Abstract: The scientific work analyzes the influence of research activities on the development of analytical thinking of students of pedagogical education. This study is due to the need to develop the skills of analysis, evaluation, and interpretation of the information received in future teachers, which seems important for professional training in general. The study revealed that students' participation in research activities contributes to a significant improvement in analytical thinking, which includes not only analysis skills, but also evaluation skills, including synthesis of the information received. The results of this study note the importance of adapting research activities to the educational process, which significantly increases the level of training of future teachers, and also contributes to the improvement of the process of solving complex problems within the current educational space. The scientific work contains methodological recommendations for the adaptation of elements of research activities, curricula of higher pedagogical educational institutions.
Keywords: educational process, education, research activities, students, analytical thinking, professional training, adaptation, innovative technologies.
Введение
Цель данного исследования состоит в определении влияния научно-исследовательской работы на развитие аналитического мышления обучающихся педагогического образования.
Аналитическое мышление является основным навыком в учебном контексте на современном этапе.
«Критическое мышление как специфическую форму оценочной деятельности субъекта познания интерпретируют отечественные ученые В.А. Попков и А.В. Коржуев» [2, с. 144].
Для достижения поставленной цели в процессе будут применяться методы анализа образовательных программ, в том числе сопоставительный анализ успеваемости обучающихся, которые принимают участие, а так же тех, кто принимает участие в научно-исследовательских проектах.
В рамках стремительно меняющегося мира, который насыщен разной информацией, способности исследовать и также оценивать данные, а также интерпретировать их являются важной составляющей для будущих преподавателей.
Научно-исследовательская деятельность предоставляет новые возможности для формирования данных навыков, которые позволяют обучающимся как усваивать полученные знания, так и применять знания в практической деятельности [1].
Аналитическое мышление определяется, как активный процесс сознательного исследования, также оценки информации, задачи принятия обоснованных решений в процессе.
«Среди исследователей, которые занимались проблемой критического мышления можно выделить Э. де Боно, Д. Дьюи, Р.Х. Джонсон, Д. Клустер, М. Липман, К. Меридит, Д. Спиро, Дж. Стил, Ч. Темпл, Д. Халперн, П. Фрейре, рассматривавших ее с философской, психологической и педагогической точек зрения» [4, с. 535].
Текущие исследования демонстрируют, что аналитическое мышление состоит из нескольких компонентов, а именно:
— исследование является умением разбирать общую информацию на составные части;
— анализ является способностью понимать достоверность информации, а также значимости полученных данных;
— синтез является умением соединять разные элементы, представленной информации для формирования инновационных идей.
Научно исследовательская деятельность состоит из формулирования гипотезы, а также сбора данных и анализа полученных данных, в том числе адаптацию результатов.
Данные процессы способствуют формированию аналитического мышления обучающихся данными способами:
— постановка вопросов, обучающихся учатся задавать адекватные вопросы, в свою очередь формулирование является базой аналитического анализа;
— умение работы с источниками информации: исследование требует анализа достоверности информации, а также адекватности данных, что способствует развитию навыков анализа;
— представление результатов исследования: важность представления собственных научных выводов перед целевой аудиторией способствует активному развитию аргументации, также убеждения [5].
Рассмотрим эффективные примеры
Пример 1. Обучающийся, который проводит исследование учится не только отбирать, но и анализировать полученные данные, что в процессе развивает навыки аналитической оценки полученной информации, а также определение закономерности.
Пример 2. Процессе работы над исследовательскими проектами, обучающиеся формируют собственные гипотезы, которые требуют не только логического мышления, но и способности анализировать разные точки зрения [7].
Пример 3. В рамках написания научно исследовательских работ обучающиеся учатся физически оценивать различные источники информации в процессе, определяя достоверные источники и недостоверные источники информации.
Пример 4. Участие обучающихся в различных научно-исследовательских и практических конференциях способствуют формированию навыков аргументации, а также утверждение собственной позиции, что представляется необходимой частью аналитического мышления [6].
Пример 5. По завершении научно исследовательской работы обучающиеся исследует собственные выводы, а также методы, которые помогают им в процессе осознавать, как сильные стороны, так и слабые стороны процессе анализа.
Пример 6. Анализируются разные педагогические методы, обучающиеся в процессе, сопоставляют и оценивают эффективность различных методов, что в процессе развивает критические навыки [8].
Пример 7. Совместное проведение научных исследований, а также работа в мини группах способствует научному диалогу, а также аналитическому обсуждению различных идей и помогает обучающимся расширять собственные взгляды, а также улучшать навыки взаимного сотрудничества.
Пример 8. Обучающиеся используют теоретические знания на практике, в собственных исследованиях, что способствует лучшему пониманию дисциплины, а также развивают у них способность к аналитическому анализу различных ситуаций [9].
«В системе высшего образования наиболее эффективными отмечаются такие технологии как: проблемного обучения и кейс-технологии, проектного обучения, информационно коммуникативные (мультимедиа) и тренинговые технологии, а также технологии развития креативности; развивающего обучения (ТРИЗ); дистанционного обучения. Технология развития критического мышления позволяет развивать аналитические, когнитивные, рефлексивные способности и коммуникативные навыки магистрантов» [3, с. 3].
Рассмотренные выше примеры доказывают, что научно-исследовательская работа может значительно влиять на развитие аналитического мышления педагогов в будущем [10].
Результаты данного исследования продемонстрировали, что обучающиеся, которые принимали активное участие в научно-исследовательской работе, показали наиболее высокий уровень аналитического мышления в сопоставлении с обучающимися, которые не принимали участие в данных проектах.
Вывод
Научно-исследовательская работа играет важную роль, в развитии аналитического мышления обучающихся педагогического образования.
Участие обучающихся в научных мероприятиях способствует формированию критических навыков, а также способности к аргументации и анализу информации, что также развивает умение в постановке и решении исследовательских задач.
Обучающиеся, которые вовлечены в научно-исследовательские программы становятся наиболее активными в учебном процессе, а также учатся самостоятельному исследованию полученных данных, учатся в выдвигать свои гипотезы, а также проверять данные гипотезы в практической деятельности.
Таким образом, научно-исследовательская работа способствует эффективному развитию креативности, а также современному подходу к решению существующих педагогических проблем.
Данный факт является важным в контексте профессиональной подготовки педагогов в будущем. В результате обучающиеся овладевают теоретическими знаниями, а также в процессе овладевают практическими навыками, которые являются важными для эффективной профессиональной деятельности в будущем.
Заключение
Научно-исследовательская работа играет важную роль в развитии аналитического мышления обучающихся педагогического образования, которая способствуют развитию не только аналитических, но и исследовательских навыков.
Принимая участие в исследованиях обучающихся учатся формулировать вопросы, а также анализировать различную информацию, но и вырабатывать собственные суждения, что не только способствует улучшению профессиональной компетенции, а также развивает активную жизненную позицию.
Следовательно, адаптация научных исследований в образовательный процесс является необходимым шагом к подготовке будущих квалифицированных преподавателей.
Дальнейшие исследования
Перспективы дальнейших исследований могут ориентироваться на сопоставительном анализе разных методов научно-исследовательской работы, а также влияние на развитие аналитического мышления у обучающихся педагогического образования.
Представляет важным исследовать, как адаптация междисциплинарных подходов в научно-исследовательскую деятельность влияет на развитие критических навыков.
Важно провести интервьюирование и опросы с будущими преподавателями для того, чтобы проанализировать результаты научной исследовательской работы, на профессиональную практику будущих выпускников.
Таким образом, данные исследования могут способствовать разработке практических рекомендаций по интеграции образовательных программ, при учёте выявленных в процессе факторов, которые способствуют формированию аналитического мышления.
References
1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. – С. 13-16.2. Кокина А.А., Кузнецова Ю.В. Исследование критического мышления студентов в процессе обучения в вузе // КПЖ. 2019. №3 (134). – С. 143-147.
3. Мусина-Мазнова Галия Хамитовна, Сколота Зоя Николаевна Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №6. – С. 1-8.
4. Обдалова, О. А. Критическое мышление как компонент научно-исследовательской компетенции аспирантов / О. А. Обдалова, Ю. Л. Зеличенко // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 22 марта 2022 года / Отв. редактор Д.А. Погонышев. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. – С. 533-537.
5. Подготовка студентов педагогических вузов к управлению образовательным процессом в школе / Н. С. Шкитина [и др.] // Перспективы науки и образования. 2020. № 3. – С. 140–157. DOI: 10.32744/pse.2020.3.11.
6. Седова Анастасия Сергеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Кутепов Максим Михайлович Развитие критического мышления как одна из основных целей современного образования // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2 (36). – С. 79-85.
7. Слизкова Е.В., Мальцева И.В. Критическое мышление как средство социализации студентов // Проблемы современного образования. 2019. №6.
8. Формирование критического мышления студентов педагогического вуза / Е. В. Гнатышина, Н. С. Касаткина, Е. Ю. Немудрая, Н. С. Шкитина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2021. – № 2(162). – С. 21-49.
9. Хаджиева Ф. А. Способы развития критического мышления у подростков // Молодой ученый. 2018. № 19. – С. 234–236.
10. Халперн Д. Психология критического мышления.− СПб.: Изд-во «Питер», 2000.− 512 c.