Abstract: Today, specialized correctional educational institutions increasingly use innovative methods, including art therapy, to teach children with limited mental abilities and children with developmental delays. The essence of this method is that with the help of creativity, children can express their feelings and emotions during correctional and developmental work. Many areas of correctional education are based on verbal communication with children, while art therapy uses non-verbal, visual channels of communication, which is suitable for working with children with limited mental abilities. The use of art therapy in teaching children with mental disabilities and developmental delays allows the child to express his emotional state without words, and the teacher to effectively correct, diagnose and balance the psycho-emotional sphere. Children, due to their age, are unable to evaluate their actions from the outside; their behavior is mostly spontaneous, so wordless “expression” is more natural for them. When organizing correctional education for children with problems in the intellectual sphere, it is important to take into account these factors, and then a creative and playful atmosphere will develop in classes using art therapy.
Keywords: development of education, social adaptation of adolescents, moderate mental retardation, application of art therapy methods.
Многочисленные исследования подтверждают эффективность арт-терапии в коррекционных образовательных учреждениях при работе с детьми с ограниченными умственными способностями. Арт-терапия проводится на занятиях в следующих целях: сформировать у детей навыки социального взаимодействия; сформировать качества, позволяющие адаптироваться к жизни в обществе с учетом их ограниченных интеллектуальных способностей; восстановить потребность в коммуникации (если она отсутствует), активизировать личностный потенциал и т.д. [7, с. 40]
На занятиях необходимо проявлять к детям терпение, применять «мягкие» способы взаимодействия и избегать грубости и давления. При помощи творчества ребенок может выразить все свои проблемы, страхи и конфликты и победить их в игровой форме, не травмируя свое детское психо- эмоциональное состояние. В предмет своего творчества ребенок вкладывает все свои комплексы и иные негативные чувства и эмоции. У детей очень хорошо развито воображение и фантазия, поэтому они не сдерживают себя в творческом процессе. Для подростка, особенно испытывающего трудности с коммуникацией, творчество является процессом абсолютно естественным, поскольку он сам только недавно перестал пользоваться самыми примитивными формами общения.
Одним из направлений арт-тераппи является сказкотерапия, благодаря которой ребенок и педагог в игровой форме моделируют ту или иную конфликтную ситуацию, с которой ребенок должен справиться самостоятельно. Так он сможет пережить негативные эмоции не в реальной жизни, а в игре, понять, что в них нет ничего страшного и достичь успеха в определенной деятельности. Также дети учатся контролировать свои чувства и поведение; выражать эмоции и переживания при помощи слов; становятся более открытыми к коммуникации с окружающими людьми; приобретают новый опыт в различных формах взаимодействия. Таким образом, происходит личностный рост ребенка. [2, с. 150]
Мелкая моторика рук, очень необходимая для детей с ограниченными умственными способностями, хорошо развивается в ходе игры с куклой. Дети изучают куклу при помощи визуальных и тактильных ощущений; в ходе игры пытаются совершать перемещения куклы, двигать ее руками и ногами, задействовав при этом обе руки. Ребятам с проблемами в интеллектуальной сфере сложно развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, поскольку эти движения не относятся к безусловным рефлексам и требуют долгой и упорной работы для полноценного владения руками. Куклотерапия эффективно помогает детям развивать указанные навыки. [4, с. 79]
Как правило, педагоги проводят куклотерапию в три стадии, каждая из которых важна, и пропускать ее не желательно.
На первой стадии происходит изготовление куклы ребенком самостоятельно, либо при помощи педагога. В рамках данного процесса происходит установление эмоциональной связи с ребенком, выстраиваются доверительные отношения, и в случае успеха он идет на контакт. Ребенок придумывает для куклы внешний облик, дает имя и создает ее историю.
На второй стадии ребенок происходит знакомство с куклой. Вместе с педагогом они придумывают род ее занятий, как она проводит время, обучают различным движениям и т.д.
На третьей стадии педагог моделирует различные жизненные ситуации и в игровой форме вовлекает ребенка в процесс решения конфликтных ситуаций, с которыми сталкивается кукла и предлагает ребенку помочь кукле справиться с трудностями. На следующих занятиях можно спросить у ребенка, чем занималась кукла вне класса, что с ней происходило. [5, с. 50]
Еще один вид арт-терапии – песочная терапия, которая помогает ребенку избавиться от стресса, тревожности, страха перед обществом и в целом положительно влияет на его развитие. Кроме того, научно доказано, что песок забирает негативную энергию и позволяет преобразовать агрессию в позитивные эмоции. При песочной терапии важны тактильные ощущения, поскольку мельчайшие песчинки на ладонях и кончиках пальцев ребенка активизируют работу нервных окончаний, что благотворно влияет на развитие памяти, фантазии, мышления и иной умственной деятельности ребенка. В процессе игры с песком включается так называемый «ручной интеллект»: при помощи тактильных ощущений ребенок познает мир, активно развиваются интеллектуальные функции, моторика и речь, что особенно важно для категории детей с отставанием или задержкой в умственном развитии. [6, с. 179]
Следующий вид терапии – библиотерапия, основная задача которого скорректировать у детей образ собственного «я», понять помочь им кто они и каково их место в этом мире. В процессе библиотерапии повышается самооценка ребенка, он становится более послушным и социально адаптированным.
Психо-эмоциональная сфера ребенка наиболее успешно развивается посредством музыкальной терапии. Для этого подбираются специальные музыкальные композиции, которые позволяют ребенку с ограниченными умственными способностями чувствовать ритмы жизни и природы, и обрести гармонию с самим собой (пока еще на бессознательном уровне). Позитивные песенки и ритмичные мелодии улучшают настроение ребенка, дают ему оптимистичный настрой и ощущение радости. Игра на музыкальных инструментах и пение позволяет наладить коммуникацию со сверстниками и построить «я-концепцию». [9, с. 527]
Следующий вид арт-терапии – гарденотерапия или работа в саду с цветами и растениями. Опыт, который ребенок приобретает в ходе гарденотерапии, положительно влияет не только на его умственное развитие, но и на общее состояние здоровья. Работа в саду на свежем воздухе закаливает и укрепляет организм, дает полезные физические нагрузки. Кроме того, ухаживая за растениями (даже комнатными) ребенок учится общаться с природой, ценить окружающую среду и заботиться о ней.
В процессе гарденотерапии ребята общаются и взаимодействуют между собой, в результате чего формируется командный дух и ответственность друг за друга, а также развивается речь и вербальная коммуникация. Дети получают еще больше удовольствие от труда, когда видят результаты своей работы и получают похвалу или поощрения. Например, когда растение, которое они долго поливали, наконец, зацвело. В таких ситуациях формируются положительные и адекватные ассоциации, связанные с трудом, у детей появляется стимул работать с растениями дальше, появляется вера в себя, повышается самооценка, развивается терпение и внимание.
Дети с ограниченными умственными возможностями благодаря гарденотерапии совершенствуют свое мышление, укрепляют кисти рук, развивают моторику и базовые трудовые навыки. Кроме того, дети учатся быть более ответственными и гуманными, поскольку понимают, что от их действий зависит жизнь растений. Уровень агрессии рассматриваемой категории детей существенно снижается, они учатся контролировать свои эмоции и могут направить весь свой негатив в трудовую деятельность.
Наиболее успешно в коррекционной работе с детьми с ограниченными умственными возможностями проявляет себя метод энималтерапии, суть которого заключается в психологической помощи детям путем их взаимодействия с животными или их образами (игрушки, картинки и т.д.). Когда ребенок проводит время с домашними животными, у него формируется чувство эмпатии, способность к сочувствию и сопереживанию, вырабатываются необходимые навыки коммуникации. Даже просто наблюдение за поведением животных вызывает множество положительных эмоций, дарит умиротворение и расслабление. На примере других живых существ, ребенок учится понимать собственные эмоции, такие как радость, грусть, злость и т.д. В случае невозможности использовать на занятиях домашних животных, они заменяются мягкими игрушками, что позволяет развивать психомоторику ребенка. Также целесообразно проводить игры, где главными героями являются животные, читать сказки про животных и инсценировать их отдельные действия. [3, с. 497]
Таким образом, основными целями работы педагога коррекционного образовательного учреждения для обучения детей с ограниченными умственными способностями является устранение или компенсация нарушений в их развитии, а также их адаптация к окружающей среде. Такие понятия как компенсация и коррекция не тождественны и представляют собой тесно связанные процессы.
Применение конкретных методов арт-терапии (отдельно или в комплексе) зависит от ряда факторов: умственных нарушений ребенка, его возраста, способностей к обучению и индивидуальных психо-эмоциональных особенностей. Важно отметить, что успех на занятиях по коррекционной работе с подростками во многом зависит от их взаимоотношений с родителями.
Коррекция нарушений у детей с умственными ограничениями посредством арт-терапии реализуется в двух направлениях: [1, с. 89]
— через творчество ребенок передает все свои страхи, тревоги и иные негативные эмоции и таким образом избавляется от них;
— контактируя с животными, растениями или разными видами творчества ребенок получает позитивные эмоции, испытывает радость, которые вытесняют негативные мысли и агрессию.
В процессе арт-терапии ребенок может самовыражаться, проявить себя как личность. Получив похвалу за свои работы (особенно от взрослых и близких ему людей) ребенок испытывает чувство гордости и воодушевления, его самооценка повышается.
Подводя итоги, отметим основные результаты, которые можно получить при коррекционной работе с детьми ограниченными в умственных способностях при использовании арт-терапии: педагог получает от ребенка максимальную эмоциональную отдачу; ребенок адаптируется к жизни в социуме; учится самостоятельно преодолевать трудности и решать конфликтные ситуации, учится преодолевать психологические барьеры, контролировать свои эмоции (в том числе агрессивное поведение); учится вербальной коммуникации, трудолюбию, терпению, внимательности. [8, с. 27]
Непосредственно художественная терапия (за счет того, что требует максимальной сосредоточенности и планирования для достижения успешного результата), создает условия, в которых у ребенка развивается способность самоконтроля и саморегуляции. Применение арт-терапии и иных методов, рассмотренных в настоящей статье в специализированных коррекционных образовательных учреждениях для обучения детей с ограниченными умственными способностями, развивает личностные качества ребенка, помогает окружающий его мир, и повышает уверенность в себе за счет оценки его творческой деятельности.
References
1. Белозерская, О. В. Формирование пространственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью методами арт-терапии / О. В. Белозерская, К. Д. Шитова // Психическое здоровье. – 2023. – Т. 18, № 4. – С. 88-90.2. Болдырева, В. Э. Арт-педагогика как средство развития наглядно-образного мышления учащихся с умственной отсталостью / В. Э. Болдырева // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 11. – С. 148-151.
3. Исмагилова, Д. Ф. Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии / Д. Ф. Исмагилова, Г. Р. Фаттахова, А. Н. Арсланов // Молодой ученый. – 2022. – № 47(442). – С. 495-498.
4. Кузнецова, Ю. А. Использование арт-терапии в развитии эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью / Ю. А. Кузнецова // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 6. – С. 75-84.
5. Макарова, Н. А. Возможности арт-терапии в развитии воображения младших школьников с умственной отсталостью / Н. А. Макарова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 3(32). – С. 48-51.
6. Мамедова, Л. В. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с умеренной умственной отсталостью посредством методов арт-терапии / Л. В. Мамедова, А. С. Сердюкова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2023. – Т. 12, № 2-1. – С. 176-184.
7. Саввинова, К. П. Музейная арт-терапия как одна из форм социальной арт-терапии / К. П. Саввинова // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2019. – № 3(15). – С. 39-42.
8. Суханова, А. А. Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. А. Суханова, Н. В. Окулова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2022. – № 6(54). – С. 25-28.
9. Шашенко, В. Б. Методы арт-терапии как средства коррекции социально-психологической дезадаптации подростков с задержкой психического развития / В. Б. Шашенко // Трибуна ученого. – 2020. – № 5. – С. 525-530.