Distance learning English in a pandemic

UDC 81-139
Publication date: 29.12.2020
International Journal of Professional Science №12-2020

Distance learning English in a pandemic

Дистанционное обучение английскому языку в условиях пандемии

Bazarbayeva Laura Taituleuvna
Lapina Irina Viktorovna

1. Senior teacher, Master of Foreign and Russian languages chair
Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz,
Karaganda, Kazakhstan
2. Senior teacher of Foreign and Russian languages chair
Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz,
Karaganda, Kazakhstan


Базарбаева Лаура Тайтулеувна
Лапина Ирина Викторовна
1. ст. преподаватель, магистр кафедры иностранных и русского языков,
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза,
Казахстан, г. Караганда
2. ст. преподаватель, магистр кафедры иностранных и русского языков,
Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза,
Казахстан, г. Караганда
Аннотация: В статье представлен опыт преподавателей английского языка Карагандинского Экономического Университета Казпотребсоюза по переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии. Показан способ применения IT технологий и ресурсов сети Интернет в развитии навыков говорения на иностранном языке и формировании умений самостоятельной работы студентов. Обсуждаются проблемы в преподавании английского языка, вызванные дистанционным обучением, и пути их решения.

Abstract: The article presents the experience of teachers of the English language of the Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyuz on the transition to distance learning in a pandemic. The way of using IT technologies and Internet resources in the development of speaking skills in a foreign language and the formation of students' independent work skills is shown. The problems in teaching English caused by distance learning and the ways to solve them are discussed.
Ключевые слова: английский язык, дистанционное обучение, IT технологии, навыки говорения, аудирование, грамматика.

Keywords: English, distance learning, IT technologies, speaking skills, listening, grammar.


В условиях пандемии, которая охватила весь мир, резко выросла необходимость использования IT технологий на онлайн занятиях. На смену традиционному аудиторному образованию при обучении студентов пришли различные формы дистанционного, электронного и сетевого обучения[1] . Год назад об онлайн-инструментах было модно рассказывать на конференциях, а теперь – без них совсем не обойтись на обычном уроке. Педагоги больше студентов напуганы тотальной цифровизацией. Департамент образования оправдывается перед родителями: дистанционное обучение – мера временная, как только ситуация стабилизируется, сразу обратно в учебные заведения выпустим. Нам было страшно, что за это время мы можем получить пробелы в обучении английскому языку наших студентов. Проанализировав всю проведенную нами, как преподавателями иностранного языка, работу мы сделали интересный вывод: цифровые технологии помогают слабым студентам Их результаты на тестировании по английскому языку стали на 16-18% выше, чем при традиционном обучении в вузе. Это  объясняется тем, что когда студент работает с цифровым инструментом, он сразу видит ошибку и может исправить. Обычно на уроке это долгий цикл: написал проверочную работу, сдал преподавателю и забыл. Через неделю преподаватель раздала работы, а там примеры, которых студент уже и не помнит. Со многими трудностями, связанными с онлайн обучением, мы уже разобрались. В этой статье хотим поделиться решением часто встречающийся проблемы в дистанционном обучении иностранным языка[2].

Это, конечно, невозможность общения со студентом face – to –face. В нашей онлайн практике есть студенты, которых мы знаем только по голосу. Нам не было тяжело с ними заниматься и мы знаем почему. Ещё во время первого локдауна появились термины “Zoom fatigue” и “Zoom burnout”[3].

Вот 4 причины, из-за которых мы устаем во время сеансов видеосвязи:

  1.  Нам нужно фокусироваться больше, чтобы считывать невербальные сигналы, к которым мы привыкли в формате face-to-face.
  2. Технические проблемы нарушают естественность диалога. Например, когда возникает пауза, мы не сразу можем понять: студент просто думает или связь прервалась? Из-за задержки собеседник может казаться нам менее вовлеченным в процесс.
  3. Мы как будто на сцене: на камеру хочется постоянно выглядеть и звучать идеально, это создает дополнительное напряжение.
  4. Раньше общение было разделено по локациям: с семьей мы общались дома, с профессором — в университете, с коллегами — на работе, с друзьями — в кофейне или баре. Теперь мы заперты в одном месте. Не все оказались к этому готовы. Кто-то стесняется потертых обоев за спиной, кто-то не привык вести серьезные переговоры на кухне в тапочках.

Поэтому  нужно дать собеседнику право не включать камеру. Преподавателю это тоже дает определенные преимущества: вы меньше устаете и можете расслабиться, но как не потерять контроль над учеником?

  • Держите темп. Пусть студент будет занят каждую минуту.

            2) Чтение? Обязательно ставьте таймер: чтобы некогда было отвлекаться — времени должно быть в обрез. Объявляйте студенту время на чтение до задания: ‘You have 2 min to read the text and to find the answer, ok?’ Среднее время чтения зависит от уровня студента, объема текста и самого задания. На уровне Pre-Intermediate тексты предлагаются небольшие, средний студент прочитает такой текст за 2-3 минуты. На уровне Upper-Intermediate тексты могут занимать страницу, средний студент читает такой текст за 4-4.5 минут.

А еще у вас появился повод поработать над стратегиями быстрого чтения — пригодится на экзамене.

            3)Аудирование? Контролируйте звук сами, иногда можно поставить аудио на паузу и задать быстрый вопрос — о чем сейчас было сказано? а услышали, как спикер тут произнес?

            4) Письмо? Пишите в Google документе или на интерактивной доске, так будет видно, кто работает, а кто нет. В Google документе можно сделать таблицу с отдельной строкой для каждого или дать студентам разные части страницы (вверху и внизу), чтобы не списывали. В Jamboard — завести отдельную страницу для каждого. В Padlet — каждому отвести свою колонку. На доске Miro и в Google Docs видно, когда студент ушел со страницы — например, на другую вкладку — так можно ловить тех, кто решил сачкануть.

Как же сделать изучение грамматики онлайн полезным и интересным и как помочь раскрыться студентам, которые стесняются активно участвовать в занятиях.

 — Подумайте о практической пользе. В каких ситуациях нужна грамматическая конструкция, которую вы изучаете? Услышать в начале урока «The Present Continuous используется для обозначения…» — скучно. И онлайн-уроки открывают перед нами новые возможности: можно быстро найти постер любимого фильма, отметить на Google карте страны, в которых ты бывал, или показать свою первую аватарку в социальных сетях. Какая грамматика пригодится, чтобы об этом рассказать?

 —  Задавайте вопросы. Людям приятно, когда у них спрашивают их мнение, а не просто указывают, что делать. Когда объясняете модальные глаголы, выводите на экран несколько предложений и спрашивайте у студентов: «Вот “It must be in Spain” – это факт или мнение, ты как считаешь? А на сколько процентов человек уверен в этом мнении, на 90 или на 100?» Это помогает ученикам осмыслить то, как использовать эти конструкции в речи.

 — Используйте сессионные залы. Когда вы объясняете новую конструкцию и приводите примеры, имеет смысл делать это в общем зале, чтобы не повторять одно и то же много раз. А вот когда студенты начинают делать упражнения, лучше отправить студентов в сессионные залы по 2-3 человека. Там они смогут что-то друг другу подсказать и вместе проверить ответы, а не ждать своей очереди, пока 10 других студентов будут читать вслух по одному предложению. Главное — дать четкие указания: что нужно делать, что должно получиться в итоге и сколько у них есть на это времени.

            — Дайте студентам время подумать. Мы уже привыкли, что онлайн студенты могут нам писать ответы на вопросы в чат. Однако здесь есть подводные камни. Как и на обычном уроке, в чат обычно пишут самые шустрые. А те, кто медленнее думают и печатают, даже не пытаются что-то написать. Зачем? Ведь все уже написали. Поэтому мы предлагаем студентам набрать свой ответ в чате, но не отправлять его. А через пару минут просим всех одновременно отправить сообщения. Это немного выравнивает возможности студентов и мотивирует тех, кто иначе бы не написал ничего.

            Для себя мы сделали вывод, что при изучении грамматики можно использовать элементы лексического подхода. Например, спрашивать, чем “must be” отличается от “could be” и давать примеры, которые можно встретить в живой речи. А важность грамматики никто не отменял[4].

И наконец, хотим рассказать об опыте использования видео на онлайн занятии английскому языку[5]. Ted Ed — это библиотека анимированных образовательных видео от создателей платформы TedTalks. Ими удобно заменить скучный текст в учебнике или дополнить тему, которая мало проработана. Видео короткие: 3-4 минуты, у них есть субтитры, которые легко скачать. Можно найти видео на любую тему: хоть про космос, хоть про любовь. На сайте есть готовые материалы для учителей. Есть видео более простые, есть более сложные. Тем не менее, мы используем их и с группами intermediate и со студентами upper-intermediate. Урок строем из принципа работы с любым видео — warm up -> lead in -> pre-watching activities -> while-watching activities + grammar / vocabulary focus -> after watching activities. Каждый этап урока покажем для lower levels и для higher levels.

  1. Warm up

— Lower levels: покажите студентам картинки: теннисную ракетку, футбольный мяч, горнолыжный склон, шайбу и кроссовки и попросите студентов угадать, что объединяет эти предметы и какой будет тема сегодняшнего урока.

 — Higher levels: начинаем также с брэйнсторма. Просим назвать как можно больше видов спорта, а потом сортируем активности по какому-нибудь критерию — от самых интересных до самых скучных, от самых сложных до самых простых. Обсуждаем в парах и сравниваем, что получилось, сошлись ли во мнениях.

  1. Lead in

— Lower levels: Предложите назвать, как можно больше командных и индивидуальных видов спорта. Обсудите, какие more fun / more dangerous / more interesting to watch.

— Higher levels: начинаем с вопроса “How playing sports benefits your brain?” Накидываем идеи и обязательно записываем. Когда ученики будут смотреть видео, можно посчитать сколько они угадали.

  1. Pre-watching activities

— Lower levels: Предлагаем студентам список слов из видео: runner’s high, endorphins, self-esteem, a growth mindset, build the resilience, to manage academic, social and physical hurdles и просим распределить слова на 3 столбика:

— I know

— I think I know

— I don’t know

Просим прочесть слова из 1-го столбика и пояснить значение. Если остались слова, значение которых прояснить не удалось, предложите студентам использовать словарь. Можно попросить во время просмотра отмечать слова, которые они услышали в тексте.

— Higher levels. Вводим вопрос: “Which sports are more beneficial for you individual or team?” Просим студентов, которые голосуют за командные виды спорта, собраться в правом углу и придумать 3 аргумента в поддержку этой точки зрения, а тех, кто за индивидуальные — в левом и также обосновать. Когда студенты будут смотреть видео, можно попросить их отменить аргументы, которые уже прозвучали.

  1. While-watching activities

— Lower levels: здесь можно дать студентам gap filling activity. На YouTube если нажать на три точки под видео справа и выбрать Open transcript, то текст из видео появится в окошке справа. Оттуда можно скопировать нужные вам предложения и легко создать упражнение с пропущенными или неправильными словами.

Higher levels.  Студенты более высоких уровней с первого раза поймут идеи из видео, поэтому им можно предложить сравнить их с тем, что они обсуждали в предыдущем задании — пометить те идеи, которые они уже упоминали, дополнить новыми идеями свой список.

  1. Vocabulary / grammar focus. В видео на Ted Ed очень много интересной лексики. Выберите то, что посчитаете полезным для студентов. Снова можно использовать transcript, чтобы найти нужные слова или коллокации. Проработать лексику можно в Quizlet или Wordwall. Чтобы создать сет на 5-8 новых слов, нужно всего 5 минут.

Подводя итог, нужно сказать, что дистанционное обучение уже не является для нас чем то непостижимым. Преподаватели должны развиваться и обучаться на протяжении всей своей трудовой деятельности. Сейчас самое время сделать «перезагрузку», наши студенты по достоинству оценят наши старания и порадуют нас своими успехами.

References

1. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии. – Современные проблемы науки и образования, 2020. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29830
2. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
3. Позднякова Т.А. Организация дистанционного обучения в преподавании английского языка для младших школьников в период карантина // Всеобразование, 2020. URL: https://vseosvita.ua/library/stata-organizacia-distancionnogo-obucenia-v-prepodavanii-anglijskogo-azyka-dla-mladsih-skolnikov-v-period-karantina-iz-opyta-raboty-296892.html
4. Хакимова Л., Лапасова Ф. Роль дистанционного обучения в системе высшего образования в период карантинных мероприятий в связи с пандемией Covid-19 // InterConf., 2020.
5. https://infourok.ru/prakticheskij-opyt-distancionnogo-obucheniya-anglijskomu-yazyku-v-period-pandemii-2020-goda-iz-opyta-raboty-4373471.html