The state of the labor market and training in logistics in Russia and in Astrakhan

UDC 33
Publication date: 29.05.2020
International Journal of Professional Science №5-2020

The state of the labor market and training in logistics in Russia and in Astrakhan

Состояние рынка труда и подготовка кадров в сфере логистики в России и в Астрахани

Lebedeva I.V.
candidate of social. sciences, associate professor
Caspian Institute of Sea and River Transport
Rozhko A.I., Associate Professor
Astrakhan State Technical University


Лебедева И.В.
кандидат соц. наук, доцент
Каспийский институт морсокго и речного транспорта
Рожко А.И, доцент
Астраханский государственный техниченский университет
Аннотация: В статье рассматривается ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в логистической сфере на рынке труда и образования в Астрахани и в целом в стране. Дается описание становления логистического образовнаия в России в целом и в городе Астрахани. Авторы перечисляют научные школы логистики, который внесли вклад в становление логистики в нашей стране.

Abstract: The article discusses the current situation in the logistics sector in the labor market and education in Astrakhan and in the whole country. A description of the formation of a logistics education in Russia as a whole and in the city of Astrakhan is given in the article. The authors list the scientific schools of logistics that have contributed to the development of logistics in our country.
Ключевые слова: логистика, рынок труда, научная школа, профессиональный стандарт, подготовка специалистов.



Keywords: logistics, labor market, scientific school, professional standard, training.


Первые упоминания о логистике в нашей стране датируются началом XX в. Именно в это время петербургские профессора путей сообщения издали труд под названием «Транспортная логистика». Разработанные модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе Первой мировой войны.

В СССР в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций.

В период Великой Отечественной войны службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта [1].

Однако серьезное развитие в России логистика получила во время рыночного реформирования экономики в свете перспектив, открывшихся для становления предпринимательства: отмена фондов и лимитов на материально-технические ресурсы и работа на основе формирования заказов, исходя из конъюнктуры рынка, свободный выбор хозяйственных партнеров по поставкам товаров и услуг, договорное ценообразование.

Термин «логистика» стал использоваться с начала 1990-х гг. для обозначения нового направления в теории и практике управления материальными потоками, т.е. для освещения всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов, готовой продукции, их доведением от поставщика до завода-изготовителя и от завода-изготовителя до конечного потребителя.

До этого в аналогичном значении использовались такие понятия, как «управление материалами», «физическое распределение», «рохрематика» и др. Практически одновременно в поле зрения логистики были вовлечены финансовый, сервисный и информационный потоки: финансовый – как инициирующий и поддерживающий материальные потоки; сервисный – как сопровождающий материальные потоки, обеспечивающий приращение потребительской ценности составляющих их объектов; информационный – как обслуживающий, работающий на формирование интегрированного логистического потока [6].

На рубеже XX–XXI вв. спрос российского предпринимательства на логистику существенно активизировался. Этот период характеризуется созданием и развитием отечественных научных школ логистики. Первая кафедра, позиционирующаяся в области логистики, готовящая и выпускающая специалистов, заявила о себе в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов как кафедра Коммерции и логистики. Став преемником кафедры Экономики и организации материально-технического снабжения, созданной в 1967 г., сегодня она имеет богатую историю, обеспечивая вклад в развитие фундаментальных и прикладных основ логистики, используя результаты исследований в подготовке бакалавров и магистров [1].

На текущий момент в Российской Федерации сформировались и получили известность многие научные школы логистики, в том числе петербургская, московская, южнороссийская, саратовская, самарская, уральская, иркутская.

Подробнее…

References

1. Волков М., Дунаев О. Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала / М. Волков, О. Дунаев / Торгово-промышленная палата Российской Федерации, TheBostonConsultingGroup, 2014. – С. 5–1
2. Дыбская В.В. Сергеев В. И. Школа отечественной логистики – становление и тенденции развития: к 10-летию кафедры логистики и Международного центра логистики ГУ-ВШЭ.// ЗНАНИЯ – СИЛА, №2(37) апрель 2010
3. Елисеев, С. Ю. Построение и оптимизация функционирования международных транспортно-логистических систем [Текст] / С. Ю. Елисеев. – М.: ВИНИТИ РАН, 2006. – 242 с
4. Консенсуальный принцип развития научной школы кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов: курс на инновации при сохранении традиций // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научноаналитический журнал. 2012. № 2. С. 431–434
5. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / под общ. и науч. ред. В. И. Сергеева. 2-е изд. М. : ИНФРА-М, 2013. С. 254
6. Фѐдоров, Л. С. Общий курс транспортной логистики [Текст]: учебное пособие по дисциплине специализации специальности «Менеджмент организации» / Л. С. Фѐдоров, В. А. Персианов, И. Б. Мухаметдинов; под общ. ред. Л. С. Фѐдорова. – М.: КноРус, 2011. – 309. – ISBN 978-5-406-01725-8.