Computer graphics in medicine

UDC 004
Publication date: 02.06.2024
International Journal of Professional Science №6-2-2024

Computer graphics in medicine

Компьютерная графика в медицине

Krasnova A.D.
Scientific adviser: Pronkin N.N.,

1. Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), 3rd year.
2. Candidate of Economics, Associate Professor – Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University).


Краснова А.Д.
Научный руководитель: Пронькин Н.Н.

1. ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), 3 курс.
2. к.э.н, доцент – ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет).
Аннотация: В данной статье рассматриваются актуальные направления медицины и здравоохранения с применением методов и технологий компьютерной графики. Описываются возможности конвертирования медицинских изображений, 3D-визуализация и построение моделей анатомических структур человека, моделирование персонифицированных протезов и имплантатов пациентов, а также один из инновационных подходов к обучению студентов медицинских вузов в России.

Abstract: This article discusses current areas of medicine and healthcare using methods and technologies of computer graphics. The possibilities of converting medical images, 3D visualization and building models of human anatomical structures, modeling of personalized prostheses and implants of patients, as well as one of the innovative approaches to teaching students of medical universities in Russia are described.
Ключевые слова: компьютерная графика, инженерная графика, графика в медицине, цифровизация медицины, CAS-технологии, 3D-визуализация, персонифицированная медицина.

Keywords: computer graphics, engineering graphics, graphics in medicine, digitalization of medicine, CASE technologies, 3D visualization, personalized medicine.


В настоящее время цифровизация безусловно стала неотъемлемой частью жизни общества. Наряду с другими сферами современные технологии коснулись области медицины и здравоохранения, значительно расширив спектр человеческих возможностей в научной среде. Одним из перспективных направлений цифровизации медицины на сегодняшний день является компьютерная графика, которая позволяет визуализировать и анализировать сложные медицинские данные при помощи гибких и мощных инструментов реализации.

Наиболее яркими представителями использования методов компьютерной графики в медицине на данный момент являются следующие направления:

  • Телекоммуникационная конвертация и визуализации медицинских изображений;
  • Хирургическое планирование, или 3D-визуализация анатомических структур человека;
  • Разработка персонифицированных медицинских устройств;
  • Обучение в медицинских вузах.

Современные компьютерные технологии, такие как информатика и телекоммуникации, сделали возможным использование математических инструментов для анализа и обработки медицинских изображений. Кроме того, компьютерное моделирование и визуализация облегчают проведение минимально инвазивных медицинских операций. Данные медицинские изображения создаются и подвергаются анализу в процессе проведения различных методов диагностики, включая компьютерную томографию (КТ), магнитно-резонансную томографию (МРТ), маммографию, рентгенографию и ультразвуковое исследование (УЗИ) [1].

«Медицинское изображение» представляет собой сочетание методов, приёмов и технологий, которые создают визуальную репрезентацию внутренних структур и функций организма человека, требующихся при диагностике заболеваний и изучении анатомических и физиологических особенностей организма [2].

Такие медицинские изображения могут сохраняться и использоваться в дальнейшем как в стандартных форматах данных (jpg, bmp, tiff и т. д.), так и в форматах отличных от стандартных, а именно специализированных от различных фирм-разработчиков медицинского оборудования. Однако изображения, представленные в специализированных форматах, могут быть очень объёмными, что затрудняет не только их передачу по каналам связи, но и последующее хранение на компьютерах.

Одним из успешных представителей программного продукта, который смог решить данную проблему, сохранив при этом возможность использования масштабирования, автоматическую сортировку и такой немаловажный аспект, как высокое качество изображений [3], стал телекоммуникационный конвертер различных медицинских изображений формата DICOM, разработанный на базе кроссплатформенной система Eclipse и языке Java. Данный продукт способен осуществлять преобразование всех файлов формата *.dcm, в графический файл необходимого формата или текстовый файл с медицинскими данными [2].

Другой областью медицины, подвергшейся внедрению инновационных цифровых технологий, является хирургическое планирование, суть которого заключается в создании виртуальных моделей органов, тканей и полноценных пациентов, а также высококачественной 3D-визуализации данных анатомических структур пациента при помощи CAS-технологий, что позволяет хирургам заранее планировать и практиковать проведение сложных процедур в преддверии операционной практики с высокой степенью точности.

Компьютерно-ассистированная хирургия (от англ. Computer Assisted Surgery), или же CAS-технологии, сочетает в себе компьютеризированные методы и робототехнику для совершенствования протекания хирургического процесса. Она включает в себя предоперационное планирование, навигацию во время операции и автоматизацию хирургического вмешательства посредством инновационных цифровых технологий. На сегодняшний день CAS-технологии используются в таких областях хирургии, как ортопедическая [4], челюстно-лицевая [5] и онкохирургия [6].

Системы управления хирургическими операциями по изображениям (IGS, от англ. Image-Guided Surgery) помогают хирургам повышать точность позиционирования инструментов при проведении сложных операций, во время которых бывает трудно, или даже невозможно, напрямую увидеть положение инструмента, находящегося внутри пациента. Система IGS отображает положение инструмента относительно области операции на экране, позволяя хирургу перемещать его в труднодоступных участках без риска повреждения критических структур пациента [7].

Кроме того, методы CAS-технологий включают в себя 3D-визуализацию, моделирование и создание персонифицированных протезов и имплантатов пациентов на основе медицинских изображений. Данные методы базируются на использовании технологий компьютерной графики, а также CAD/CAE/CAM-систем, обеспечивая индивидуальный подход к лечению каждого пациента с минимизацией расходов материальных средств и временных ресурсов, требуемых для изготовления готового устройства [8].

Наконец, важным для системы здравоохранения со стратегической точки зрения является использование современных цифровых методов в сфере образования при обучении студентов медицинских высших учебных заведений. Инновационные инструменты компьютерной графики позволяют создавать реалистичные медицинские симуляции и другие образовательные материалы, которые помогают будущим врачам и обучающимся других медицинских специальностей улучшать свои знания, навыки и умения сквозь призму нового восприятия учебного процесса.

Одним из самых ярких примеров внедрения компьютерных технологий в медицинском образовании в России является использование виртуальных пациентов. Мультимедийные, интерактивные симуляции клинических ситуаций позволяют многократно практиковаться на различных клинических случаях, что поможет избежать ошибок в лечении реальных пациентов впоследствии [9].

Сценарии виртуальных пациентов (ВП) делятся на предопределённые, т. е. основанные на конкретных случаях, и нацеленные на решение общих медицинских проблем без применения чёткой последовательности действий [10]. Тип сценария, объем и формат данных, доступность доказательной информации и возможность дальнейшего применения приобретённых навыков влияют на процесс и результаты обучения с помощью метода ВП.             Существуют различные модели виртуальных пациентов: статические и динамические, линейные и разветвленные, интерактивные и неинтерактивные. Большинство из современных моделей ВП используют именно линейные сценарии, которые позволяют студентам отвечать на вопросы и принимать решения относительно клинического случая в рамках смоделированной ситуации [11].

Более того, виртуальные пациенты используются не только для формирования клинического мышления студентов-медиков, но и для эффективной лабораторной диагностики у обучающихся других медицинских специальностей [12].

Компьютерная графика играет действительно важную роль в цифровизации медицины и здравоохранения. Она позволила не только визуализировать сложные медицинские данные, открыв новые возможности для научных исследований и клинической практики, создавать реалистичные модели анатомических структур человека для совершенствования навыков в области хирургической практики, но и стала незаменимым инструментом при обучении студентов-медиков, помогая им усваивать полученные знания и оттачивать навыки на виртуальных моделях пациентов, прежде чем приступать к получению практического опыта с реальными людьми.

References

1. Шибайкин С. Д., Аббакумов А. А., Никулин В. В. Разработка программного обеспечения системы визуализации и навигации для малоинвазивных медицинских манипуляций на основе 3-D модели построенной по УЗ-изображениям // Науч.-техн. вестн. Поволжья. 2020. № 2. С. 50–53.
2. Шибайкин Сергей Дмитриевич, Аббакумов Андрей Александрович, Никулин Владимир Валерьевич, Соколова Мария Сергеевна ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ КОНВЕРТЕР ДЛЯ СИСТЕМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ И НАВИГАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАЛОИНВАЗИВНЫХ МЕДИЦИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ // Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2021. №2. С. 66–74.
3. Королюк И. П. Медицинская информатика: учеб. Самара: ООО «Офорт»; ГБОУ ВПО «СамГМУ», 2012. 244 с.
4. Tang P., Hu L., Du H., Gong M., Zhang L. Novel 3D hexapod computer-assisted orthopaedic surgery system for closed diaphyseal fracture reduction // Int. J. Med. Robot. 2012. Mar. V. 8, № 1. P. 17–24.
5. Bell R.B. Computer Planning and Intraoperative Navigation in Cranio-Maxillofacial Surgery // Oral Maxillofac. Surg. Clin. N. Am. 2010. Feb. V. 22, № 1. P. 135–156.
6. Wong K.C., Kumta S.M. Computer-assisted Tumor Surgery in Malignant Bone Tumors // Clin. Orthop. Relat. Res. 2013. Mar. V. 471, № 3. P. 750–761.
7. Щаденко Сергей Владимирович, Горбачёва Анастасия Сергеевна, Арсланова Алина Рамильевна, Толмачёв Иван Владиславович 3D-визуализация для планирования операций и выполнения хирургического вмешательства (cas-технологии) // Бюллетень сибирской медицины. 2014. №4. С. 165–172.
8. Жук Д.М., Перфильев С.А. CAS-системы – системы автоматизированного проектирования в хирургии // Наука и образование. 2011. Т. 3.
9. Карась С. И. ВИРТУАЛЬНЫЕ ПАЦИЕНТЫ КАК ФОРМАТ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) // Бюллетень сибирской медицины. 2020. №1. С. 140-149.
10. Bearman M. Is virtual the same as real? Medical students’ experiences of a virtual patient. Acad. Med. 2003; 78 (5): 538–545. DOI: 10.1097/00001888-200305000-00021.
11. Cendan J., Lok B. The use of virtual patients in medical school curricula. Adv. Physiol. Educ. 2012; 36 (1): 48–53. DOI: 10.1152/advan.00054.2011.
12. Kolb D.A., Fry R.E. Toward an Applied Theory of Experiential Learning. In: C. Cooper (ed.) Theories of group processes. NY: J. Wiley and Sons, 1975.