власти ЛНР заключают договоры, которые обеспечат создание единого экономического пространства для устойчивого развития экономики Республики и улучшения качества жизни населения ЛНР.
Луганская Народная Республика обладает мощным экономическим и промышленным потенциалом, который долгое время оставался без внимания [5].
Промышленный комплекс Луганской Народной Республики представлен следующими основными отраслями: перерабатывающая промышленность; поставка электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха; добывающая промышленность и разработка карьеров; водоснабжение, канализация, обращение с отходами.
Перспективными для развития в регионе являются отрасли тяжелой промышленности, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры и энергетики. А также фармацевтическая и химическая отрасли. Железнодорожная сеть территории одна из самых плотных на постсоветском пространстве.
Развитие добывающей промышленности обусловлено достаточной минерально-сырьевой базой. Это позволяет не только поддерживать высокий промышленный потенциал региона, но и экспортировать некоторые виды минерального сырья и его продукты за ее пределы. В Луганской Народной Республике разведаны месторождения топливно-энергетического сырья (каменный уголь, газ (метан) угольных месторождений, микрозалежи свободного газа в угленосной толще, газ природный), негорючих твердых полезных ископаемых (строительные материалы, металлы), пресных и минеральных подземных вод [6].
Полная интеграция в РФ позволит региону максимально реализовать свой потенциал, сохранить и приумножить имеющиеся у региона огромные возможности.
Согласно экспертным оценкам, принятие новых территорий в Российскую Федерацию позволит обеспечить прирост общероссийских показателей по таким основным отраслям, как металлургия (на 20 %), угольная отрасль (на 6 %), производство зерновых (более чем на 10 %), подсолнечника (более чем на 20 %). При этом ВРП новых регионов в течение 5 лет достигнет порядка 3 трлн. рублей [9].
Именно имеющийся потенциал региона обуславливает необходимость перехода к стратегии устойчивого развития, которая представляет собой триаду: устойчивый экономический рост, благоприятные социальные условия жизни и «экологизация» всех сфер деятельности человека.
Основой стратегического планирования Луганской Народной Республики должны стать показатели устойчивого социально-экономического развития [8].
References
1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993 г. (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2. Указ президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1.04.1996 г. № 440. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 1225-р «Об одобрении Экологической доктрины Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 36. – Ст. 3510. – С. 8890.
4. Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 г. N 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития РФ». – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107200045?index=0&rangeSize=1
5. Закон «о программе социально-экономического развития Луганской Народной Республики на 2018 год». – Режим доступа: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/6025/
6. Распоряжение «Об утверждении программы социально-экономического развития Луганской Народной Республики на 2022-2024 годы» от 02.09.2021 г. № 921-р/21дсп
7. «Договор о создании единой таможенной территории и развитии экономической интеграции» Письмо Главы Донецкой Народной Республики Главе Луганской Народной Республики от 15.09.2021 г. – Режим доступа: https://dnrsovet.su/doc/zakon/zII323-d.pdf
8. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография / Т.В. Ускова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2019. – 355 с.
9. Региональное развитие новых регионов РФ / Министерство экономического развития Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/