The role of modern media in the formation of the media image of the state

UDC 070
Publication date: 20.02.2024
International Journal of Professional Science №2-1-2024

The role of modern media in the formation of the media image of the state

Роль современных СМИ в формировании медиаобраза государства

Belyakina Anastasia Anatolyevna
Master's student, Russian State Social University


Белякина Анастасия Анатольевна

Магистрант, Российский государственный социальный университет
Аннотация: Для современного общества характерно тесное взаимодействие политической сферы с медиопространством. Поэтому человек больше контактирует с медиапрезентацией политических событий, а не с их реальными образами. Так как люди не так часто лично участвуют в политических событиях и процессах, то в силу своей дистанционности они ограничены в получении реальной информации об их содержании. В этом случае единственным контактом с политической сферой для человека становится распространяемая СМИ информация. Отсюда следует, что медиареальность политического процесса конструируется путём создания медиаобразов средствами массовой информации. В данной статье исследуется феномен медиализации политических взаимодействий государственной власти с обществом, рассмотрение которого поможет понять сущность создания медиаобразов политических институтов, включая таких крупных, как государство. Дополнительно, автор статьи обращает внимание на существующие подходы к определению понятия «медиаобраз», методологию его анализа.

Abstract: Modern society is characterized by close interaction between the political sphere and the media space. Therefore, a person has more contact with the media presentation of political events, rather than with their real images. Since people do not often personally participate in political events and processes, due to their distance they are limited in obtaining real information about their content. In this case, the only contact with the political sphere for a person becomes information disseminated by the media. It follows that the media reality of the political process is constructed through the creation of media images by the media. This article examines the phenomenon of medialization of political interactions between state power and society, the consideration of which will help to understand the essence of creating media images of political institutions, including such large ones as the state. Additionally, the author of the article draws attention to existing approaches to defining the concept of “media image” and the methodology of its analysis.
Ключевые слова: развитие СМИ, СМИ в формировании образа государства, СМИ в формировании медиаобраза государства, политические стереотипы.

Keywords: development of the media, media in the formation of the image of the state, media in the formation of the media image of the state, political stereotypes.


Для современного общественно-политического пространства характерны процессы глубокой медиализации. При наличии множества медиаакторов, данный процесс способствует созданию комплекса медиалогик, что, в свою очередь, формирует различные формы «реальностей», создаваемых и репрезентируемых  медиа. [6, с. 114]

Современные медиа осуществляют функцию отбора, коррекции и регуляции информации, которую они подают своей аудитории, как некие симулякты, знаки, относящиеся к общественно-политической реальности, не всегда соответствующие объективной действительности.

Факты действительности, проходящие через фильтры медиатизированной политической коммуникации, корректируются виртуальными медиаконстркторами. В итоге информация сводится к упрощению политической реальности. [5, с. 19]

В процессе формирования имиджа государства используются различные акторы политического медиатизированного поля иституционализированного, неинституционализированного вида. При этом образ государства представляет собой отражённые в сознании общественной массы фрагменты реальности, транслируемые в форме обратной связи реципиентам политической коммуникации.

Стоит заметить, что общественные массы не всегда воспринимают образ государства так, как он планировался в процессе формирования медийного имиджа страны. В связи с этим становится понятна актуальность исследования не имиджа, а именно образа государства.

На формирование медиаобраза государства влияют несколько основных факторов. Первый из них, это фрагменты реальности, которые непосредственно связаны с конкретной деятельностью государства. Второй представляет медиалогику, посредством которой преобразуются фрагменты реальности, адаптируются к существованию в медиапространстве. Дополнительно следует учесть, что процесс конструирования медиаобраза тесно связан с характером восприятия реальности авторами медийных текстов, индивидуальными особенностями восприятия аудитории, потребляющий медийный контент.

Так как на формирование медиаобраза влияют различные комплексы факторов, то его изучение осуществляется посредством нескольких методологических подходов. [1, с. 37]

Для анализа медиаобразов сегодня принято использовать три основных методологических направления.

Первое направление, это изучение медиаобразов по журналистским медиатекстам. Второе направление учитывает не только материалы журналистов, но и отклики на медиатексты. Для третьего направления характерно исследование медиаобразов, формируемых нежурналистскими медиатекстами пользователей сети Интернет.

При рассмотрении современного медийного поля, охватывающего политические коммуникации, заметим, что образ государства в нём занимает одно из важных мест. При этом СМИ формируют медийный образ государства внутри страны и на международной арене.

Медиа в настоящее время создают новую политическую реальность и определяют направление развития государства, правительства, правящей элиты, экономико-промышленных групп, общественных движений.

Актуальность исследования процессов, формирующих медийный образ государства, объясняется следующими обстоятельствами. В современном обществе политические процессы глубоко медиализированы. Политические деятели в своей деятельности оперируют искусственно созданными образами, воздействующими на общественное мнение и отвечающими запросам населения и отдельных социальных групп. Поэтому некоторые учёные обращаются к исследованию медиаобраза, как эффективному управленческому ресурсу, способному при необходимости увеличить значимость отдельного политического объекта или процесса, обеспечить его легитимность, или наоборот, уменьшить значимость до нужного уровня. Данная особенность привлекла к процессу формирования медиаобраза государства не только специалистов, работающих в сфере политических коммуникаций, но и всего научного сообщества. [8, с. 71]

Содержание медиаобраза государства можно рассматривать с различных позиций: с точки зрений его целостности, ключевых особенностей, характера оценочных действий, посредством которых определяется эффективность образца медиаобраза.

Исследование ключевой пары «цельный-фрагментальный» поможет определить уровень целостности медиаобраза. При этом оценочная коннотация выражается позитивной, нейтральной, негативной характеристикой. Дополнительно предполагается исследовать содержание медиаобраза государства в направлении определения уровня его устойчивости в информационном политическом поле, способности сохранять стабильность в условиях изменяющихся политических предпочтений и медиаповестки.

Структуру медиаобраза государства рационально описать комплексом, состоящим из нормативного, эмоционального, функционального, эстетического измерения.

Нормативное измерение образа имеет под собой основу из моральных, нравственных норм, ценностей, имеющих важное значение для современного общества, и выражающихся в социальной, экономической, культурной, экологической и других видах ответственности государства перед гражданами страны. Под эмоциональным измерением понимаются чувства, испытываемые к стране. Функциональное измерение даёт оценку уровня убеждённости в экономической, политической, технологической способности конкуренции страны на международной арене. Эстетическое измерение образа даёт основание для оценки ландшафтного разнообразия государства, привлекательности его исторического, культурного наследия. [4, с. 438]

 На основании выше изложенного, мы приходим к выводу, что содержание медиаобраза государства объединяет в себе природно-ресурсный потенциал, геополитическое положение страны, стиль реализации властных полномочий, особенности деятельности общественно-политических организаций, социально-психологической настрой, культурно-историческое наследие, различные модели социального взаимодействия, морально-нравственные аспекты развития общества и др.

В число параметров, которым должен соответствовать медиаобраз государства, следует отнести уровень его новостной видимости, охват смысловых характеристик, интенсивность оценочных действий.

Для понимания сущности медиаобраза государства необходимо уделить внимание изучению его признаков: стереотипности, тиражируемости, утрированности, эмоциональности, кратковременности, простоте восприятия, двойственности. Данные признаки помогают аудитории легко воспринимать медиаобраз государства, процесс осмысления которого сопровождает субъективное наполнение, так как в интерпретации обозначенных признаков особое значение имеют личностное восприятие участника политической коммуникации.

В число инструментов формирования медиаобраза государства включают: [2, с. 10]

  1. Лексику заголовочного комплекса, основной части контента с оценочными коннотациями.
  2. Визуальное сопровождение, дополняющее медиаобраз или усиливающее влияние на аудиторию текстов.
  3. Сравнительные параллели с конкретными историческими событиями.
  4. Сопоставление положительных и отрицательных характеристик.
  5. Актуализацию внимания на тех моментах, событиях, свойствах, которые принято в обществе воспринимать, как недостатки.
  6. Генерализацию суждений, то есть перенос мнения, сложившегося вокруг одной политической личности или факта, на всю политическую систему, общество, социальную группу.
  7. Персонализацию, то есть формирование мнения обо всей политической системе по характеристикам определённого политического лидера.

Медиаобраз государства формируется в несколько взаимосвязанных этапов. Это опосредованный конструкт, воспроизводящий некоторые элементы реальности и учитывающие мнение реципиента, его предпочтения, интересы, установки. Автор медиатекста даёт собственную интерпретацию явлениям действительности, создавая, таким образом, медиаобраз, воспринимаемый аудиторией медиатекста и ей же интерпретируемый в дальнейшем.

Предметом анализа медиаобразов государства могут быть разные его аспекты. В связи с этим принято исследовать медиаобраз в трёх направлениях: [7, с. 128]

— особенности медиаобразов государства, как журналистские медиатексты. В этом случае медиаобраз рассматривается, как результат деятельности только профессиональных действующих субъектов медиакоммуникаций;

— особенности медиаобраза, созданного на основе журналистских медиатекстов и откликов на них заинтересованной аудитории;

— анализ медиаобразов государства, сформированных в нежурналистских медийных текстах пользователей сети Интернет.

 Медиаобразы помогают создать эффект присутствия государства в политическом поле средств массовой информации, а так как медиаобразы оказывают влияние на формирование общественного мнения относительно тех или иных политических событий, процессов, то они являются эффективным инструментом современной публичной политики. [3, с. 60]

Чтобы реализовать потенциал медиаобразов государства, необходимо оформить их так, чтобы они соответствовали запросам и интересам целевой аудитории, рассматриваемой как субъект медиатизированной политической коммуникации.

Тенденции, обозначенные в нашем исследовании, указывают на необходимость дальнейшего изучения процесса формирования медиаобраза государства и других политических субъектов, и особенностей их восприятия целевой аудиторией.

References

1. Гуреева, А. Н. Формирование медиаобраза государства в контексте медиатизации политической коммуникации / А. Н. Гуреева, П. А. Киреева // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. – 2022. – № 6. – С. 28-56.
2. Егоровцева, Е. Д. Роль современных СМИ в формировании медиаобраза государства / Е. Д. Егоровцева // Слово в науке. – 2021. – № 2. – С. 6-11.
3. Ковач, О. А. Принципы конструирования медиаобраза государства / О. А. Ковач // Медиасреда. – 2019. – № 15. – С. 57-62.
4. Кошкарова, Н. Н. Медиаобраз китая в российских сми / Н. Н. Кошкарова, И. В. Кожухова // Когнитивные исследования языка. – 2023. – № 4(55). – С. 436-439.
5. Лазарев, М. А. Роль СМИ в создании образа государства: лингвистический аспект / М. А. Лазарев // Студенческий вестник. – 2019. – № 43-1(93). – С. 18-19.
6. Мельник, Г. С. Медиаобраз России в казахстанских СМИ / Г. С. Мельник, С. Х. Барлыбаева, А. Б. Альжанова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2020. – № 3. – С. 110-116.
7. Панова, Е. Ю. Специфика репрезентации медиаобраза России в печатных СМИ США и Великобритании / Е. Ю. Панова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2020. – № 4. – С. 126-130.
8. Пинчукова, Н. В. Медиаобраз Европы в американских СМИ (на материале интернет-источников) / Н. В. Пинчукова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2021. – № 5-3. – С. 67-72.