Abstract: The article reveals the methodological features and specifics of the structure and content of an open lesson in secondary vocational education using the example of a literature lesson (a subject of the general education cycle) with professionally oriented content for the specialty 40.02.02 Law Enforcement.
Keywords: teaching methods; activity-based approach technology; open lesson; professionally oriented content; intensive speech development methodology; functional literacy; mature reading skill; oratory skill; debate; discussion.
В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения осталось занятие. В чем же новизна современного занятия в условиях введения ФГОС? В соответствии с новыми стандартами педагогам необходимо усилить мотивацию к познанию окружающего мира, показать, что занятие – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а – поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни, в профессиональной деятельности.
Важной задачей каждого педагога при реализации ФГОС является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода, профессионально-ориентированного содержания. Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов и приемов, педагогических технологий, активизирующих активность и деятельность, развивающих личность в процессе различных видов деятельности. Поэтому деятельностный подход так востребован в организации образовательного процесса при реализации требований ФГОС.
Деятельностный подход в образовании – это методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения, в которых обучающий и обучаемый являются субъектами взаимодействия, равными по значимости» [4].
«Открытый урок – это маленький шедевр. Иначе за него не стоит браться», — писал М.М. Поташник, доктор педагогических наук, профессор в методическом пособии «Как подготовить и провести открытый урок (современная технология)».
Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы преподавателя, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.
Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения мультимедийных технологий, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы со студентами.
Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
Открытые занятия для всех преподавателей направлены на оказание помощи в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Особенности проведения открытого занятия
Выбор темы открытого занятия предоставляется преподавателю с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать применяемые методические приемы и методы, организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия. Тем не менее, рекомендуется отдать преимущество более сложным темам программы, темам, недостаточно освещенным в учебно – информационной литературе или темам, требующим особых методик для успешного освоения».[2]
Например. Открытый урок литературы в группах по специальности 40.02.20 «Правоохранительная деятельность».
Диспут (Дискуссия) по теме «Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Оправдывает ли цель средства достижения цели в профессиональной деятельности следователя?» (Раздел. Произведения современной литературы. Роман братьев Стругацких «Эра милосердия»).
Открытое занятие должно иметь методическую цель, в которой отражается то, что преподаватель хочет показать посещающим урок.
Например: «Ознакомление педагогов с методикой интенсивного речевого развития Львовой Светланы Ивановны» (Доктора педагогических наук, профессора, занимающейся разработкой и внедрением в преподавание современных подходов, обеспечивающих результативность и эффективность обучения, системно-деятельностный подход в обучении; формирование видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; с именем С. И. Львовой тесно связаны основные достижения современной методики преподавания).
Например. Методическая цель: Формирование видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Диспут как вид речевой деятельности.
«Открытые занятия проводят опытные, творчески работающие преподаватели, имеющие высокий уровень методической подготовки, и обеспечивающие высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Урок преподавателя, работающего по старому, не может быть источником инновационного опыта.
Открытые занятия посвящаются только актуальным проблемам методической науки» [2].
Например. Методика интенсивного речевого развития является одной из наиболее плодотворных и активно разрабатывающихся в современной науке. Целенаправленное формирование видов речевой деятельности напрямую связано с понятием функциональной грамотности, владение которой является важной характеристикой коммуникативно развитой личности в современном обществе. Функциональная грамотность предполагает, прежде всего, способность человека извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию в ежедневной, профессиональной и общественной жизни. Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность – способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию.
В результате формирования функциональной грамотности совершенствуется лингвистическое мышление, языковой и эстетический вкус, что обеспечивает точное выражение мысли, мобильный, оперативный поиск и использование необходимых сведений в процессе общения, контроль внутреннего программирования речевого высказывания, формирование индивидуального стиля речи языковой личности. В связи с этим в области чтения и аудирования обучающиеся должны учиться использовать разные виды чтения и работы с текстом в зависимости от коммуникативной задачи: извлекать необходимую информацию из различных источников, владеть основными приёмами информационной переработки устного и письменного текста.
Навыки зрелого чтения – необходимое условие речевой эффективности. Овладение процессом чтения тождественно развитию внутренней речи, поэтому понимание смысла текста (контекста) связано с переводом прочитанного в образы, эмоции.
«Мы не должны учить читать, мы должны учить понимать текст», — писал психолингвист А.А. Леонтьев. Свободное чтение, зрелое (осознанное), и понимание текста помогают перерабатывать большее количество информации и экономить время, формируют и вкус к чтению как таковому. А умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий речевой эффективности.
В методике обозначены наиболее важные умения и навыки чтения и аудирования, которые требуют целенаправленного формирования: понимать коммуникативную цель чтения (слушания) текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; осознавать содержание исходного текста, фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, конспекта, резюме, полного или сжатого пересказа (устного или письменного); определять основную мысль текста, его стиль и тип речи; дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию, выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; прогнозировать содержание текста по заголовку, по данному началу, предвосхищать возможное развитие основной мысли; комментировать и оценивать информацию исходного текста; осознавать особенности текста и смысловые трудности его восприятия; заполнять или самостоятельно составлять схемы, таблицы на основе текста; использовать информацию исходного текста в других видах деятельности. Процесс чтения текста предполагает формирование умения выразительного чтения вслух.
Реализация надпредметной функции создаёт условия для активного использования в образовательном процессе новых информационных и коммуникационных технологий, т.к. хорошее владение устной и письменной речью в сетевом варианте является одним из показателей уровня культуры коммуникации и одним из условий успешного обучения на расстоянии (в дистанционной форме).
Методика интенсивного речевого развития речи предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать речевое высказывание. Такая направленность имеет надпредметное значение, позволяет успешно реализовывать свои познавательные и творческие потребности как в науке, так и при получении профессионального образования» [3].
Например. Урок – диспут (дискуссия) – это урок комплексного применения знаний. Он имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Стимулирует активность и самостоятельность суждений. Диспут и дискуссия способствуют развитию критики и самокритики, логики мышления и культуры речи.
Для успешного решения оратором трех основных задач:
— доказать свое положение, т.е. продемонстрировать истинность приводимых фактов и аргументов;
— доставить слушателю эстетическое удовольствие;
— воздействовать на волю и поведение слушателей, побудить к активной деятельности
— необходимо вдумчивое чтение текста художественного произведения (Роман братьев Стругацких «Эра милосердия»), изучение документа (Уголовно — процессуальный кодекс РФ), анализ фрагментов фильма «Место встречи изменить нельзя» (реж. С Говорухин) с позиций закона и профессиональной этики:
— «задержание и допрос Константина Сапрыкина (Кирпича)»;
— «спор Жеглова и Шарапова об офицерской чести, законе и подлоге при расследовании преступления».
Открытое занятие должно иметь новизну.
Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения.
Например. Эпизоды романа и фрагменты фильма, взятые за основу для раскрытия проблематики текста, определяются как жёсткий спор, диспут, который строится как противостояние.
А форма занятия «дискуссия» предполагает соответствие законам ведения дискуссии. И эти принципиальные различия диктуют выбор языковых средств, чёткую нравственную позицию, профессиональные знания, степень эмоционального подключения к проблемной ситуации.
Диспут «Спор Жеглова и Шарапова об офицерской чести, законе и подлоге при расследовании преступления»:
— спор – борьба «противников»;
— спор за слушателя;
— спор – противопоставление;
— спор – пропаганда.
Дискуссия «Оправдывает ли цель средства достижения цели в профессиональной деятельности следователя?»
Спор – обсуждение единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках правильных путей и средств, при достижении одной и той же цели:
— спор слушателей;
— спор – сопоставление;
— спор – исследование.
Задачи урока-диспута (дискуссии):
— формирование представлений о художественной литературе как искусстве слова;
— расширение кругозора;
— вхождение в мир социальных, профессиональных отношений людей, нравственных основ жизни;
— погружение в мир литературной речи, ее силы, красоты, образности, связности, знакомство с разными жанрами литературных произведений;
— формирование навыков ораторского искусства;
— развитие чувственно-эмоциональной сферы, его способности сопереживать героям;
— воспитание чувства гуманизма, чувства такта, отзывчивости, чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; чувство гордости за избранную профессию, формирование умения управлять эмоциями.
Открытое занятие должно содержать новое для посещающих. Занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например особую структуру.
Например. Форма занятия – диспут (дискуссия) – достаточно редкая форма организации учебного процесса. Но именно такая форма помогает решать очень важную задачу, ставшую особо актуальной именно в век информационных технологий – развивает речь учащихся. Без грамотной речи, без владения культурой ведения дискуссии, определяющей качество коммуникации, невозможно воспитать гармонично развитого и образованного человека, истинного профессионала.
Структура занятия «диспут» позволяет гармонично соединить достижения классического искусства с современными технологиями:
— удиозапись романа братьев Стругацких «Эра милосердия»;
— документальная кинохроника периода Великой Отечественной войны о работе следователей МУРа;
— фрагменты художественного фильма «Место встречи изменить нельзя» (реж. С Говорухин);
— презентации обучающихся, содержащие тезисы защиты одной из сторон «противостояния» с опорой и ссылками на Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
— видеопроектор, экран для демонстрации презентации и видеоматериалов.
Открытое занятие отражает работу преподавателя над методической темой. Например. Методическая тема «Ориентированность на текст как важнейшую составляющую современного гуманитарного образования»
(Урок – Диспут (Дискуссия) по теме «Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Оправдывает ли цель средства достижения цели в профессиональной деятельности следователя» (Произведения современной литературы. Роман братьев Стругацких «Эра милосердия»).
Открытое занятие должно доказать преимущества (высокую эффективность) новации.
Например: Урок-Диспут (Дискуссия) удовлетворяет требованиям ведущего типа деятельности, её целям: расширению литературного образования, предусмотренного программой (информационно-предметная цель); формированию эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, творческими людьми (деятельностно-коммуникативная цель); усвоению гуманитарного потенциала искусства, формированию мировоззрения (ценностно-ориентационная цель).
Интегрированная образовательная деятельность соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга
Например. Урок-Диспут (Дискуссия) по теме «Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Оправдывает ли цель средства достижения цели в профессиональной деятельности следователя» (Произведения современной литературы. Роман братьев Стругацких «Эра милосердия»)
Образовательные области: Русская литература, Мировая художественная культура (киноискусство), Культура речи, Право, Обществознание, Уголовное право.
Выбор методических приемов, методов обучения, ТСО должен способствовать реализации методической цели. Преподаватель на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание.
Например. Методические приемы, методы обучения.
- Выбор темы урока-диспута (дискуссии): «Оправдывает ли цель средства достижения цели в профессиональной деятельности следователя?» продиктован:
— актуальностью и профессиональной ориентированностью;
— социальной значимостью;
— воспитательной ценностью;
— дискуссионностью, возможностью выражения нескольких точек зрения на данную проблему у людей, стоящих на единых позициях;
— соответствием интересам аудитории;
- Система вопросов исключает однозначный ответ:
— какое понимание профессионального долга у героев произведения?;
— как, с точки зрения закона, осуществляет задержание и допрос вора Глеб Жеглов? Какие статьи закона нарушены? Как герой объясняет право на нарушение? Согласны ли вы аргументацией героя?;
— какой смысл вкладывает Шарапов в понятия «закон», «офицерская честь»? Как герой аргументирует свое несогласие с позицией Жеглова? Согласны ли вы аргументацией героя?;
— чьи контраргументы вы считаете убедительными? В чём их сила?
- Диспут во многом зависит от ведущего, который должен:
— четко обосновать выбор обсуждаемой темы;
— остро и дискуссионно поставить перед аудиторией вопросы, заставить думать.
Необходимо, чтобы ведущий отвечал следующим требованиям.
Первое и главное требование – это глубокая убежденность, уверенность в правоте своих взглядов.
Второе требование – глубокие знания, хорошее знакомство с вопросом, о котором идет речь, умение аргументировано доказать свою точку зрения.
Третье требование – тактичность.
Четвертое требование к ведущему – эмоциональность.
Особую роль в диспуте играет заключительное слово ведущего, в котором подводятся итоги, и дается научно обоснованный ответ на обсуждаемые вопросы.
Заключительное слово имеет важное значение, и поэтому к нему предъявляются определенные методические требования. Оно должно быть:
— кратким, ярким и убедительным;
— указывать правильное решение поставленной проблемы;
— опираться на наиболее удачное и интересное выступление.
Выступления участников могут содержать:
— высказывания современников;
— чтение изречений, афоризмов;
— данные социологического опроса по проблеме;
— выдержки из документов и др.
Оформление и оборудование урока-диспута. Пример приведен выше.
Мы считаем, что применение представленных в работе методических особенностей проведения открытого занятия с профессионально-ориентированным содержанием на примере урока литературы для специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса.
References
1.Методическое пособие. Поташник М. М. Требования к современному уроку методическое пособие / М.М. Поташник. — Москва : Центр педагогического образования, 2013. — 271 с.; 21. — (Образование XXI века)2. Методическое пособие. Поташник, Марк Максимович.Как подготовить и провести открытый урок (современная технология) [Текст] : методическое пособие / М. М. Поташник, М. В. Левит. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Москва : Пед. о-во России, 2010. - 143 с.; 21 см. - (Образование XXI века)
3. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы (автор-составитель С.И.Львова). Москва: Мнемозина. 2018 с.4
4. Электронный ресурс удалённого доступа. Как подготовить и провести открытый урок. Методические рекомендации Инфоурок Режим доступа: https://infourok.ru/material.html?mid=129588
5. Статьи из журналов и сборников. Андреев В.И. Деловая риторика. Практический курс делового общения и ораторского мастерства / В.И.Андреев. - М.: Народное образование, 2009. - 208 с.
6. Учебное пособие. Стрельцов, Ю. А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга : учеб. пособие/Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова; Московский государственный университет культуры и искусств. - М., 2008. - 272 с
7. Учебное пособие. Современные технологии социально-культурной деятельности : учеб. пособие для вузов / ред. Е. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Издательство ООО «Наука-бизнес-общество», 2011. – 512 с.
8. Основы искусства речи : [Пер. с англ.] / Поль Л. Сопер. - 2-е изд., испр. - Москва : Прогресс : Прогресс-академия, 2013. – 415с
9. Как победить в споре [Текст] : о культуре полемики / А. В. Стешов. - Ленинград : Лениздат, 1991. - 187
10. Словарь русского языка : Ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 14-е изд., стер. - Москва : Рус. яз., 1983. - 816 с
11. Риторика и культура речи / JI. А. Введенская, JI. Г. Павлова. —Изд. 12-е, стер. —Ростов н/Д :Феникс, 2012. —537 с.