Результаты исследования могут быть полезны для разработки образовательных стратегий и программ, направленных на улучшение профессионального самоопределения студентов колледжей, а также для понимания роли семьи в этом процессе.
Abstract: Fairy tale therapy is an effective method of psychological assistance to children with special needs. This article discusses the basic principles and approaches of fairy tale therapy in working with children with disabilities, as well as its role in correcting behavioral problems, emotional difficulties and social adaptation in such children. Special attention is paid to the practical aspects of fairy tale therapy in working with children with special needs, including autism, mental retardation and other disorders. Examples of successful cases of using this method are given and prospects for its further development are discussed.
The results of the study can be useful for the development of educational strategies and programs aimed at improving the professional self-determination of college students, as well as for understanding the role of the family in this process.
Keywords: fairy tale therapy; children with special educational needs; children with various types of developmental disorders; key principles of using fairy tales
В последние десятилетия наблюдается рост интереса к альтернативным методам психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Одним из таких методов является сказкотерапия – подход, основанный на использовании сказки для воздействия на эмоциональное состояние, развитие личности и коррекцию поведения ребёнка.
Сказка обладает уникальной способностью проникнуть в глубины сознания человека, затрагивая его подсознательные процессы и формируя новые модели мышления и поведения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) этот метод особенно актуален, так как позволяет работать с их внутренними конфликтами, страхами и тревогами через понятные и близкие образы.
Цель данной статьи – рассмотреть возможности использования сказкотерапии в работе с детьми с различными видами нарушений развития.
Сказкотерапия возникла на стыке психологии, педагогики и литературы. Ее основоположниками считаются такие ученые, как Бруно Беттельхейм, Эрик Берн и Владимир Леви. Они утверждали, что сказка является мощным инструментом психологического воздействия благодаря своей метафоричности, символизму и способности активизировать воображение.
С точки зрения психологии, сказка представляет собой проекцию внутреннего мира человека. Через персонажей и события ребенок может осознать свои внутренние конфликты, страхи и желания. Это делает сказку эффективным средством для работы с эмоциями, самооценкой и поведением.
С педагогической точки зрения, сказка помогает ребенку усвоить социальные нормы и правила, развивает коммуникативные навыки и способствует формированию нравственных ценностей. Она также стимулирует творческое мышление и фантазию, что важно для гармоничного развития личности.
Особенности применения сказкотерапии у детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в социальной адаптации, обучении и общении. Сказкотерапия может стать важным инструментом для преодоления этих трудностей. Рассмотрим основные виды нарушений развития и особенности применения сказкотерапии в каждом случае:
- Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
Для детей с ЗПР характерны трудности в восприятии информации, недостаточная концентрация внимания и замедленное формирование мыслительных операций. Сказки помогают им лучше понимать окружающий мир, развивать логическое мышление и память. Важно использовать простые и понятные сюжеты, чтобы не перегружать ребенка информацией.
Пример: работа со сказками о животных, где герои преодолевают препятствия и учатся новым навыкам. Это помогает ребенку осознавать свои возможности и стремиться к достижению целей.
- Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Детям с РАС свойственны трудности в коммуникации, ограниченный интерес к социальным взаимодействиям и стереотипное поведение. Сказки могут служить мостиком между реальным миром и внутренним миром ребенка, помогая ему выражать свои чувства и мысли.
Пример: использование визуальных материалов (картинок, кукол) для создания сюжета. Это облегчает восприятие информации и способствует развитию воображения.
- Дети с нарушениями речи
У детей с нарушениями речи часто возникают проблемы с пониманием и использованием языка. Сказки способствуют развитию речевых навыков, обогащению словарного запаса и улучшению произношения.
Пример: чтение сказок вслух с последующим обсуждением и пересказом. Это помогает ребенку тренировать речь и улучшать ее качество.
- Дети с двигательными нарушениями
Для детей с двигательными нарушениями важны упражнения, направленные на развитие моторики и координации движений. Сказки могут быть использованы для создания игровых ситуаций, стимулирующих физическую активность.
Пример: инсценировка сказок с элементами театрализации. Это помогает ребенку развивать двигательные навыки и улучшает координацию.
Сказкотерапия является эффективным методом психологической и педагогической поддержки детей с ОВЗ. Она помогает преодолеть барьеры в общении, развить творческие способности и улучшить эмоциональное состояние. Важную роль играет индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей и потребностей.
Психологические смыслы в сказке Колобок и их роль в развитии детей с ОВЗ
Сказка «Колобок» является ярким примером народной мудрости, которая несет в себе множество психологических смыслов. Эти смыслы играют важную роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), поскольку они помогают формировать важные жизненные установки, развивают эмоциональную сферу и улучшают социальное взаимодействие. Рассмотрим основные психологические смыслы сказки «Колобок» и их значение для детей с ОВЗ.
Психологические смыслы в сказке «Колобок»
Самостоятельность и независимость:
Главный герой сказки, Колобок, символизирует стремление к самостоятельности и независимости. Он покидает дом, несмотря на предупреждения старших, и отправляется в путешествие. Этот смысл важен для детей с ОВЗ, так как помогает им осознать важность принятия решений и ответственности за свои действия.
Последствия действий:
Колобок сталкивается с различными животными, каждый из которых пытается съесть его. Несмотря на это, он продолжает свое путешествие, пока не встречается с Лисой, которая обманывает его и съедает. Этот момент подчеркивает важность осознания последствий своих действий. Для детей с ОВЗ это урок осторожности и необходимости думать перед тем, как совершать какие-либо шаги.
Хитрость и коварство:
Лиса в сказке олицетворяет хитрость и коварство. Она использует уловки, чтобы обмануть Колобка и съесть его. Этот аспект учит детей распознавать ложь и предательство, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут быть более уязвимыми к манипуляциям.
Социальные отношения:
Встречи Колобка с разными животными символизируют различные типы социальных отношений. Каждая встреча представляет собой мини-сценарий взаимодействия, который помогает ребенку понять, как вести себя в разных ситуациях. Это особенно полезно для детей с РАС, которым сложно понимать социальные сигналы и реагировать на них адекватно.
Эмоциональные переживания:
Сказка вызывает у ребенка разнообразные эмоции: радость, удивление, страх, разочарование. Это помогает детям с ОВЗ осознавать и выражать свои чувства, что способствует развитию эмоциональной сферы.
Роль психологических смыслов в развитии детей с ОВЗ
Развитие эмоциональной сферы:
Эмоции, возникающие при прослушивании сказки, помогают детям с ОВЗ лучше понимать и выражать свои чувства. Это способствует развитию эмпатии и эмоциональной устойчивости.
Формирование социальных навыков:
Анализируя поведение героев сказки, дети учатся понимать социальные нормы и правила. Это помогает им лучше ориентироваться в межличностных отношениях и избегать конфликтов.
Коррекция поведения:
Осознание последствий действий Колобка помогает детям с ОВЗ учиться принимать правильные решения и избегать опасных ситуаций. Это способствует формированию ответственного поведения. п
窗体顶端
Стимуляция фантазии и творчества:
Работа с образами и сюжетами сказки стимулирует фантазию и творчество у детей с ОВЗ. Это помогает им развивать воображение и находить нестандартные решения проблем.
Повышение уверенности в себе:
Прохождение через испытания вместе с главным героем сказки укрепляет уверенность детей в своих силах и возможностях. Это особенно важно для детей с ОВЗ, которые часто испытывают трудности в самоутверждении.
Заключение
Сказка «Колобок» содержит множество психологических смыслов, которые играют ключевую роль в развитии детей с ОВЗ. Эти смыслы помогают формировать важные жизненные установки, развивают эмоциональную сферу и улучшают социальное взаимодействие. Регулярное использование сказкотерапии с применением этой сказки может существенно улучшить эмоциональное состояние, когнитивные функции и социальную адаптацию детей с ОВЗ.
После прочтения сказки «Колобок» можно предложить детям с различными видами ограничений возможностей здоровья (ОВЗ) разнообразные задания, которые помогут закрепить материал, развить необходимые навыки и стимулировать творческий процесс. Ниже приведу примеры заданий для детей с разными типами ОВЗ.
Задания для детей с задержкой психического развития (ЗПР):
Пересказ сказки:
После прочтения сказки попросите ребёнка пересказать её своими словами. Это задание поможет улучшить память и развить речевые навыки.
Вопросы по содержанию:
Задайте вопросы по ключевым моментам сказки, чтобы проверить понимание ребёнком последовательности событий. Например,: «Кто первым встретил Колобка?», «Что сделала Лиса?»
Рисование персонажей:
Предложите нарисовать главных героев сказки (дед, баба, Колобок, заяц, волк, медведь, лиса). Это упражнение поможет развить мелкую моторику и визуальное восприятие.
Игра в ролевое моделирование:
Организуйте игру, где ребёнок будет исполнять роль одного из персонажей сказки. Это поможет ему лучше понять мотивы и действия героев.
Задания для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС):
Инсценировка сказки:
Создайте сцену для кукольного театра и предложите ребёнку разыграть сказку с помощью кукол. Это занятие поможет развить коммуникативные навыки и улучшить взаимодействие с окружающим миром.
Обсуждение эмоций:
Попросите ребёнка рассказать, какие эмоции испытывали персонажи сказки. Например,: «Как чувствовал себя Колобок, когда убежал от деда и бабы?», «Как Лиса обманула Колобка?»
Создание визуальных схем:
Нарисуйте схему последовательности событий сказки и попросите ребёнка расставить карточки с изображением персонажей в правильном порядке. Это упражнение поможет улучшить понимание причинно-следственных связей.
Музыкальная деятельность:
Спойте песню Колобка вместе с ребёнком, используя музыкальные инструменты или просто хлопая в ладоши. Это повысит вовлеченность и поможет расслабиться.
Задания для детей с нарушениями речи:
Песенки и рифмы:
Повторите песню Колобка несколько раз, делая акцент на правильное произношение слов. Затем предложите придумать собственную песенку для другого персонажа.
Расширение словаря:
Составьте список слов, относящихся к сказке (например, «колобок», «заяц», «волк»), и попросите ребёнка объяснить значение каждого слова. Это упражнение поможет обогатить словарный запас.
Артикуляционная гимнастика:
Проведите артикуляционную гимнастику, имитирующую движения рта при произнесении звуков, встречающихся в словах из сказки. Например, звук «о» в слове «колобок».
Драматизация:
Придумайте диалоги между персонажами сказки и разыграйте их вместе с ребёнком. Это задание поможет улучшить речевые навыки и выразительность речи.
Задания для детей с двигательными нарушениями:
Физические игры:
Организуйте подвижные игры, основанные на действиях персонажей сказки. Например, прыгайте как заяц, ползайте как медведь, крадитеcь как лиса.
Танцевальный номер:
Поставьте танец на песню Колобка, включив в него движения, соответствующие каждому персонажу. Это поможет развить координацию и крупную моторику.
Лепка персонажей:
Предложите слепить из пластилина или глины персонажей сказки. Это задание улучшит мелкую моторику и даст возможность проявить творческий потенциал.
Спортивные соревнования:
Организуйте небольшие спортивные соревнования, вдохновленные действиями персонажей сказки. Например, бег наперегонки как Колобок.
Эти задания помогут детям с различными видами ОВЗ лучше усвоить содержание сказки «Колобок» и развить необходимые навыки. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и задания нужно подбирать индивидуально, исходя из его потребностей и возможностей.
А еще, сказки можно сочинять, конечно при этом учитывать индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, для которого пишется сказочная история. В данной статье приведу пример написания сказки для ребенка с РАС.
Написание сказки для ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС).
Написание сказочной истории для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) требует особого подхода, необходимо учитывать специфические потребности и особенности восприятия таких детей, которые помогут сделать текст доступным и полезным для восприятия. Вот некоторые ключевые принципы и рекомендации:
- Простота и ясность сюжета
Линейный сюжет: Избегать сложных сюжетных линий и неожиданных поворотов событий. Лучше всего, когда история развивается последовательно и предсказуемо.
Краткость: Ограничить количество событий и персонажей. Оптимально, если в сказке участвует небольшое число героев, и каждое событие четко описано.
Понятные мотивы: Причины действий персонажей должны быть очевидными и легко объяснимыми. Необходимо избегать двусмысленность и скрытый подтекст.
- Повторяемость элементов
Повторение ключевых фраз: Используйте одни и те же выражения несколько раз, чтобы закрепить их в памяти ребенка. Это поможет ему лучше понять и запомнить сюжет.
Шаблонные структуры: Применяйте стандартные схемы повествования, например, «однажды…», «вот так вот…» и т.п., чтобы создать ощущение знакомости и комфорта.
Четкость и конкретность описания
Конкретные детали: Опишите все объекты и действия максимально подробно, избегая обобщений и абстракций. Например, вместо «животные» используйте «кошка, собака, птица».
Изображение эмоций: Если нужно описать эмоции персонажа, делайте это прямо и однозначно. Например, «Ваня был рад» вместо «Ваня чувствовал себя хорошо».
- Позитивное завершение
Оптимизм: Завершите сказку на положительной ноте, чтобы укрепить чувство безопасности и уверенности у ребенка. Даже если в ходе повествования возникнут трудности, важно показать, что они преодолимы.
Наглядные примеры успеха: Подчеркните, что усилия и старания приводят к хорошим результатам. Это поможет сформировать у ребенка позитивное отношение к жизни.
Учет сенсорных особенностей
Минимум звуков и шума: Если в сказке присутствуют звуки, они должны быть простыми и понятными. Избегайте резких и громких звуков, которые могут вызывать дискомфорт.
Контроль визуального ряда: При создании иллюстраций или описании визуальных образов старайтесь избегать слишком ярких цветов и сложных композиций. Предпочтительны спокойные тона и четкие контуры.
- Эмоциональная поддержка
Управление эмоциями: Включите в сказку ситуации, связанные с управлением эмоциями. Покажите, как персонажи справляются с тревогой, страхом или радостью.
Поддержка и помощь: Подчеркивайте важность поддержки и взаимопомощи. Пусть герои помогают друг другу, чтобы ребенок понял, что в трудные моменты рядом всегда есть кто-то, кто готов прийти на помощь.
Вот пример сказки, разработанной специально для ребенка с РАС:
Сказка о Волшебном Острове
Жил-был мальчик по имени Ваня. Он был особенным мальчиком, потому что видел мир немного иначе, чем другие люди. Иногда ему было трудно понять, что происходит вокруг, но он очень любил мечтать и представлять себе волшебные места.
Однажды Ваня решил отправиться в путешествие. Он взял с собой рюкзак, в котором лежали его любимые игрушки и книга с картинками. Ваня пошел в лес, где встретил старого мудрого ворона по имени Карр.
Привет, Ваня! Куда ты идешь? — спросил Карр.
— Я хочу найти Волшебный Остров, — ответил Ваня. — Там живут самые удивительные существа, и там никто не кричит и не шумит.
Карр улыбнулся и сказал:
— Я знаю дорогу к этому острову. Хочешь, я покажу тебе?
Ваня согласился, и они отправились в путь. Пройдя через густой лес, они вышли к берегу моря. Там стоял большой корабль с разноцветными парусами.
— Это наш корабль, — сказал Карр. — Садись, мы отправляемся!
Ваня сел на палубу и стал смотреть, как море меняется под солнцем. Оно становилось голубым, зеленым, фиолетовым… Наконец, вдали показался остров.
Когда они подошли ближе, Ваня увидел, что остров действительно был волшебным. На нем росли деревья с золотыми листьями, а цветы светились в темноте. По всему острову ходили необычные животные: коты с крыльями, собаки, умеющие говорить, и даже рыбы, летающие над водой.
— Добро пожаловать на Волшебный Остров! — сказали звери хором.
Ваня обошел весь остров, играясь с животными и наслаждаясь тишиной и покоем. Ему здесь было уютно и спокойно, как дома.
Но вдруг небо потемнело, и начался дождь. Все звери спрятались в своих домах, а Ваня остался один на улице. Он почувствовал страх и неуверенность.
— Не бойся, Ваня! — послышался голос Карра. — Дождь скоро кончится, и солнце снова выйдет.
И правда, вскоре дождь прекратился, и выглянуло солнце. Все звери снова выбежали на улицу, и Ваня продолжил играть с ними.
Так прошел целый день. Вечером Ваня вернулся домой, полный впечатлений и радости. Он рассказал маме обо всем, что увидел на Волшебном Острове, и мама обняла его, говоря:
— Ты молодец, Ваня! Ты нашел место, где чувствуешь себя счастливым.
С тех пор Ваня часто вспоминал Волшебный Остров и мечтал вернуться туда снова. Но теперь он знал, что даже если вокруг будет темно и страшно, всегда найдется тот, кто поможет ему справиться.
Эта сказка создана с учетом следующих принципов:
Простота сюжета: История линейная и предсказуемая, без сложных поворотов и неожиданностей.
Повторяемость: Некоторые элементы повторяются, что помогает ребенку лучше запомнить и понять историю.
Четкость образов: Герои и события описаны ясно и конкретно, чтобы избежать путаницы.
Позитивное завершение: Сказка заканчивается на позитивной ноте, что важно для поддержания эмоционального благополучия ребенка.
Эмоциональный контекст: История включает моменты страха и тревоги, но показывает, как с ними можно справиться, что помогает ребенку развивать эмоциональную устойчивость.
Такая сказка может стать полезным инструментом для работы с ребенком с РАС, помогая ему развивать воображение, улучшать коммуникационные навыки и справляться с эмоциональными трудностями.
Таким образом, сказкотерапия занимает важное место в процессе развития и коррекции детей с различными видами ограничений возможностей здоровья (ОВЗ). Этот метод, основанный на использовании сказки как инструмента психологического воздействия, доказал свою эффективность в работе с детьми, имеющими задержки психического развития, расстройства аутистического спектра, нарушения речи и двигательные нарушения.
Сказки обладают уникальным свойством проникновения в глубину сознания ребенка, активируя его воображение и создавая безопасное пространство для проработки внутренних конфликтов, страхов и тревог. Они помогают детям осознавать свои эмоции, развивать социальные навыки, улучшать речевые и двигательные функции, а также стимулируют творческое мышление.
Применение сказкотерапии в образовательных и реабилитационных программах для детей с ОВЗ позволяет достичь значительных результатов. Индивидуальный подход, учет особенностей каждого ребенка и гибкое использование различных форм работы с сказкой (инсценировки, рисунки, обсуждения, драматизации) обеспечивают успешное достижение поставленных целей.
Как видно, сказкотерапия является важным и действенным методом, который должен занять достойное место среди инструментов педагогов, психологов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.
References
1. Алексеенкова, Е.Г. Психологическая коррекция детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь. – 2001 г.2. Бардышевская, М.К. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Владос. – 2002 г.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. СПб.: Питер. – 2001г.
4. Беттельхейм, Б. «Использование волшебства». М.: Прогресс. – 1999г.
5. Горбунов, Г.Д. Психологическая коррекция и реабилитация детей с ограниченными возможностями. СПб.: Питер. – 2000 г.
6. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь. – 2003г.
7. Ефимов, О.И. (2007). Сказкотерапия в системе психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Журнал практической психологии и психоанализа, № 4, стр. 35-46.
8. Забрамная, С.Д. (2004). Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение.
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. (2006). Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь.
10. Иванов, И.И. (2019). Влияние сказкотерапии на развитие речевых навыков у детей с нарушениями речи. Российский журнал дефектологии, № 10, стр. 67-78.
11. Кузнецов, С.С. (2016). Театр и сказкотерапия в работе с детьми с двигательными нарушениями. Журнал инклюзивного образования, № 7, стр. 32-43.
12. Лебединский, В.В. (2003). Нарушения психического развития у детей. М.: Академия
13. Леви, В. (1988). «Искусство быть другим». М.: Молодая гвардия.
14. Николаева, Е.И. (2006). Психология детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер.
15. Овчинникова, Т.С. (2001). Основы специальной педагогики и психологии. М.: Академия.
16. Петрова, А.В. (2018). Эффективность сказкотерапии в работе с детьми с задержкой психического развития. Журнал практической психологии и психоанализа, № 3, стр. 23-34.
17. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. (2000). Диагностика и коррекция задержек психического развития у детей. М.: Аркти.
18. Сидорова, Е.А. (2020). Сказкотерапия в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вестник Московского государственного педагогического университета, № 11, стр. 45-56.
19. Смирнова, Н.Н. (2017). Коррекция поведения у детей с гиперактивностью методами сказкотерапии. Журнал специального образования, № 12, стр. 89-101.
20. Ткачёва, В.В. (2004). Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. М.: Изд-во МГУ.