Abstract: The article discusses the rehabilitation of disabled children. The experience of the MU "Social Rehabilitation Center for children with disabilities" in Magnitogorsk is shown. A study was conducted as a result of which it was established what difficulties specialists face in working with children with disabilities.
Keywords: rehabilitation, disabled children, social rehabilitation, rehabilitation center, nasological groups, adaptation, integration.
В настоящее время, согласно оценкам, значительными ограничениями возможностей здоровья страдают 1,3 миллиарда человек, или 16 % мирового населения, каждый шестой человек в мире [1]. В России в последние годы наблюдается стремительный рост числа инвалидов, по данным Росстата на 01 января 2022 г. 11 331 000 человек, из них 729 000 дети-инвалиды. Численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в Челябинской области 16690 человек [4]. На учете в МУ «Социально-реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска на 01 января 2022 г. 1317 человек [2].
В связи со сложившейся ситуацией государством разработана программа «Доступная среда», реализуемая в период с 2011 по 2030 год, в рамках которой создаются условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, однако в ситуации с социализацией детей-инвалидов данная программа не может решить всех вопросов [3]. Именно поэтому особую актуальность приобретает проблема улучшения условий и разработки эффективных технологий социализации и интеграции детей-инвалидов.
Главная проблема, с которой сталкиваются дети с ограниченными возможностями в процессе социализации – отсутствие полноценной связи с миром, вызванное ограниченной мобильностью, скудностью общения со сверстниками и невозможностью получить полноценное образование за пределами дома как другие дети.
Для анализа результатов реализации технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и их эффективности, было разработано и проведено исследование в МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска.
Анализируя отчетную документацию за 2022 г. курс реабилитации в учреждении прошли 1600 человек (дети-инвалиды, дети находящие на диспансерном учете в учреждениях здравоохранения), из них 1000 мальчиков, 600 девочек. За 2021 г. 1600 человек, 952 мальчика, 648 девочек.
По нозологическим группам детей, посещающих учреждение, можно разделить следующим образом (рис. 1):
- психоневрологические заболевания – 33%;
- нарушения опорно-двигательного аппарата – 18%;
- соматические, генетические заболевания, физические уродства – 20%;
- зрительно-слуховые нарушения – 10%;
- прочие – 19%.
Рисунок 1. Количество детей-инвалидов, посещающих учреждение в 2022 году, по нозологическим группам
Данные показатели говорят о том, что наибольшее количество детей, проходящих социальную реабилитацию, имеют психоневрологические заболевания (умственная отсталость, синдром Дауна, аутизм, эпилепсия и т.д.) – 33 %, заболевания с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, мышечные дистрофии, сколиоз, врожденные вывихи и т.д.) – 18 %. Примерно в одинаковом количестве соматические, генетические заболевания (ВПС, бронхиальная астма, хронический пиелонефрит, аномалии развития толстого кишечника и т.д.), и прочие заболевания (онкология, ВИЧ и т.д.) – 20 % — 19 % соответственно и 10 % дети со зрительно-слуховыми нарушениями.
Как мы видим большинство детей-инвалидов, посещающих наш центр, имеют психоневрологические заболевания. Это связано, с общей тенденцией увеличения числа возникновения у детей данных заболеваний. Что касается нашей работы с такими детьми, то эти дети отличаются неорганизованностью, а специалистам требуется постоянно повышать уровень профессиональной подготовки для оказания услуг эти детям (коррекционные занятия, медицинские мероприятия).
По возрастным группам дети распределяются следующим образом:
- от 0-3 лет – 11%;
- от 4-7 лет – 23%;
- от 8-14 лет – 46%;
- от 15- 18 лет – 20%.
Рисунок 2. Количество детей-инвалидов, посещающих учреждение в 2022 году, по возрасту
Полученные данные говорят, о том, что самой активной группой детей являются дети третьей возрастной группы (8-14 лет). Это можно объяснить следующим образом: для детей этого возраста предоставляемые услуги более доступны и разнообразны, дети-инвалиды других возрастных групп более неорганизованны.
Изучая особенности профессиональной деятельности специалистов учреждения, определяя круг проблем клиента и очередность их решения, общие технологии работы специалиста с клиентами. Нами было проведено исследование с целью выявления особенностей процесса реализации методов социальной реабилитации и трудностей, с которыми сталкиваются специалисты в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В анкетировании приняли участие 50 специалистов МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска. В анкете респондентам были предложены вопросы, посвященные разным особенностям реализации социальной реабилитации, и варианты ответа, предполагающие выделить длительность, формы и методы применяемой специалистами той или иной работы, оценить ее результативность.
На основе анализа результатов проведенного анкетирования установлено, что в опросе приняли участие специалисты в возрасте от 30 до 60 лет, в том числе педагоги дополнительного образования, психологи, воспитатели, логопеды, дефектологи, врачи, инструкторы ЛФК и АФК, массажисты, медицинские сестры.
Анализ материала показал следующее.
Мы выяснили, какие методы социальной реабилитации применяются специалистами. Психологами выделены методы психотерапии, психокоррекции. Логопедами, дефектологами – коррекционные занятия. Педагоги дополнительного образования, воспитатели проводят такие мероприятия как арт-терапия, музыкотерапия, игротерапия, мероприятия по организации досуга. Врачи – консультирование. Массажисты, медицинские сестры, инструкторы ЛФК и АФК – восстановительные процедуры, занятия, проведение мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ.
Анализируя формы реабилитационных мероприятий, применяемые в практике специалистов, были получены следующие варианты ответа: 40 % – индивидуальная форма, 27 % – групповая и 33 % выбирают обе формы в зависимости от ситуации.
Анализ ответов респондентов показал, что длительность реабилитационных мероприятий у 100 % специалистов составляет 30 минут.
Большинство респондентов отмечают показатели, по которым динамика изменений в состоянии ребенка наиболее заметна, 47 % специалистов отметили социальную адаптацию ребенка, 20 % выбрали коммуникативный потенциал, и 33 % навыки самообслуживания.
Важным оказался вопрос о том, какие трудности испытывают специалисты в реализации технологии социальной реабилитации, на данный вопрос респонденты ответили следующим образом: 45 % выбрали установление контакта с ребенком, 22 % отметили трудности во взаимодействии с семьей ребенка, и 23 % указали недостаточность оборудования для проведения мероприятий.
Также мы изучали мнение респондентов о том, какие мероприятия по социальной реабилитации хотелось бы использовать в практике, но у учреждения нет такой возможности. Специалисты перечислили следующие направления, которые они хотели бы применить в работе с детьми с ограниченными возможностями: анималотерапия, гарденотерапия, мульт терапия, использование дополнительного оборудования для сенсорной комнаты, кабинетов для коррекционных занятий.
В заключении анкетирования мы узнали мнение специалистов о том, какие меры могли бы повысить результативность социальной реабилитации детей-инвалидов. Ответы респондентов распределились следующим образом: большинство, а именно 53 % считают, что этому способствовало бы повышение уровня социальной культуры семьи и обеспечение преемственности реабилитационных мероприятий в семье, 21 % отметили обеспечение реализации технологий социальной реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, культуры и спорта, и 26 % за то, чтобы включить новые виды индивидуальной и коллективной реабилитационной деятельности
Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы:
- выбор и использование методов социальной реабилитации зависит от того, какой запрос имеют определенные специалисты, какую цель они ставят в своей работе с ребенком, с каким индивидуальным случаем сталкиваются;
- та или иная форма работы обусловлена и видом деятельности специалиста, так например логопед, психологи, дефектолог, врач, массажист выбирают индивидуальную форму работы с ребенком или его семьей, педагоги, воспитатели, инструктор АФК, ЛФК, предпочитают групповую форму, но также в зависимости от ситуации специалисты могут применять обе формы для более успешного результата;
- норма длительности одного занятия для ребенка с ограниченными возможностями здоровья составляет 30 минут. Это предусмотрено для того, чтобы обеспечить максимально возможную концентрацию внимания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не вызывая при этом переутомления;
- большинство методов технологии социальной реабилитации в учреждении направлены на развитие у детей адаптационных способностей для их дальнейшей интеграции в общество, обучение навыкам самообслуживания, повышение коммуникативного потенциала;
- специалистам не всегда удается достичь согласованных и взаимосвязанных с семьей ребенка действий. Многие родители проявляют такие типы реагирования как отрицание, агрессия, депрессия. Зачастую сами родители нуждаются в помощи, они неуверенны в своих силах и воспитательных возможностях, также прибавляются проблемы неполной семьи. Трудности в установлении контакта с самим ребенком обусловлены индивидуально-психологическими особенностями характера и эмоциональных состояний ребенка, его трудновоспитуемостью, педагогической запущенностью;
- специалисты хотели бы обновить материально-техническую базу учреждения;
- специалисты выразили желание обеспечить преемственность реабилитационных мероприятий в семье, так как наибольшие трудности вызывает именно взаимодействие с семьей. Важно обучить родителей правилам взаимодействия, показать им, в чем именно состоят проблемы ребенка и порекомендовать путь решения этих проблем.
Исходя из вышеизложенного, стоит отметить, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в деятельности специалистов, реализующих социальную реабилитацию детей с ОВЗ немало трудностей. Вместе с тем, очевидно, что в социальной реабилитации каждого ребенка есть положительные результаты. Важно, что решать вопросы нужно всем вместе, в социальную реабилитацию ребенка с ОВЗ должны быть включены ресурсы и семьи и специалистов специализированных учреждений.
References
1. Всемирная организация здравоохранения. – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health (дата обращения 12.02.2023 г.).2. МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г.Магнитогорска. – URL: https://src-magnitogorsk.gov74.ru/ (дата обращения 12.02.2023 г.).
3. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. – URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения 12.02.2023 г.).
4. Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения 12.02.2023 г.).