Pedagogical conditions for the formation of communicative-cognitive skills of senior preschool and primary school age in the framework of transformative learning

UDC 37
Publication date: 18.01.2025
International Journal of Professional Science №1(1)-25

Pedagogical conditions for the formation of communicative-cognitive skills of senior preschool and primary school age in the framework of transformative learning

Педагогические условия формирования коммуникативно- познавательных умений старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках преобразующего обучения

Tsangari Anna Sergeevna,
Subbotina Olga Vladimirovna,
Gorlova Natalya Alekseevna,

1. methodologist of the State Budgetary Educational Institution "School in Nekrasovka",
postgraduate student of the Department of Pedagogy and Modern Educational Technologies of the State University of Education,
2. educator, teacher of additional education of the State Budgetary Educational Institution
"School in Nekrasovka"
3. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Modern Educational Technologies of the State University of Education


Цангари Анна Сергеевна,
Субботина Ольга Владимировна,
Горлова Наталья Алексеевна,


1. методист ГБОУ "Школа в Некрасовке",
аспирант кафедры педагогики и современных образовательных технологий Государственного университета просвещения,
2. воспитатель, педагог дополнительного образования
ГБОУ "Школа в Некрасовке"
3. д. п. н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и современных образовательных технологий Государственного университета просвещения

Аннотация: В данной научной работе подробно рассматриваются педагогически аспекты, которые способствуют развитию коммуникативно-познавательных способностей у детей младшего возраста в рамках преобразующего обучения. Важное внимание в данном случае уделяется не только методам, но и приемам, развивающим коммуникативные навыки, а также взаимодействие, в том числе познание окружающей среды. Автор научного исследования разрабатывает методические рекомендации для воспитателей и преподавателей, которые направлены на формирование эффективного образовательного пространства. В научной работе обращается внимание на необходимости проявления активности у детей в учебном процессе, данный факт способствует формированию навыков общения, а также развивает аналитическое мышление. В исследовании описываются важные компоненты, как например формирование развивающего образовательного пространства, использование активных методов в процессе обучения, а также индивидуализированный подход к каждому из детей, в том числе активное взаимодействие с родительским активом.

Abstract: This scientific work examines in detail the pedagogical aspects that contribute to the development of communicative-cognitive abilities in young children in the framework of transformative learning. In this case, much attention is paid not only to methods, but also to techniques that develop communication skills, as well as interaction, including knowledge of the environment. The author of the scientific study develops methodological recommendations for educators and teachers, which are aimed at creating an effective educational space. The scientific work draws attention to the need for children to be active in the educational process, this fact contributes to the formation of communication skills, and also develops analytical thinking. The study describes important components, such as the formation of a developing educational space, the use of active methods in the learning process, as well as an individualized approach to each child, including active interaction with the parental asset.
Ключевые слова: учебный процесс, детский возраст, социализация, активные методы обучения, коммуникативные навыки, познавательные умения, педагогические аспекты.

Keywords: educational process, childhood, socialization, active teaching methods, communication skills, cognitive abilities, pedagogical aspects.


Введение

Целью настоящего исследования является формирование развивающего образовательного пространства, которое способствует взаимодействию детей с другими детьми, а также с окружающей средой, что включает в себя применение игровых методов обучения, стимулирующих не только любознательность, но и повышенный интерес [9].

Кроме того, персонализированный подход к детям является важным фактором. Основным аспектом также представляется процесс участия родительского актива в учебном процессе для достижения единства, а также согласованных действий в развитии навыков общения.

Следовательно, формирование данных умений будет являться основой для эффективной социализации, а также ассимиляции детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в социуме [6].

На сегодняшний день в обществе предъявляются определённые требования к коммуникативным навыкам, а также познавательным умениям у детей младшего возраста. Данные навыки являются базой для эффективной социализации, а также в перспективе процесса обучения. В рамках стремительно меняющегося мира, в котором взаимодействие, также взаимное сотрудничество играют основополагающую роль, представляется важным обращать внимание на формирование данных навыков и умений у детей ещё в раннем возрасте.

Преобразующее обучение в первую очередь ориентируется на участии детей младшего возраста и проявлении активности в учебном процессе, что в свою очередь формирует благоприятные условия для развития указанных умений. Навыки общения включают не только способность слушать, а также способность говорить, но и задавать вопросы, в том числе выражая правильно собственные мысли [1].

«Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности» [3, c. 54].

На данном этапе осведомлённость взаимосвязана с исследовательской деятельностью, аналитическим мышлением, а также способностью к саморазвитию. Данное умение развивается в процессе контакта с окружающей средой, а также контакта с другими детьми.

Преобразующий процесс обучения обращает внимание на вовлеченность, а также инициативность детей в процессе обучения. Данный подход способствует развитию аналитического мышления, творческих способностей, также способности к самостоятельности [2].

Главными аспектами преобразующего обучения являются следующие, а именно:

— занятия в мини группах, в том числе совместные решения поставленных задач;

— размышления над своими действиями и полученными в процессе данных действий результатами;

— персонализацию, с учётом интересов детей младшего возраста, а также их потребностей [5].

Для развития коммуникативных навыков, а также познавательных умений представляется важным формировать пространство, которое стимулирует данные процессы. Организация определённого пространства для групповых занятий, также пространство для персональной работы или ролевой игры.

Применение различных учебных материалов, как например, детские книги, детские игры и мультимедийный контент, стимулирующие повышенный интерес, а также вовлеченность в процесс обучения детей младшего возраста [8].

«Эффективным методом при работе с детьми является сказкотерапия. Она включает в себя не только чтение книг, но и обсуждение содержания, выделение главного смысла произведения и анализ поступков героев. На занятиях мы предлагаем детям самим придумывать сказки, представить, как бы они себя повели на месте героя. Воспитанники очень любят сочинять, такие занятия приходятся им по душе («Сочиним сказку вместе», «Путешествие паровозика», «Муравьишки» и др.)» [4, с. 3].

Использование активных методов в процессе обучения, как например проектной деятельности, ролевые модели, в том числе обсуждение и беседы представляют возможность детям младшего возраста формировать навыки общения посредством практического применения.

Ролевое моделирование определённых ситуаций, помогающих детям младшего возраста эффективно учиться развивать коммуникативные навыки, а также принимать правильные решения в своей группе. Проектная деятельность включает в себя разработку детских проектов, в которых дети могут в процессе обмениваться своими идеями, а также работать вместе над общим задачами.

 «На занятиях проводилась работа с мультипликационными и литературными персонажами, моделирование различных ситуаций общения с опорой на наглядность, которая отражала рутинные и хорошо знакомые моменты жизни старших дошкольников с нарушениями речевого развития (утреннее пробуждение, подарки от родителей, домашние поручения, встречи с друзьями, конфликты с ними, общение с воспитателем). Основным являлось создание коммуникативно-развивающей игровой среды, которая побуждала ребенка к активности и предполагала проведение различных игр (коммуникативных, дидактических, подвижных, музыкальных, игр-драматизаций), психогимнастики, бесед, совместной продуктивной деятельности» [6, с. 67].

Персонализированный подход

При учете персональных особенностей детей младшего возраста способствующих эффективной адаптации современных методов, а также различных форм работы, что может быть успешно реализовано посредством применения разных уровней и сложности упражнений, которые соответствуют возможностям и способностям каждого ребёнка. Участие в деятельности с учётом детских увлечений и предпочтений, которые могут способствовать вовлечению в процесс, также и повышению уровня мотивации [7].

Кроме того, развитие коммуникативных навыков и познавательных умений главную роль играет семья ребёнка. Активное взаимодействие с родительским составом посредством семинаров, проведением консультаций, а также совместных мероприятий может помочь формированию единого учебного пространства, в котором родители могут принимать участие в процессе обучения вместе со своими детьми, а также развивать навыки общения [10].

Методика исследования включает в себя применение игровых моделей, а также театрализованных элементов, что способствует развитию навыков общения посредством взаимодействия, а также решения задач при совместной деятельности. Организация и проведение групповых проектов, которые способствуют взаимодействию, а также обмену мыслями, в том числе развитию аналитического мышления, которое повышает интеллектуальную активность. Дискуссии на определённую тематику на регулярной основе развивают умение выражать собственные мысли, а также в процессе выслушивать мнение друг друга, в процессе дискуссии или беседы развиваются способности аргументации, а также вдумчивого анализа. Взаимосвязь разных областей знаний, как например различных дисциплин и научных направлений представляют возможность детям видеть данные взаимосвязи, которые способствуют наиболее глубокому восприятию, а также повышают интерес к процессу обучения у детей.

Материалами исследования послужило применение проектной деятельности, а также игровых подходов, которые способствуют развитию аналитического мышления, а также проявлению креатива к решению поставленных задач. Представляется важным адаптировать разные дисциплинарные области, позволяя детям разных возрастов видеть взаимосвязь не только между полученными знаниями, но и использовать их в своей практике.

Выводы

Образовательные требования к развитию коммуникативно познавательных умений в контексте преобразующего процесса обучения состоят из формирования поддерживающего образовательного пространства, в котором дети рассматриваемых возрастов могут не только обмениваться мнениями, но и работать в группе.

Адаптация проектной деятельности, а также игровых приемов и стратегий, которые способствуют развитию аналитического мышления, в том числе и творческих способностей. Адаптация разных дисциплинарных областей, а также организация учебного процесса способствует успешному развитию важных умений у детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного.

Заключение

Развитие коммуникативных и познавательных умений в процессе развивающего обучения у детей младшего возраста требует системного подхода. Формирование развивающего пространства, использование активных методов в процессе обучения, также персонализированный подход, взаимодействие с родительским активом является на данном этапе важным условием эффективной реализации данной задачи. Адаптация различных условий представляет возможность для развития важных навыков у детей младшего возраста, в том числе способствует подготовке детей к эффективной социализации в дальнейшем.

Дальнейшие перспективы

Перспективы дальнейших исследований могут ориентироваться на формировании, а также подробном анализе различных методик, которые способствуют формированию определённых умений, также способностей у детей.

Представляется важным исследователь влияние разных форм активного взаимодействия, как например ролевые модели, в том числе и уровень мотивации детей.

Кроме того, важно изучить роль педагогического сотрудничества, также поддержки обратной связи в рамках развития данных умений.

Таким образом, представляется важным проанализировать долгосрочные результаты адаптации преобразующего процесса обучения на развитие аналитического мышления, также целенаправленной социальной адаптации у детей, в том числе их уровень вовлеченности.

References

1. Волковская, Т. Н. К проблеме изучения коммуникативных трудностей дошкольников в условиях образовательной интеграции / Т. Н. Волковская, И. А. Куткова // Психолого-педагогический поиск. – 2020. – № 2(54). – С. 186-195.
2. Дмитриева, Е. Е. Реализация коммуникативного подхода к диагностике и коррекции коммуникативно-речевых нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Е. Дмитриева, Н. В. Сухарникова // Научно-педагогическое обозрение. – 2022. – № 1(41). – С. 162- 169.
3. Киселёва М. В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселѐва. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
4. Лещинская, О. В. Использование методов арт-терапии при формировании воображения у детей старшего дошкольного возраста / О. В. Лещинская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных статей ХII Международного научно-практического семинара, Барановичи, 22–23 апреля 2021 года. – Барановичи: Учреждение образования "Барановичский государственный университет", 2021. – С. 157-159.
5. Мамонова, М. А. Формирование коммуникативных навыков дошкольников как психолого-педагогическая проблема / М. А. Мамонова, Т. А. Мельникова // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: Сборник научных трудов по результатам Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию высшего педагогического образования Магнитогорска, Магнитогорск, 30–31 марта 2022 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022. – С. 295-298.
6. Мартыненко, И. В. Особенности формирования коммуникативной готовности к школе дошкольников с общим недоразвитием речи / И. В. Мартыненко, С. В. Кондукова // Системная психология и социология. – 2018. – № 3(27). – С. 63-73.
7. Медведева, Е. Ю. Субъектно-деятельностные характеристики коммуникативного развития детей с ОНР / Е. Ю. Медведева, А. Е. Насырова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 80-3. – С. 174-177.
8. Основы психологии и педагогики развития дошкольников в системе непрерывного образования: Коллективная научная монография / О. А. Абрамова, М. В. Бывшева, С. Б. Гнедова [и др.]; Под редакцией М.В. Бывшевой, А.Ю. Нагорновой. – Ульяновск: SIMJET, 2015. – 106 с.
9. Педагогическая деятельность в современном образовательном пространстве / Н. В. Антонов, Е. И. Бражник, Ю. М. Гибадуллина [и др.] // Вестник ТОГИРРО. – 2021. – № 1(46). – С. 1-192.
10. Шельшакова, Н. Н. Описание развивающих ситуаций по подготовке детей к школе / Н. Н. Шельшакова // Образование и право. – 2021. – № 3. – С. 329-336.