Digital Educational Resources at Digital School

UDC 378
Publication date: 30.11.2019
International Journal of Professional Science №11-2019

Digital Educational Resources at Digital School

Электронные образовательные ресурсы в цифровой школе

Babayan Kristina Vladikovna
scientific adviser - Pogodina I.A.

1. student of the department of mathematics, computer science
and digital educational technologies,
Stavropol State Pedagogical Institute
2. Senior Lecturer, Department of Mathematics,
computer science and digital educational technology,
Stavropol State Pedagogical Institute


Бабаян Кристина Владиковна
Научный руководитель - Погодина И.А.
1. студентка кафедры математики, информатики
и цифровых образовательных технологий,
Ставропольский государственный педагогический институт
2. старший преподаватель кафедры математики,
информатики и цифровых образовательных технологий,
Ставропольский государственный педагогический институт
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема внедрения средств ИКТ и ЭОР в образовательный процесс. Определен ряд преимуществ, предоставляющие электронные образовательные ресурсы. Рассмотрены виды ЭОР и их применение на разных этапах уроков.

Abstract: This article discusses the problem of introducing ICT and ESM tools into the educational process. A number of advantages providing electronic educational resources have been identified. The types of ESM and their application at different stages of the lessons are considered.
Ключевые слова: ЭОР, ИКТ, цифровая школа, педагог, процесс информатизации

Keywords: ESM, ICT, digital school, teacher, informatization process


            В настоящее время в системе образования разрабатывается модель цифрового образования. Главным ее участников является педагог, обладающий не только знаниями умениями и навыками излагаемой дисциплины, но и способностью применять электронные образовательные ресурсы, что во многом способно повысить результативность учебного процесса.

           Основная задача современной школы заключается в обучении и воспитании учеников, обладающих порядочностью, патриотическими идеями, способного жить в конкурентном, высокотехнологичном мире. Основным ресурсом преобразования образовательного процесса является внедрение информационных технологий, с соответствующие методологией, практикой и технологией обучения.

                Под внедрением средств ИКТ понимается использование технологий, благодаря которым, улучшается методическая система образования, направленная на формирование и развитие интеллектуального потенциала обучающихся. Также реализация психологической диагностики на базе компьютерного тестирования, управление образованием при помощи глобальной сети [1].

                К настоящему времени в отечественных школах, деятельность педагога, с применение информационных технологий, поощрялась, но не была обязательной. Сегодня, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), каждый преподаватель обязан использовать в своей педагогической деятельности средства ИКТ и сформировать навыки работы сними у обучающихся.

                Потребность в использование информационных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) определенно требованиями к результатам основной образовательной программы. Следует понимать, что в сложивших условиях, когда осуществляется плавный переход на цифровое образование, необходим организованный этап практического внедрения средств ИКТ и ЭОР, в основе которых должны быть определены условия для обеспечения образовательных учреждений оборудованием, также сформирована информационная среда, выделены кабинеты для оснащения компьютерной техников, предоставлен доступ в интернет [7].

                Согласно ФГОС, современная школа должна обладать информационной системой, высоквалифицированными специалистами, способными работать и информационной базой, за счет этого обеспечивается: возможность для преподавания любого курса, планирование образовательного процесса с наименьшими затратами, фиксация результатов обучения в информационной базе, доступность контроля результатов обучения для детей и родителей [4].

              Технологии позволяют создавать модели процессов, которые учащиеся не могут увидеть в повседневной жизни, также главной особенностью является то, что учащиеся, на базе имеющихся моделей могут делать анализы или прогнозы, которые в дальнейшем можно корректировать и изменять [6].

               Более подробно рассмотрим результаты применения ЭОР в процессе обучения. Для начала под электронными образовательными ресурсами понимается в первую очередь, понимают учебные материалы, воспроизведение которых возможно благодаря использованию электронных устройств. В основном применяемые ЭОР в учебном процессе это аудио и видео записи [3].

                По своему назначению электронные ресурсы делят на несколько уровней.

  • Самые простые и распространенные ЭОР –текстографические. Их

основное отличие от традиционных печатных учебников является предоставление материала в электронном виде, то есть текст расположен не на бумажном носителе, а на мониторе компьютера.

  • Следующий уровень также текстографический, но существенно

отличается. Навигация по тексту очень удобна, так, например, в печатных учебниках, изучая новый материл, часто сталкиваемся с терминами нам неизвестными, приходится искать определение в словаре либо другом учебнике. Использование электронных учебников облегчает данную задачу. Например, можно сделать так, что, наведя курсор на неизвестным нам термин, его объяснение появится в дополнительном окне.

  • И последний уровень представлен ресурсами, состоящими из

визуальных и звуковых фрагментов. Отличия от традиционных учебников здесь очевидны. Кино, звук, анимацию, невозможно представить в полиграфическом виде.

                Представление звукового, анимационного, графического материала осуществляется благодаря мультимедиа ЭОР. Когда речь заходит об использовании мультимедиа технологий подразумевается одновременное воспроизведение информации на экране монитора, либо интерактивной доске[2].

                Несмотря на все преимущества, ЭОР никогда не заменит преподавателя и учебники, они лишь дополняют учебный материал и облегчают усвоение сложных тем. Электронный образовательный ресурс представлен как универсальное учебное средство с открытой сферой применения.

                Применение ЭОР на практических занятиях сводится к тому, что помимо монотонного объяснения материала на лекционных занятиях, возможно использования интерактивных тестов, демонстрация видео, электронных учебников. На семинарских занятием можно использовать презентационный материал, учебные фильмы, анимации, викторины.

                При выполнении практических и лабораторных работ можно использовать стимуляторы, виртуальные тренажеры. Существует огромное количество методов проведения контроля итогов обучения и оценки знаний как при традиционном, так и при компьютерном обучении. В педагогической практике эффективно применяется метод компьютерной формы проверки знаний [5].

                Таким образом, можно сделать вывод, что электронные образовательные ресурсы становятся все более популярны, они облегчают работу учителя, экономят его время, дают возможность изучить что-то новое, выйти за рамки предлагаемого материала, тем самым способствуют формированию навыков самостоятельной и творческой работы учащихся. Наряду с этим ЭОР актуальны и ближайшая перспектива их применения будет только расширяться и дополняться разнообразием.

References

1. Авдеева С.М., Барышникова М.Ю., Босова Л.Л. и др. Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО). — М.: Роcсийская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
2. Босова Л.Л. Создание и использование электронных образовательных ресурсов для общего образования. Монография. М. : МГПУ, 2014.
3. Буханцева, Н. В. Электронные образовательные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия / Н. В. Буханцева. ̶ Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун., 2011. ̶ 402 с.
4. ГОСТ Р 53620–2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082196
5. Погодина И.А., Варнавская Л.Г. Мониторинг знаний учащихся по информатике как один из способов повышения качества обучения. Colloquium-journal. 2018. № 13-5 (24). С. 13-15.
6. Погодина И.А., Ковачева К.А., Чунихина Е.А. Применение информационных технологий для развития математической культуры школьников. Аллея науки. 2018. Т. 5. № 5 (21). С. 1089-1093.
7. Погодина И.А., Сенченко Е.В. «Дистанционное обучение в начальной школе». В сборнике: Современная научная мысль Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Главный редактор М.П. Нечаев. 2018. С. 130-133