IT managers as one of the new social associations

UDC 04
Publication date: 24.09.2024
International Journal of Professional Science №9-1-2024

IT managers as one of the new social associations

IT-менеджеры как одно из новых социальных объединений

Klochko Ivan Vladimirovich
Postgraduate student of the Department of Humanities and Social Sciences,
ANO VO "Belgorod University of Cooperation, Economics and Law"


Клочко Иван Владимирович
аспирант кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»
Аннотация: В настоящей статье автор кратко исследует особенности IT-менеджеров как одного из качественно новых для российской практики социальных объединений. Прежде всего, автор отмечает причины возникновения данной социальной общности, акцентирует внимание на ее отличительных характеристиках. В работе сделан очевидный вывод о том, что в дальнейшем развитие и высокий уровень практической значимости такого социального объединения сохранится, а также преумножится, поскольку ИКТ продолжает свое развитие и повсеместное практическое распространение. Настоящая статья будет интересна теоретикам и практикам, преподавателям и студентам технических и экономических специальностей, а также широкому кругу читателей, интересующихся свойствами современного российского рынка труда.

Abstract: In this article, the author briefly examines the characteristics of IT managers as one of the qualitatively new social associations for Russian practice. First of all, the author notes the reasons for the emergence of this social community, focuses on its distinctive characteristics. The work makes an obvious conclusion that in the future, the development and high level of practical significance of such a social association will be preserved, and will also increase, since ICT continues its development and widespread practical distribution. This article will be of interest to theorists and practitioners, teachers and students of technical and economic specialties, as well as a wide range of readers interested in the properties of the modern Russian labor market.
Ключевые слова: социологический портрет, карьерная модель, профессиональная модель, профессиональная группа, ИТ-специалисты, ИТ-сектор, социологический аспект.

Keywords: sociological portrait, career model, professional model, professional group, IT specialists, IT sector, sociological aspect.


В современном обществе ИКТ распространяются довольно быстро, это ключевая сфера современной профессиональной деятельности, параллельно оказывающая всестороннее влияние на другие области и отрасли. Цифровизация всех сфер общественной жизни началась в российской истории в начале 2000-х годов и сегодня достигла невероятного расцвета. С каждым годом ее значимость увеличивается, приобретает все новые формы, распространяя свое прямое или косвенное влияние на новые виды общественных отношений. Очевидно, что в дальнейшем подобная тенденция сохранится, будет преумножена и выражена в качественно новых формах – это объективное требование современной жизни [2]. Все это, в конечном итоге, довольно быстро привело к формированию самостоятельной социальной общности – работников сферы ИКТ, а также отдельных специалистов данной области, например, IT-менеджеров. Сегодня данная социальная общность приобрела уже свою сформированность, выраженность и достаточную устойчивость.

Исследователи отмечают уникальный характер данного социального объединения, что в реальности выражается в абсолютном уходе с традиционно-теоретической структуры социальной общности на практически-ориентированную [3]. Причинами этого явления авторы называют современный и показательный характер рассматриваемой сферы профессиональной деятельности.

Итак, данная социальная общность отличается следующими уникальными характеристиками.

Прежде всего, следует говорить о том, что IT-менеджеры сложно вписываются в традиционное понимание профессиональной группы, поскольку представляют довольно значительный по своим различным характеристикам специальности и профессии. Поэтому социологи говорят о более уместном упоминании IT-менеджеров как социальной общности или объединения, что терминологически более логично. Некоторые исследователи также пишут о принадлежности IT-менеджеров к определенной профессиональной общности, объединенной непосредственно по профессиональному признаку. Очевидным в рассматриваемом контексте выступает то, что такая общность обособленна, самостоятельна и уже давно занимает свою нишу в совокупности социальных общностей [3].

Во-вторых, очевидной и логичной выступает высокая степень практической значимости данного социального объединения. Причины этого кратко уже рассматривались во введении настоящей научной статьи. Предполагается, что сегодня IT-менеджеры актуальны не только для непосредственно профессиональных, но и разного рода бытовых задач. Все больше специалистов участвуют в разного рода информационном сопровождении, которое сегодня стало отдельным самостоятельным видом деятельности.

В-третьих, необходимо говорить также о наличии совокупности профессиональных и личностных качеств, которые, в конечном итоге, позволяют выделить IT-менеджеров в отдельную социальную общность. В частности, можно среди таковых обозначить следующие:

– особый уровень образования и профессиональной компетенции: очевидно, что большая часть специалистов данной сферы качественно разбираются в ИКТ-инструментах, даже если их непосредственный профессиональный функционал напрямую не связан с техническими аспектами [5];

– особые психологические характеристики и качества, что выражается, например, в наличии у таких специалистов повышенного уровня внимания и ответственности, умении работать в режиме многозадачности, техническом складе мышления, т.е., навыках выражать в техническом виде традиционных вещей;

– иное (схема 1) [1].

Схема 1. Схема компетенций IT-менеджера

Кроме позитивных моментов, здесь также следует отметить и ряд негативных характеристик, среди которых, в частности, специалисты выделяют социальное неравенство ввиду особо ценного ресурса человеческого капитала как такового, специфические позиции в капиталистическом обществе, а также иные. Все это автоматически обособляет IT-менеджеров, делает их особенными по отношению ко многим другим специалистам, организуя конкуренцию даже в собственной профессиональной среде [2].

В-четвертых, высокая практическая значимость данной социальной общности в контексте ее участия в процессах интеграции российского общества, местной продукции и ИКТ-инструментов в мировую практику. Несмотря на то, что в России сфера ИКТ получила свое распространение не так давно, ориентируясь при этом на американские и западные образцы, тем не менее, в настоящее время именно российская практика достигла значительных высот и серьезного развития, в т.ч. за счет собственных инновационных разработок и новаторских идей. И достаточно очевидно, что именно ИКТ-сектор сегодня выступает самым прогрессивным в контексте распространения российской практики на мировом уровне. Это, к слову, тоже выделяет данную социальную общность среди других, делает ее более уникальной и в определенной степени даже особенной.

В-пятых, ученые также выделяют такую особенность IT-менеджеров как формирование внутри данной общности собственной идентичности, которая на практике выражается в наличии собственного языка, склада мышления, стиля жизни, определенного набора символов и образов, используемых в профессии и быту. Говоря об этой характеристике, можно отметить ее некоторую двойственность: с одной стороны, это уникальный набор свойств, качеств, достаточно устойчивый, который одновременно постоянно развивается и обновляется, потому что это выступает существенной характеристикой самой ИКТ-сферы как таковой [4].

Кроме того, можно дополнительно выделить и другие отличительные черты социального объединения IT-менеджеров:

– наличие ярко выраженной, устойчивой заинтересованности к ИКТ и их роли в бизнес-процессах;

– ориентация на инновации, непрерывное обучение, постоянное развитие;

– умение эффективного управления командами, ресурсами, проектами, другими источниками;

– гибкость, динамичность, способность быстро адаптироваться к разного рода изменениям;

– высокий уровень персональной ответственности и стремление к достижению результатов;

– иные [1; 5].

Все изложенное, в конечном итоге, свидетельствует не только о том, что в настоящее время социальная общность IT-менеджеров уже однозначно сформировалась и выделилась, но также о том, что данное объединение существенным образом отличается от многих других, в т.ч. представителей смежных профессий, профессиональных групп. Возникновение данного социального объединения обусловлено – что очевидно – объективными причинами, актуальными не только для именно российского, но и для любого другого современного общества. Тем более что российское государство значительным образом поддерживает представителей данной социальной общности, нормативно вводя определенные привилегии и преференции для таких специалистов (например, отсрочка от военной службы или специальные условия ипотечного жилищного кредитования, существующие в настоящее время) [4]. Предполагается, что все обозначенные в настоящем исследовании тенденции сохранятся, устоятся и преумножатся в дальнейшем.

По итогам изложенного выше материала, кратко сформулируем некоторые выводы по теме.

Прежде всего, необходимо обратить внимание, что само по себе возникновение такой уникальной социальной общности как IT-менеджеры стало для российской практики чем-то логичным, очевидным, актуальным в связи с внешними и внутренними условиями. Впоследствии данное социальное объединение получило свое развитие, широкое распространение, что, очевидно, продолжится и в будущем.

В настоящей работе более детально рассмотрены следующие отличительные характеристики IT-менеджеров как одного из новых социальных объединений:

– гибкость, динамичность, способность быстро адаптироваться к разного рода изменениям;

– высокий уровень персональной ответственности и стремление к достижению результатов;

– наличие совокупности профессиональных и личностных качеств, которые и позволяют выделить IT-менеджеров в отдельную социальную общность;

– высокая практическая значимость в контексте участия в процессах интеграции российского общества, местной продукции и ИКТ-инструментов в мировую практику;

– формирование внутри данной общности собственной идентичности [3; 5];

– иные.

Как видно из представленного анализа, сегодня IT-менеджеры – это уже прочно вошедшая в российскую практику социальная категория, которая продолжает активное развитие, всесторонне поддерживаемое и самим государством. Поэтому можно уверенно говорить о значительных перспективах развития IT-менеджеров, об их стабильном положении как обособленной социальной общности, об усилении степени влияния в профессиональной среде и других актуальных тенденциях.

References

1. Дерюгин, П.П., Баннова, О.С., Маранчак, А.Г. Социально-профессиональная группа ИТ-специалистов: концептуализация теоретико-методологических оснований исследования // Дискурс. – 2023. – № 2. – Т. 9. – С. 78-92.
2. Земнухова Л. В. Работники сферы информационных технологий как профессиональная общность в современном обществе // Петербургская социология сегодня. – 2020. – № 2. – С. 402–420.
3. Касьяненко, И., Алабин, А. «Айтишники» как современная профессиональная группа // Интеракция. Интервью. Интерпретация. – 2017. – Т. 9. – № 14. – С. 98–104.
4. Мищенко, А.С. «Инноваторы» как особая социально-профессиональная группа в современной России // Петербургская социология сегодня. – 2016. – № 7. – С. 319–349.
5. Старцева, Н.Н. Методология изучения программистов как профессиональной общности: социологический аспект // Электронный научный журнал «Дневник науки». – 2022. – № 6. – С. 159-163.
6. IT-отрасль: трудовые ресурсы [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/741595550.pdf