Technology for repairing a linear oil pipeline without stopping oil transfer in the Far East

UDC 622.692.4-049.32
Publication date: 29.08.2025
International Journal of Professional Science №8(2)-25

Technology for repairing a linear oil pipeline without stopping oil transfer in the Far East

Технология ремонта линейного нефтепровода без остановки перекачки нефти на Дальнем Востоке

Perminov Ivan Andreevich,
Malinovskaya Svetlana Anatolevna,
1. Far Eastern State Transport University.
2. Far Eastern State University of Transport, Assoc. Departments of
"Oil and Gas Engineering, Chemistry and Ecology"


Перминов И.А.,
Малиновская С.А.,
1. гр. БО941НГД,
Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
2. Дальневосточный государственный университет путей сообщения, доц. Кафедры «Нефтегазовое дело, химия и экология»
Аннотация: В данной статье рассматриваются современные технологии ремонта линейных нефтепроводов без остановки перекачки нефти. Анализируются основные методы, такие как установка обводных линий, использование хомутов высокого давления и композитных бандажей, а также сравниваются их эффективность, стоимость и надежность. Приводятся практические примеры применения данных технологий и оцениваются их преимущества перед традиционными методами ремонта.

Abstract: This article discusses modern technologies for repairing linear oil pipelines without stopping oil pumping. The main methods, such as the installation of bypass lines, the use of high-pressure clamps and composite bandages, are analyzed, and their effectiveness, cost, and reliability are compared. Practical examples of the use of these technologies are given and their advantages over traditional repair methods are evaluated.
Ключевые слова: нефтепровод, ремонт без остановки перекачки, обводная линия, композитный бандаж, хомут высокого давления.

Keywords: oil pipeline, repair without stopping pumping, bypass line, composite bandage, high-pressure clamp.


ВВЕДЕНИЕ

Линейные нефтепроводы являются критически важными элементами нефтегазовой инфраструктуры, обеспечивающими транспортировку углеводородов на большие расстояния. В процессе эксплуатации возникают повреждения, вызванные коррозией, механическими воздействиями или дефектами сварных швов. Традиционные методы ремонта требуют остановки перекачки, что приводит к значительным экономическим потерям.

Альтернативой являются технологии ремонта без остановки перекачки, позволяющие минимизировать простои и повысить надежность трубопроводных систем. В данной статье рассматриваются основные методы такого ремонта, их преимущества и ограничения, а также приводятся практические примеры их применения.

Основные методы ремонта без остановки перекачки

  1. Установка обводных линий (байпасов)

Применяется при необходимости замены участка трубопровода. В поврежденной зоне монтируется временная обводная труба, позволяющая перенаправить поток нефти. После этого поврежденный участок демонтируется и заменяется новым.

Преимущества:

— Возможность проведения масштабных ремонтных работ;

— Относительно низкие риски для основного трубопровода.

Недостатки:

— Требуется дополнительное оборудование и время на монтаж;

— Ограниченная применимость в труднодоступных местах.

  1. Использование хомутов высокого давления

Хомуты представляют собой металлические или композитные накладки, которые устанавливаются на поврежденный участок и герметизируют его под давлением.

Преимущества:

— Быстрый монтаж (ремонт занимает несколько часов);

— Возможность работы под высоким давлением.

Недостатки:

— Временное решение, требующее последующей замены участка;

— Ограниченная эффективность при значительных повреждениях.

  1. Композитные бандажи

Технология основана на наложении армированных композитных материалов (стекло- или углеволокно) с эпоксидными смолами на поврежденный участок. После затвердевания бандаж обеспечивает механическую прочность и герметичность.

Преимущества:

— Долговечность (срок службы до 20 лет);

— Возможность ремонта без снижения давления.

Недостатки:

— Высокая стоимость материалов.

— Требовательность к подготовке поверхности.

Таблица 1

Сравнение методов

Метод ремонта Скорость ремонта Стоимость Долговечность Применимость
Байпасная линия Низкая Высокая Временное Широкое
Хомуты высокого давления Высокая Средняя Временное Локальное
Композитные бандажи Средняя Высокая Постоянное Локальное

 Практическая часть

Рассматривается участок магистрального нефтепровода на Дальнем Востоке со следующими параметрами:

Диаметр (D): 720 мм;

Рабочее давление (P): 5 Мпа;

Суточный объем перекачки (Q): 50 000 м³/сут;

Стоимость нефти: 4 500 руб./баррель ≈ 35 000 руб./м³ (с учетом логистики в отдаленных регионах).

Расчет потерь при традиционном ремонте

Время простоя: 5 суток (120 часов) – увеличенный срок из-за сложной логистики.

Потери от недопоставки нефти:

50 000 м3/сут×5 сут×35 000 руб./м3=8,75 млрд руб.50000м3/сут×5сут×35000руб./м3=8,75млрд руб.

Затраты на ремонт:

Остановка и запуск перекачки: 18 млн руб.

Замена участка трубы (с учетом доставки материалов): 45 млн руб.

Итого: 63 млн руб.

Общие затраты:

8,75 млрд руб.+0,063 млрд руб.=8,813 млрд руб.8,75млрд руб.+0,063млрд руб.=8,813млрд руб.

Расчет затрат при ремонте без остановки (композитный бандаж)

Время ремонта: 12 часов (0,5 суток) – увеличенное время из-за сложных погодных условий.

Потери от снижения производительности:

При ремонте возможно снижение перекачки на 10% (5 000 м³).

5 000 м3×35 000 руб./м3=175 млн руб.5000м3×35000руб./м3=175млн руб.

Затраты на ремонт:

Композитный бандаж (с учетом доставки в отдаленный регион): 27 млн руб.

Работы по наложению (с учетом повышенных зарплат на ДВ): 9 млн руб.

Итого: 36 млн руб.

Общие затраты:

175 млн руб.+36 млн руб.=211 млн руб.175млн руб.+36млн руб.=211млн руб.

Сравнение экономической эффективности

Показатель Традиционный ремонт Ремонт без остановки
Время простоя 5 суток 12 часов
Потери от недопоставки 8,75 млрд руб. 175 млн руб.
Затраты на ремонт 63 млн руб. 36 млн руб.
Общие затраты 8,813 млрд руб. 211 млн руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технологии ремонта нефтепроводов без остановки перекачки позволяют минимизировать экономические потери и повысить надежность трубопроводных систем. Наиболее эффективными методами являются композитные бандажи (для локальных повреждений) и байпасные линии (для масштабных ремонтов). Дальнейшее развитие направлено на автоматизацию процессов и применение новых композитных материалов.

References

1. API 1160 – Managing System Integrity for Hazardous Liquid Pipelines.
2. ГОСТ Р 55089-2012 – Технологии ремонта трубопроводов без остановки транспортировки.
3. Иванов А.В. Современные методы ремонта магистральных нефтепроводов. – М.: Недра, 2020.
4. СП 36.13330.2018 "Магистральные трубопроводы" (актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85).
5. ГОСТ Р 55089-2012 "Технологии ремонта трубопроводов без остановки транспортировки".
6. Данные ПАО "Транснефть" по эксплуатации нефтепроводов в ДФО.