Formation of non-violent communication skills in foreign language classes in a higher education institution

UDC 159.9
Publication date: 22.04.2024
International Journal of Professional Science №4-1-2024

Formation of non-violent communication skills in foreign language classes in a higher education institution

Формирование навыков ненасильственного общения на занятиях по иностранному языку в высшем учебном заведении

Frunze Tatyana Nikolaevna
Assistant at the Department of Foreign Languages and Professional Communication Belgorod State National Research University

Фрунзе Татьяна Николаевна
ассистент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Аннотация: Современный процесс образования всецело опирается на принципы гуманного отношения ко всем его субъектам и индивидуального подхода, основанного на психоэмоциональных компонентах сознания каждой личности. Исходя из данной концепции, характер взаимоотношений между преподавателями и студентами модернизируется в соответствии с их гуманизацией, вследствие чего приобретает актуальность применение методики, представленной в модели ненасильственного общения Маршала Розенберга. В данной статье рассматривается вышеупомянутая модель и ее особенности, а также возможность и перспектива ее применения на занятиях по иностранному языку в высших учебных заведениях с целью повышения продуктивности образовательной деятельности и решения проблем взаимодействия ее субъектов.

Abstract: The modern process of education is entirely based on the principles of a humane attitude towards all its subjects and an individual approach based on the psycho-emotional components of the consciousness of each individual. Based on this concept, the nature of the relationship between teachers and students is modernized in accordance with their humanization, as a result of which the application of the methodology presented in Marshall Rosenberg’s model of nonviolent communication becomes relevant. This article discusses the above-mentioned model and its features, as well as the possibility and prospects of its use in foreign language classes in higher educational institutions in order to increase the productivity of educational activities and solve problems of interaction between its subjects.
Ключевые слова: ненасильственное общение, речевые навыки, эффективная коммуникация, эмпатия, бесконфликтное взаимодействие.

Keywords: nonviolent communication, speech skills, effective communication, empathy, conflict-free interaction.


Овладение иностранным языком на любом этапе его изучения, в конечном счете, подразумевает овладение речевыми навыками для реализации коммуникации. Для полноценного использования полученных навыков необходимы также речевые умения, предполагающие свободную и креативную деятельность. Ее процессы, в свою очередь, представляют собой совокупность мыслительной деятельности, воображения, выражение эмоций и активное взаимодействие студентов между собой и с преподавателем [1]. Полноценные навыки реализации коммуникации на иностранном языке можно получить только в процессе непосредственного общения на нем, но не у каждого обучающегося, даже при желании овладеть языком, проявляется желание коммуникативного взаимодействия. Часто это явление обусловлено тем, что разница психологического восприятия окружающего мира порождает недопонимание между субъектами образовательного процесса и формирует негативное восприятие изречений друг друга.

Над решением данной проблемы в 1960-х годах активно работал американский психолог Маршал Розенберг. Исходя из основных положений гуманистической психологии, он разработал метод ненасильственного общения. Его название происходит из основных аспектов данной формы взаимодействия: формирования сочувствия и эмпатии к собеседнику, выстраивание адекватного восприятия себя самого и окружающих. «Ненасильственность» здесь характеризуется как естественное сопереживание и отсутствие в эмоциях негатива и давления на собеседника — «насилия». Как уточняет М. Розенберг: «мы сами можем не считать свою манеру говорить «насильственной», но слова часто причиняют боль окружающим или нам самим» [2].

Ненасильственное общение предполагает формирование коммуникативных навыков таким образом, чтобы они позволяли выстраивать эффективный диалог на основе эмпатии [3]. Для применения данной концепции в образовательном процессе необходимо учитывать ряд факторов:

— студент является субъектом образовательного процесса, на которого направлены усилия преподавателя по обучению и развитию, а также укреплению нравственной позиции;

— у каждого студента имеется собственный уникальный эмоциональный опыт;

— начиная работать в рамках данной концепции нужно целиком отказаться от принуждения студентов к взаимодействию;

— необходимо, прежде всего, создать благоприятный психологический климат в группе [4].

 Методы применения ненасильственного общения в преподавательской деятельности были рассмотрены М. Розенбергом на примере работы с учащимися школы и проведения наблюдений и опытов в классе, но данная методика уместна и для студентов ВУЗов, поскольку сегодняшние студенты — это вчерашние школьники, пусть и с более высоким уровнем интеллектуального и эмоционального развития. К тому же, сегодняшняя образовательная система подразумевает наличие преемственности векторов развития и применяемых методик на всех ступенях образования. Практический интерес модели М. Розенберга состоит в ее четырех компонентах, отражающих суть ее функционирования:

— наблюдение за субъектами образовательного процесса с целью составления безоценочных суждений о каждом;

— ориентир на чувства и эмоции, проецирование эмоционального состояния: своего на окружающих и чужого на себя;

— выявление потребностей собеседника, важных для него аспектов;

— формулирование вопросов и просьб без давления, принуждения, требования [2].

Важным будет отметить, что реализуя коммуникацию в рамках данной модели, важно не только стараться понять эмоциональное состояние и мысль собеседника, но и предельно ясно и открыто продемонстрировать собственные с целью облегчить восприятие и понимание окружающих.

Основные аспекты ненасильственного общения демонстрируют, что в целом все люди имеют довольно схожие потребности и возможности их удовлетворения, а проявляемые в процессе коммуникации эмоции — есть следствие удовлетворения или, напротив, неудовлетворения этих самых потребностей. Также, в число этих базовых потребностей входит и потребность делиться собственными мыслями и чувствами с окружающими, а сочувствие в данной модели может выступать как один из способов удовлетворение собственных потребностей.

В процессе выстраивания коммуникации на занятиях по иностранному языку вполне уместным будет выстраивание диалога в соответствии с рассматриваемой моделью. Таким образом, будет реализоваться не только обучающая предметная функция, но и воспитательная, а также, при грамотном подходе со стороны преподавателя, появится возможность формирования элементарных психологических навыков, способствующих эффективной коммуникации. В целом, модель ненасильственного общения применима в любой сфере общения в силу своей простоты, логичности и рациональности [6].

В первую очередь подавать пример ненасильственного общения должен сам педагог. Формируя представление о бесконфликтном общении он постепенно передаст свою модель поведения и студентам, в начале в рамках собственных занятий, а в дальнейшем, возможно, сумеет распространить его за пределы аудитории. Взаимодействие, построенное на открытости, обеспечивает субъективную свободу выбора и уверенность в положительном результате деятельности. Когда все субъекты коммуникативной ситуации ощущают себя в равных условиях с окружающими и объединены общим стремлением, направленным на достижение цели посредством ненасильственного общения, реализация четырехкомпонентной модели приводит к желаемому результату [7].

Образовательный процесс, построенный в соответствии с моделью ненасильственного общения, формируется поэтапно. На занятиях по иностранному языку в ВУЗе, к примеру, он может реализоваться в следующей форме:

  1. Этап формирования мотивации, на котором актуализируется индивидуальный эмоциональный и интеллектуальный опыт каждого субъекта коммуникации. Уместным будет выяснить у студентов, возникают ли у них конфликты с окружающими и на какой почве.
  2. Вводно-теоретический этап, на котором студентов следует ознакомить с основными положениями концепции ненасильственного общения.
  3. Аналитический этап, на котором преподаватель предлагает в качестве учебного материала, направленного на практику коммуникативных навыков на иностранном языке, заранее сформированный диалог, в котором студентам предстоит выявить этапы модели ненасильственного общения.
  4. Лингвистическая подготовка, актуализирующая лексические единицы, используемые в рамках описания эмоций, и лексические конструкции, отображающие сформулированную просьбу. Относительно последних будет уместно задание — выявить конструкции, соответствующие концепции ненасильственного общения.
  5. Моделирование студентами собственных коммуникативных ситуаций на изучаемом языке с использованием ранее освоенных материалов в рамках концепции ненасильственного общения [5].

Корректирование данной схемы работы со студентами может сделать ее актуальной не только для применения на занятиях по иностранному языку, но и в рамках освоения других дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях, как языковедческих, подразумевающих выстраивание коммуникации на родном языке, так и, к примеру, на занятиях по психологии.

Многие отечественные и зарубежные психологи занимались изучением проблемы бесконфликтного общения, такие, например, как Ю.Б. Гиппенрейтер или К.Р. Роджерс. Кто-то называл такой тип коммуникации открытым, кто-то эффективным. Но понятие ненасильственного общения, на наш взгляд, наиболее точно отражает суть заложенных в нем ценностей. Данная модель основана на гуманистических принципах, отраженных в психологии и педагогике. Налаженное, открытое и аргументированное взаимодействие между субъектами в большинстве случаев способно привести к разрешению конфликтной ситуации.

Сегодня в обществе активно пропагандируется не вполне правильная позиция относительно жизненной философии. Современный человек становится заложником собственных потребностей и эгоистических желаний. Индивидуально развитие и самореализация превозносится в статус единственно важных устремлений, в то время как человек существует в социуме и должен ориентироваться также и на потребности окружающих его людей. Образование в значительной мере оказывает влияние на формирование мировоззренческих ценностей личности и его дальнейшую позицию на пути развития и социальной интеграции. Психология ненасилия позволяет во многом пересмотреть современные тенденции и направить молодых людей на адекватное восприятие окружающих.

В целом, ненасилие — это «своего рода особая и этически богатая связь, основанная на ценностях добра, любви и справедливости» [7]. Сегодня наше общество как никогда нуждается в подобной социально значимой концепции, активно распространяемой в образовательных учреждениях. Каждый человек должен осознавать необходимость ненасилия как по отношению к себе, так и к другим людям, и воспринимать его как норму взаимодействия, а человеческая жизнь в данном ключе будет восприниматься как главная ценность.

Жизненная позиция, заключающаяся в ненасилии, формируемая в процессе обучения полностью отвечает и стремлению современной системы образования к развитию индивидуальных способностей и талантов молодежи. Именно эффективно и бесконфликтно взаимодействуя друг с другом и с преподавательским составом, студенты будут продуктивно реализовывать собственный потенциал, и ощущать социальную значимость собственной деятельности. А духовно-нравственная основа рассматриваемой модели ненасильственного общения позволит задать вышеупомянутому личностному потенциалу каждого студента правильный вектор развития и адекватную оценку собственных действий.

 Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что модель ненасильственного общения М. Розенберга может эффективно использоваться в процессе обучения студентов иностранному языку, равно как и в других ситуациях коммуникативного взаимодействия в образовательном процессе. Данная концепция направлена на разрешение проблем и затруднений в общении и позволяет слышать других и быть услышанным самому. В процессе общения, выстраиваемого по данной модели, каждый его субъект открыто демонстрирует в диалоге собственные потребности, но, ни в коем случае, не предъявляет требований, и выявляет потребности собеседника, что позволяет совершенствовать коммуникативные навыки. Реализация данной модели требует от каждого субъекта общения серьезной внутренней работы над собой, что помимо обучающей цели образовательного процесса реализует воспитательную и развивающую.

References

1. Семенова, А. Х. Психологический аспект обучения иностранному языку / А. Х. Семенова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 447-450.
2. Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. / Розенберг М. - Москва: София, 2020 - 288 c.
3. Гессман, Х. В., Севастьянов П. С. Концепция ненасильственного общения М. Розенберга. / Х. В. Гессман, П.С. Севастьянов // Современная зарубежная психология. - 2014. - № 2. - С. 84-91.
4. Ситаров В. А. Ненасильственные технологии организации обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 3. - С. 261–265.
5. Помялова Е.И. Использование метода ненасильственного общения в процессе обучения иностранному языку / Е.Помялова Е.И. [Электронный ресурс] // Ratio et Natura: [сайт]. - URL: https://ratio-natura.ru/sites/default/files/2023-03/ispolzovanie-metoda-nenasilstvennogo-obscheniya-v-processe-obucheniya-inostrannomu-yazyku.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
6. Сушко Н. Г., Примак Н. Ю. Концепция ненасильственного общения как методологическая основа современной деловой коммуникации / Сушко Н. Г., Примак Н. Ю. // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» - 2016. - Том 7, № 4. - С. 272-276.
7. Перфилов, А. А. Ненасильственное общение как педагогический феномен / А. А. Перфилов // Образование и проблемы развития общества. - 2020. - № 4 (13). - С. 110-113.