Legal regulation of telemedicine in the Russian Federation

UDC 37
Publication date: 02.06.2024
International Journal of Professional Science №6-2-2024

Legal regulation of telemedicine in the Russian Federation

Правовое регулирование телемедицины в РФ

Kurepina Yu.A.
Scientific adviser: Pronkin N.N.

1. Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), 3rd year.
2. Candidate of Economics, Associate Professor – Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenov Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University).


Курепина Ю.А.
Научный руководитель: Пронькин Н.Н.
1. ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), 3 курс.
2. к.э.н, доцент – ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет).
Аннотация: В статье описывается развитие законодательного регулирования телемедицины в Российской Федерации, приводятся правовые акты, как федеральные, так и локальные, и описывается их влияние на развитие и регулирование отрасли. Рассматриваются и сравниваются приказы отдельных субъектов Российской Федерации, призванные регулировать отрасль в регионах.

Abstract: The article describes the development of legislative regulation of telemedicine in the Russian Federation, cites legal acts, both federal and local, and describes their impact on the development and regulation of the industry. Orders of individual subjects of the Russian Federation, designed to regulate the industry in the regions, are considered and compared.
Ключевые слова: телемедицина, правовое регулирование, развитие законодательства.

Keywords: telemedicine, legal regulation, development of legislation.


В настоящее время, с увеличением темпов цифровизации, технологии приходят практически во все сферы жизни человека и медицина не исключение. В последние годы был опубликован ряд нормативно-правовых актов, что послужило одной из причин повышения активности медицинских организаций в оказании медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий. Считается, что, хотя дистанционное взаимодействие с пациентом может привести к множеству диагностических ошибок [1], телемедицинские технологии делают качественнее и доступнее, в том числе и финансово, получение необходимой медицинской помощи, в особенности в удаленных регионах, а также в разы уменьшает временные затраты на пациента, что увеличивает доступность высококвалифицированных специалистов [2].

Правовое регулирование телемедицины и, соответственно, развитие этой отрасти началось в 2001 году с введением Приказа Минздрава РФ № 344, Российской академии медицинских наук (РАМН) № 76 от 27.08.2001 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации». Был предусмотрен ряд проектов, направленных на создание телемедицинской сети здравоохранения, однако полностью реализованы проекты не были, ввиду недостаточной технической развитости регионов [3]. После данного приказа правовые акты, касающиеся телемедицины, долгое время не принимались [4], и, фактически, до 2017 года данная отрасль практически не регулировалась.

Первым Федеральным законом, регулирующим использование телемедицинских технологий, стал Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», который внес изменения в действующие Федеральные законы от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» была введена статья 36.2 «Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий», которая обозначила цели и порядок использования телемедицинских технологий, а также уточнила, что дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента и коррекция ранее назначенного лечения может проводиться лечащим врачом только после очного приема [5]. Также в статью 2 (Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе) было добавлено определение телемедицинских технологий. И хотя принятие данного правового акта не только не способствовало развитию отрасли телемедицины, а, скорее, привело к потере к ней интереса со стороны медицинских организаций в связи с его ограничительным характером [6], можно сказать, что именно с него началось законодательное регулирование телемедицины в РФ.

Позже был издан Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 965н от 30.11.2017 «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». Настоящий порядок определил правила применения телемедицинских технологий при организации и оказании медицинской помощи, а также порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой и с пациентами [7]. Также в данном Приказе указываются правила организации и виды, условия и формы оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий, и порядок проведения дистанционных консультаций.

В 2020 году был принят Федеральный закон № 258-ФЗ от 31.07.2020 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», согласно первой статье которого, телемедицинские технологии относятся к направлениям, по которым могут устанавливаться экспериментальные правовые режимы [8], что и было сделано позднее, в 2023 году. В связи с принятием данного Федерального закона, в 2021 году был принят Федеральный закон № 331-ФЗ от 02.07.2021 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», согласно 9 статье которого были внесены изменения в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Несмотря на принятый ряд Приказов и Федеральных законов, во внедрении телемедицинских технологий все еще существует множество проблем: невозможность проводить дистанционную диагностику заболеваний, несовершенство законодательства в области защиты персональных данных, отсутствие правовой конфиденциальности, отсутствие стандартизации, отсутствие юридической защиты и лицензирования врачей, осуществляющих телеконсультации и прочее [9]. Также можно отметить неравномерность внедрения и использования телемедицинских технологий в различных регионах Российской Федерации.

В некоторых субъектах Российской Федерации телемедицина развивается слабо, в то время как в ряде субъектов развитие телемедицины идет более активно с поддержкой принимаемыми правовыми актами, регулирующими данную сферу. Рассматривая локальные правовые акты, можно выделить приказы следующих субъектов РФ.

В Волгоградской области приказом министерства здравоохранения Волгоградской области от 03.07.2013 № 1651 «О создании системы телемедицинской помощи» был утвержден Регламент проведения телемедицинских консультаций в системе здравоохранения Волгоградской области, который призван оказать содействие развитию в области телемедицинских консультаций. В данном Регламенте понятие «телемедицина» определяется через предмет телемедицины: «Телемедицина — предмет телемедицины заключается в обмене медицинской информацией между отдаленными друг от друга пунктами, где находятся пациенты, врачи, поставщики медицинской помощи и другие субъекты» [10]. Идентичное определение дано и в Положении об информационной системе «Телемедицинская система Ненецкого автономного округа», утвержденном Приказом Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 29.03.2016 № 33 «О развитии телемедицинских технологий на территории Ненецкого автономного округа» [11].

Схожее определение, но с уточнением целей использования телемедицинских технологий, дано и в Приказе Министерства здравоохранения Пензенской области от 10.06.2019 г. № 114 «О реализации на территории Пензенской области порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 № 965н» [12].

В Регламенте организации и проведения телемедицинских консультаций в медицинских организациях Приморского края, утвержденном Приказом Департамента здравоохранения Приморского края от 24.07.2014 № 625-о «Об организации телемедицинских консультаций на территории Приморского края» определение телемедицины дается через «комплекс организационных, финансовых и технологических мероприятий, обеспечивающих осуществление дистанционной консультационной медицинской услуги» [13].

В приказе Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 24.03.2009 № 01-8/4-295 «О создании республиканского телемедицинского центра ГУ РБ №1-НЦМ и телемедицинских отделов (центров), пунктов в ЛПУ РС(Я)», которым утвержден Регламент организации и проведения телемедицинских консультаций закреплено, что при проведении телемедицинской консультации должны соблюдаться этические нормы: «соблюдать принцип информированного согласия, соблюдать конфиденциальность и анонимность (<…> желательно использование цифровой подписи для идентификации участника телеконсультирования и пресечения доступа к электронным данным о пациенте со стороны третьих лиц)». Также отмечается, что телемедицинские консультации не проводятся без информированного добровольного согласия пациента на проведение телемедицинской консультации [14].

Можно отметить, что Регламенты, регулирующие оказание телемедицинских услуг приняты не во всех регионах, а существующие Регламенты имеют различия не только в определении телемедицины, которое в отдельных актах определяется через само себя, что вносит некоторую путаницу, но и в алгоритмах проведения телемедицинской консультации, а также в составе участников данных правоотношений [15]. Все вышеперечисленное приводит не только к неравномерному развитию телемедицины, но и может затруднить оказание помощи пациентам из других регионов ввиду различий в законодательстве.

Если рассматривать развитие телемедицины в Москве и Московской области, можно выделить Приказ Минздрава МО от 25.11.2008 № 726 «Об обеспечении создания системы «Телемедицина Подмосковья» (вместе с «Регламентом проведения телемедицинских консультаций в системе «Телемедицина Подмосковья»), целью которого было обозначено создание телемедицинских центров и введение системы оказания телемедицинской помощи. Также с 2018 года Департаментом здравоохранения г.Москвы утверждаются приказы об утверждении регламентов организации оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий по различным профилям, а также об организации дистанционных консультаций. В частности, можно выделить:

− Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 30.06.2022 № 638 «Об организации проведения проактивных телемедицинских консультаций в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь по профилям «онкология», «гематология» взрослому населению»

− Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 14.01.2022 № 16 «Об организации оказания медицинской помощи по профилю «онкология» в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы»

− Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.03.2018 № 183 «Об утверждении регламента организации оказания медицинской помощи по профилям «рентгенология» и «радиология» с применением телемедицинских технологий»

− Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 09.08.2022 № 779 «Об организации консультаций пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации в условиях круглосуточного стационара, с использованием очков дополненной реальности системы «Удаленный помощник»

Также во время распространения коронавирусной инфекции в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 06.04.2020 № 356 «О применении телемедицинских технологий при организации оказания консультаций по вопросам коронавирусной инфекции COVID-19 и подборе персонала в медицинские организации города Москвы» в г.Москве был создан Телемедицинский центр для предоставления дистанционной консультативной медицинской помощи пациентам с подтвержденной коронавирусной инфекцией [16]. Из вышеприведенных актов можно заключить, что в Московском регионе телемедицина развивается и регулируется активно и вполне успешно.

Возвращаясь к последним принятым федеральным правовым актам, можно отметить экспериментальный правовой режим, введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2023 № 1164 и призванный решить проблемы регулирования телемедицины, однако осуществилось это преимущественно за счёт исключения действия частей различных правовых актов [17].

Подводя итог можно отметить следующее:

  • Первые шаги к регулированию уже развивающейся отрасли телемедицины были предприняты только спустя 16 лет после попытки создания телемедицинской сети в 2001 году;
  • В регионах страны телемедицина развивалась неравномерно ввиду разного уровня технической развитости, в связи с этим присутствуют различия в законодательных актах, регулирующих отрасль;
  • Москва и Московская область – регионы, где наиболее активно на данный момент развивается телемедицина;
  • Несмотря на активное развитие телемедицины, все еще существует ряд проблем, и на данный момент предпринимаются попытки их решить с помощью экспериментального правового режима.

References

1. Лупарев Е.Б. Правовое регулирование экспорта телемедицинских услуг: российский и европейский опыт // Юридический сетевой электронный научный журнал. 2020. №1 (11).
2. Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич, Ходырева Любовь Алексеевна, Турзин П., Кондратенко Д., Гозулов Александр Сергеевич, и др. Телемедицина: нормативно-правовое обеспечение, реалии и перспективы применения в отечественном здравоохранении // Экспериментальная и клиническая урология. 2019. №1.
3. Назарова Надежда Александровна, Валуева Надежда Игоревна. Проблематика правового регулирования телемедицины в контексте цифровизации и здравоохранения в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2022. №2 (13)
4. Шалберкина Марина Николаевна. Об отдельных проблемах оказания медицинской помощи с применением телемедицинских услуг // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2022. №6 (94)
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
6. Русман Галина Сергеевна. Правовое регулирование внедрения и реализации телемедицины в промышленном регионе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2021. №3 (21)
7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 965н от 30.11.2017 «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий»
8. Федеральный закон № 258-ФЗ от 31.07.2020 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»
9. Барашков Г.М., Еремина М.Г., Субботина В.Г. Телемедицина в решении проблемы ограничения доступности медицинской помощи на отдаленных территориях: правовые барьеры внедрения и функционирования // Саратовский научно-медицинский журнал. 2021. №4 (17)
10. Приказ Министерства здравоохранения Волгоградской области № 1651 от 03.07.2013 «О создании системы телемедицинской помощи»
11. Приказ Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 29.03.2016 № 33 «О развитии телемедицинских технологий на территории Ненецкого автономного округа»
12. Приказ Министерства здравоохранения Пензенской области от 10.06.2019 г. № 114 «О реализации на территории Пензенской области порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2017 № 965н»
13. Приказ Департамента здравоохранения Приморского края от 24.07.2014 № 625-о «Об организации телемедицинских консультаций на территории Приморского края»
14. Приказ Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) от 24.03.2009 № 01-8/4-295 «О создании республиканского телемедицинского центра ГУ РБ №1-НЦМ и телемедицинских отделов (центров), пунктов в ЛПУ РС(Я)»
15. Акулин И.М., Чеснокова Е.А., Пресняков Р.А., Прядко А.Е. Правовое регулирование экспорта телемедицинских услуг: российский и европейский опыт // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020. №5-6
16. Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 06.04.2020 № 356 «О применении телемедицинских технологий при организации оказания консультаций по вопросам коронавирусной инфекции COVID-19 и подборе персонала в медицинские организации города Москвы»
17. Усенков Иван Алексеевич. Стабильность законодательства о телемедицине: актуальные проблемы // Право и политика. 2024. №3