Conceptual foundations of the change management process in a modern educational organization

UDC 378
Publication date: 30.11.2019
International Journal of Professional Science №11-2019

Conceptual foundations of the change management process in a modern educational organization

Концептуальные основы процесса управления изменениями в современной образовательной организации

Neprokina Irina Vasilyevna
Doctor of Education, Professor,
Togliatti State University


Непрокина Ирина Васильевна
доктор педагогических наук, профессор
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»
Аннотация: В данной статье рассматриваются концептуальные основы управления изменениями в образовательной организации. В статье раскрываются особенности трех моделей управления изменениями, которые могут быть представлены как концептуальные основы системы управления изменениями в образовательной организации.

Abstract: This article discusses the conceptual framework of change management in an educational organization. The article reveals the features of three models of change management, which can be presented as the conceptual basis of the change management system in an educational organization.
Ключевые слова: educational organization, strategic management, innovation process, innovation management, conceptual basis of the management process.

Keywords: образовательная организация, стратегический менеджмент, инновационный процесс, управление инновациями, концептуальные основы процесса управления.


Министерство науки и образования периодически вносит корректировки в  федеральный государственный закон об образовании, внедряет профессиональные стандарты, на содержание этих документов должны отреагировать образовательные организации. Изменения, происходящие в образовательном пространстве, порой становятся проблемой для образовательных организаций различных уровней и тормозят их развитие. Анализ научной литературы и нормативно-правовой базы показывает, что изменения можно рассматривать  как процесс (как изменяется?) и как содержание (что изменяется?). Поэтому важно определиться, как на данные изменения реагирует менеджмент, управляющий организацией.

Управление изменениями сложный процесс, требующий качественного и мягкоориентированного управления организацией. Практика показала, что в меняющихся социальных условиях могут успешно существовать только те организации и учреждения, которые быстро адаптируются к этим изменениям, только те, кто обладает навыками и знаниями управления изменениями. Применение новых эффективных методик управления организационными изменениями в системе менеджмента, направленных на комплексное развитие образовательной организации, является одним из главных средств повышения конкурентоспособности и обеспечения успешной деятельности [7].

Важным считается тот факт, что образовательная организация не только признает и понимает, что изменения неизбежны, но и что они крайне необходимы для того, чтобы развиваться и опережать конкурентов.

Целью данной статьи является показ концептуальных основ процесса управления изменениями в современной образовательной организации.

Мы согласны с авторами работы «Управление изменениями организации», что «система управления изменениями включает в себя ряд последовательных шагов, которые можно объединить в четыре этапа.

Первый этап управления изменениями – это осознание. На этом этапе приходит понимание необходимости изменений. Данный этап включает в себя действия по определению целей изменений, определению методов проведения изменений, выявлению возможных ограничений и причин сопротивления изменениям.

Вторым этапом управления изменениями является принятие. На этом этапе разрабатывается план проведения изменений, проводится анализ готовности к изменениям, определяется уровень возможного сопротивления и проводится подготовка к реализации.

На третьем этапе включаются принципы организации работ по реализации и совершенствованию бизнес процессов организации, на этом этапе важна позиция первого руководителя.

Четвертым этапом управления изменениями является закрепление изменений. В ходе этого этапа собирается обратная связь от сотрудников, проводится анализ достигнутых результатов, определяется расхождение между целевыми показателями и реально достигнутыми изменениями, вносятся коррективы в порядок реализации изменений» [2].

В статье «Управление изменениями в дошкольной образовательной организации» нами был «показан процесс использования принципа командообразования в управлении дошкольной организацией, положенный в основу матричной модели управления. Выбирая матричную модель управления, мы понимали, что, несмотря на ряд слабых сторон и недостатков этой модели: трудности установления четкой ответственности за работу подразделения, трудности и длительность согласования при принятии решений и т.д. она вполне может соответствовать вызовам времени и оказать руководителю образовательной организации неоценимую помощь. Матричные структуры, и в частности матричная модель управления, позволяет повысить взаимосогласованность и интеграцию деятельности различных подразделений и обеспечить достижение конкретных целей с меньшими затратами времени и средств» [4, 6].

Нами были проанализированы наиболее популярные модели управления изменениями, которые используются во всем мире, это: модель управления изменениями Курта Левина, модель управления изменениями ADKAR, модель «восемь фаз изменений» Дж. Коттера.

Три ступени, представленные в модели  К.Левина: размораживание, движение и замораживание дают возможность менеджменту организации проанализировать деятельность организации и показать коллективу несоответствие существующего порядка вещей и пришедших изменений. Для менеджера организации это самый сложный момент, т.к. сложившаяся корпоративная культура сформировала определенные стереотипы поведения коллектива, который очень трудно принимает изменения в организационной структуре.

«Следующая модель – модель управления изменениями ADKAR, разработанная Джеффом Хиаттом для индивидуального управления изменениями, представляет собой пять строительных блоков, которые человек должен получить, чтобы успешно реализовать изменения. К ним относятся осознание, желание, знания, способности и поддержка. Задача руководства – создать среду, в которой люди смогут пройти эти этапы как можно быстрее» [7].

В модели управления изменениями ADKAR пять ступеней:

Первая ступень: осознание необходимости перемен – основной аспект успешного понимание того, почему конкретные изменения необходимы.

Вторая ступень: желание участвовать и поддерживать изменение – сотруднику необходимо принять решение поддержать изменение и участвовать в этом процессе. Менеджменту организации необходимо сформулировать надлежащие стимулы, с тем, чтобы мотивировать человека не уклоняться от пути перемен.

Третья ступень: знания о том, как изменяться (что делать в ходе изменения), а также знание, что делать после того, как изменения осуществлены.

Четвертая ступень: способность реализовывать необходимые навыки и поведение – в этой части строительного блока способность относится к разнице между теорией и практикой. Это трудоемкий процесс, который может быть успешно реализован с помощью практики, коучинга и обратной связи.

Пятая ступень: закрепление результата. Здесь гарантируется, что внесенные изменения остаются на месте и что сотрудник не возвращается к своим старым методам, которые могут быть обеспечены положительной обратной связью, вознаграждениями, признанием, измерением производительности и принятием корректирующих мер [7,9].

Эта модель дает возможность применить в образовании геймификацию – технологию адаптации игровых методов к неигровым процессам и получить очень хорошие результаты, основанные не на методе «кнута и пряника», а на соревновательном эффекте.

Желая показать исследователю системный подход в управлении изменениями в организации, мы предлагаем использовать модель Джона Коттера. В описании данной модели Дж.Коттер предупреждает о совершении ряда ошибок, которые может допустить менеджер организации (ректор, директор, завуч и др.): слишком беспечный подход к делу, неспособность создать трудоспособную команду, игнорирование возникающих трудностей и препятствий и т.п. Коттер утверждает, что этих ошибок можно избежать, если разобраться в том, почему организация меняется, и какие шаги надо сделать, чтобы добиться нужных преобразований [1].

Концептуально все представленные модели предполагают, что менеджмент организации первым шагом осуществит выявление кризисных моментов в работе организации, проанализирует рынок и состояние конкурентов.

Реализация второго этапа сопровождается осознанием того, что в коллективе есть команда единомышленников, но высока ли мотивированность команды к инновационным изменениям. «Немаловажной функцией управления является мотивация педагогического коллектива образовательной организации, т.е. возможность оказания воздействия на людей, стимулирование их к эффективной педагогической деятельности с целью решения поставленных задач. Исследователями отмечается вероятность усиления мотивации при четкой и ясной постановке цели. Считается также, что трудные цели по сравнению с легкими обладают большей мотивирующей силой. Необходимый психологический настрой, как правило, создается самим человеком, но может направляться извне за счет специальных средств воздействия со стороны руководителя» [3].

На третьем и четвертом этапах разрабатывается стратегия, необходимая для осуществления изменений, но при этом первый руководитель не должен полностью делегировать полномочия по организации бизнес процесса любому члену организации, он сам должен непосредственно участвовать в этой работе, подчеркивая тем самым ее важность и приоритетность.

Пятый и шестой этапы сопровождаются (если это необходимо) изменением структуры, мешающей осуществлению преобразований. В ходе шестого этапа первый руководитель отмечает все достижения людей, участвующих в работе инновационного направления, поощряет тех, кто вносит заметный вклад в развитие технологии самих бизнес процессов, повышает эффективность процесса [5]. Поощряет сотрудников, готовых взять на себя риск, проводить в жизнь нестандартные идеи.

На седьмом и восьмом этапах осуществляется закрепление успеха для поддержания устойчивого прогресса. Коттер утверждает, что главным фактором, обеспечивающим устойчивость преобразований, является изменение корпоративной культуры, а для этого нужны целенаправленные действия, выполняемые в течение длительного времени [1].

Следует отметить, что все описанные выше модели, применяются в управлении организациями уже давно, казалось бы, должны потерять свою актуальность. Однако, они были использованы для управления изменениями в дошкольной образовательной организации МБУ детский сад № 28 «Ромашка» и описаны в магистерской диссертации Е.И. Шестовой «Организационно-педагогические условия командообразования педагогов  в дошкольной образовательной организации» [6].

Процесс разработки новой системы управления в МБУ «Школа №16» г.о. Тольятти был описан в магистерской диссертации Т.И. Халиловой «Проектирование системы управления изменениями в современной образовательной организации» [7].

Резюмируя сказанное и принимая уже сложившуюся некую, пока не системную, но практику работы образовательных организаций в условиях объективных и закономерных изменений, предлагаем акцентировать внимание руководителей образовательных организаций на необратимость процессов изменений, связанных с постоянными улучшениями качества образовательного процесса.

References

1. Ассен ван, М. Ключевые модели менеджмента. 60 моделей, которые должен знать каждый менеджер / М. ван Ассен, Г.ван ден Берг, П. Питерсма; пер. с англ. В. Н. Егорова; агентство «Berenschot». – 3-е изд., испр.– М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 319 с. : ил.
2. Гужина Г.Н., Гужин А.А. Управление изменениями организации / Материалы III Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности» – Москва, 31 марта – 01апреля 2015г. Изд-во: Московский государственный областной гуманитарный институт (Орехово-Зуево) – 265 с.
3. Калигин Н.А. Принципы организационного управления. Тольятти: типография ДИС АО «АВТОВАЗ», 2001 – 269 с.
4. Непрокина И.В. Управление изменениями в дошкольной образовательной организации / И.В.Непрокина, Е.И.Шестова – Международный научный журнал «Символ науки» г.Уфа, №1/2017. – Часть 1. – С. 212-214.
5. Фидельман Г.Н. Альтернативный менеджмент : Путь к глобальной конкурентоспособности / Г.Н.Фидельман, С.В. Дедиков, Ю.П. Адлер – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.– 186 с.
6. Шестова Е.И. Организационно-педагогические условия командообразования педагогов в дошкольной образовательной организации / Е.И.Шестова – Текст : электронный // Репозиторий ТГУ – 2017 – URL: http://hdl.handle.net/123456789/4256 (дата обращения: 19.11.2019)
7. Халилова Т.И. Проектирование системы управления изменениями в современной образовательной организации / Т.И.Халилова – Текст : электронный // Репозиторий ТГУ – 2019 – URL: http://hdl.handle.net/123456789/9395 (дата обращения: 19.11.2019)
8. Fleischmann, A. Evidence-Based Interactive Management of Change [Электронный ресурс] // Knowledge Management & E-Learning: An International Journal. 2011. Vol. 3. No. 2. РР. 170-200. URL: http://www.kmel-journal.org/ojs/index.php/online-publication/article/view/ 31/83 (дата обращения: 1.12.2018)
9. Jašarević F., Kuka E. Management change in education [Электронный ресурс] // Metodički obzori. 2016. Vol. 11. No. 1. РР. 92-101. URL: https://hrcak.srce.hr/file/249200 (дата обращения: 1.03.2018).